Библиографическое описание:

Коновалова Г. А. Игровые приемы по автоматизации звуков у дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 124-126.



В статье рассматриваются игровые приемы коррекционной работы по автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.

Ключевые слова: автоматизация звука, изолированный звук, тяжелые речевые нарушения, логопедические занятия, игровые приемы

Автоматизация звука — это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука. Для того чтобы звук автоматизировать, его прежде необходимо научиться произносить изолированно, то есть отдельно от других звуков. Поставленный изолированный звук очень хрупкий, так как у ребенка произносящего тот или иной звук неправильно, сложилась привычка дефектного произношения. Автоматизируя звук в речи, вы избавляетесь от негативного стереотипа и закрепляете новый правильный. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.

При тяжелых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала быстро надоедает ребенку, утомляет его и вызывает нежелание заниматься. Если же ребенок «застрял» на автоматизации изолированного звука, то о разнообразии приемов и говорить не приходится. У него теряется интерес к логопедическим занятиям, пропадает желание посещать кабинет логопеда. Очень важно, чтобы ребенку захотелось заниматься с вами, а это бывает тогда, когда занятия взрослые превращают в интересную и увлекательную игру.

Использование различных игровых приемов и упражнений позволяет решить сразу несколько задач:

– пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;

– расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;

– повысить познавательную активность и работоспособность детей;

– активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

– плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;

– увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

Предлагаемые игровые приемы предназначены в основном для автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.

Некоторые игровые приемы:

Кто дольше?

Ребенок и взрослый соревнуются в правильном и длительном произношении звука. Победитель отмечается каким-либо символом (звездочкой, снежинкой, листочком, кружочком и т. д.). Данную игру можно использовать для автоматизации свистящих, шипящих, сонорных звуков.

Кто больше?

Используется любой счетный материал (собачки, грибочки, квадратики и т. д.). За каждое правильное произнесение звука или слога взрослый и ребенок берут себе по одной фигурке. Игру можно проводить с двумя-тремя детьми с однотипным нарушением произношения.

Научи мишку

Взрослый берет пальчиковую куклу и просит ребенка научить ее правильно произносить тот или иной звук или слог. Ребенок выступает в роли учителя, Мишка в роли ученика.

Повтори для лисички

На столе выставляются игрушки. Для каждой из них ребенок произносит звук или слог (или ряд слогов). Взрослый подыгрывает ребенку: «Как лисