Библиографическое описание:

Маликова Т. Н. Форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через моделирование // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 171-173.



Форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через моделирование

Важнейшей задачей дошкольного воспитания в настоящее время является формирование экологического сознания. Началом формирования экологического сознания личности является дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

Моделирование как форма работы по экологическому воспитанию дошкольников — это ознакомление детей с природой через действенный метод, на основе которого можно формировать экологические представления старших дошкольников.

Актуальнымвдошкольном образовании является система непрерывного и всеобщего экологического воспитания, одна из составляющих нравственного формирования личности.На этапе дошкольного детства складывается первое мироощущение: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, формируется первооснова экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

В основу моделированияположен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии, предполагая:

− воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

− формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

− развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

− участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.

Педагогические наблюдения показывают, что наиболее эффективно процесс экологического мышления дошкольников идёт через такие способы поисковой деятельности как: активное наблюдение, экспериментирование, исследовательская работа, моделирование и имитация. Моделирование — исследование каких-либо явлений, процессов, систем путём построения и изучения их моделей.

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей, с цельюформирования у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде.

Исходя из цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Вызвать у детей познавательный интерес к окружающему миру природы, дать первоначальные знания о жизни растений, насекомых, птиц, животных; Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
  2. На примере самых простых и хорошо знакомых детям природных объектов подвести к пониманию, осознанию неразрывной взаимосвязи в природе; научить детей конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.
  3. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

В процессе обучения детей старшего дошкольного возраста модель используется как наглядно-практическое средство познания. Её важные функции должны чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания; простота и доступность для создания и действия с ней; ярко и отчётливо передавать свойства и отношения, которые должны быть освоены и облегчать познание через совместную деятельность педагога и ребёнка. Ребенок рано овладевает замещением объектов в игре, в процессе освоения речи, в изобразительной деятельности.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематичными изображениями, знаками, символами. Для успешного усвоения знаний об особенностях объектов природы детям предлагались разные виды моделей (предметные, предметно-схематические и графические).

Предметные модели,воспроизводящие структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений, наблюдения за моделью дети сравнивали по внешнему виду, по способу передвижения, находили сходство и различие.

Предметно-схематические модели,вкоторых представлены существенные признаки в виде предметов–макетов.

Наиболее приемлемым и доступные является ведение календаря природы. Дети учатся фиксировать свои наблюдения, обобщать их и делать выводы о закономерностях происходящих явлений. Старшие дошкольники изображают небольшие детские рисунки-символы: веточка с листочками, журавлиный клин, красногрудый снегирь и т. д.

Изобразительная деятельность детей широко используется при предметно-схематическом методе систематизации знаний в процессе ознакомления их с природой. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов.

Графический тип модели передаёт обобщенно признаки, связи и отношения природных явлений (Графики, схемы, планы, значки-символы) календарь наблюдений- это таблица фиксации продолжительности и т. п. Можно отметить, что данные модели отражают те явления природы, которые находятся в поле зрения детей и составляют содержание частых наблюдений.

Моделирование проводится поэтапно:

  1. Первый этап предусматривает овладение самой моделью. Дети, работая с моделью, осваивают с помощью замещения реально существующих компонентов условными обозначениями. На этом этапе решается важная познавательная задача
  2. На втором этапе осуществляется замещение предметно-схематической модели схематической. Это позволяет подвести детей к обобщенным знаниям, представлениям. Формируются умения отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить себе объект с его функциональными связями и зависимостями.
  3. Третий этап самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности.

В работе с детьми используются формы работы, соответствующие программе образовательного учреждения по экологическому воспитанию.

Методы и приемы, использованные по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.

− словесные методы (беседа, проблемные вопросы, рассказы — описание и т. п.);

− метод наблюдениясподключением различных анализаторов, экскурсии;

− проблемные ситуации, эксперименты проведение опытов(позволяющих «открыть новое знание»);

− практическая деятельность и поисковая деятельность (экологические акции, изобразительная деятельность с отображением природы);

− игровые методы и игра.

Учитывая, что детям старшего дошкольного возраста присуще наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, при формировании основ естественных и экологических представлений моделирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному.

С помощью моделирования можно установить закономерности природных явлений, не проводя экспериментов, а так же решить ряд экологических задач в игровой и доступной для детей форме. Для организации интересной мыслительной деятельности помогаютигры-путешествия, театр, сказки, викторины, дидактические игры, и т. д.

Музыкально-театрализованные постановки помогают раскрыть сложные явления в природе. Читая экологические сказки старшие дошкольники сами сочиняют эпизоды при этом учатся составлять модель сказки. Праздники и развлечения экологического содержания — одна из наиболее эффективных форм работы, так как совмещает в себе большое разнообразие видов детской деятельности и имеет наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребёнка.Организовывая игры- путешествия у детей формируются экологические представления, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление через модель игровой и доступной для детей форме.

Педагог вместе с детьми создают уголок моделирования с помощью которого решаются задачи развития способности овладения моделирующей деятельностью, систематизация познавательного опыта.

Практическая деятельность в природе проводится через обучениедетей осознавать бережное и заботливое отношение к растениям, животным и желание детей принимать активное участие в уходе за ними. Дети прослеживают и начинают понимать зависимость жизни и состояния растений, животных от труда человека. Постепенно дети прослеживают и полностью начинают понимать зависимость жизни и состояния растений и животных от труда человека. Индивидуальное проявление ребенка в практической деятельности является показатель сформированности у него экологических представлений. Именно в процессе активной деятельности ребенок реализует свои потребности пытливого исследователя, делает выводы и обобщения.

Огромный интерес дети проявляют к исследовательской работе, поэтому большое внимание в работе отведено опытам и экспериментам и пониманию природных закономерностей, безопасного поведения в окружающей среде.

Содержание уголка моделирования можно использовать, например: материалы для ознакомления с их свойствами (сыпучие, твёрдые, жидкие и пр.); оборудование для экспериментов (воронки, ёмкости и др.); приборы (лупы, весы, часы и др.); элементарные устройства, макеты, модели для демонстрации каких-либо свойств, явлений).

Это могут быть экологические зоны в виде модулей: чистый лес; сказочная клумба; искусственное озеро, волшебный аквариум и др.

Дети старшего дошкольного возраста, играя в дидактические игры экологического содержания научились вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети применяют имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, развивая способность умения играть вместе.

Организуемые ежегодно в ДОУсовместно с детьми и родителямиприродоохранные акции,направленные на сохранение объектов природы, такие как: «Чтобы деревья росли рядом с нами» (посадка деревьев осенью); «Цветник» (создание цветочных клумб); «Берегите цветы» (Первоцветы); «Поможем птицам» (изготовление кормушек и сбор корма для птиц в зимнее время); «День чистоты» (порядок и уют на территории); «Аптека для книжки» (уход и обновление литературы) и т. д.

Участвуя в акциях, дети пропускают знания через себя, используют их на практике, приходят к пониманию природных процессов.

Сотрудничество с семьями детей через моделирование по экологическому воспитанию, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но вносят в сам этот процесс необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску.

Результаты показывают, что применение моделирования даёт ощутимые положительные результаты, а именно: влияет на развитие речи, обогащает словарный запас; улучшает понимание структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления; повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира; формирует цельное представление об экосистемах и временах года. Дети научились логически мыслить, связно рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов и объектов природы. Появилось стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада и города. Полученными впечатлениями, знаниями, переживаниями, дети делятся со своими родителями и с другими детьми, вводят их в сюжеты своих игр.

На основе сотрудничества мы добились доверительных взаимоотношений с родителями, их заинтересованного, неравнодушного отношения к развитию и воспитанию детей.

Таким образом, видно, что моделирование, как форма экологического воспитания детей в ДОУ и в повседневной жизни эффективна. А самое главное в экологическом воспитании личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей и родителей желание любить, беречь и сохранять природу.

Литература:

  1. Антипина Г., Чупрова Л., Калараш Е. Войди в лес другом! // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 8. – С. 34–39.
  2. Барабанщикова Е. Путешествие капельки: Интегрированное занятие для ребят подготовительной группы по теме «Круговорот воды в природе» (Экология, музыка, художественный ручной труд) // Дошкольное образование. – 2003. – № 11. – С. 9–16.
  3. Веракса Н. Е. Работа над проектами в детском саду // Современное дошкольное образование. – 2008. – № 5. – С. 47–52.
  4. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» — современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2006. – № 3. – С. 23–27.
  5. Маркова Т. А. Как научить детей любить природу / Т. А. Маркова, Т. А. Виноградова // Дошкольная педагогика. – 2004. – № 4. – С. 8–11.
  6. Романова К. А. Формирование нравственного отношения к природе у детей дошкольного возраста // Детство. – 2003. – № 1. – С. 33–34.
  7. Фокина В. Г. Организация эколого-развивающей среды в дошкольном учреждении // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2008. – № 3. – С. 31–40. – Организация уголка природы.
Основные термины: старшего дошкольного возраста, экологическому воспитанию, детей старшего дошкольного, воспитанию детей старшего, экологическому воспитанию детей, объектов природы, экологическому воспитанию дошкольников, детей дошкольного возраста, детей форме, экологического мышления, обучения детей старшего, детьми старшего дошкольного, экологического сознания, экологического воспитания, экологического воспитания детей, Дети старшего дошкольного, дошкольного возраста модель, Изобразительная деятельность детей, природных явлений, детям старшего дошкольного

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов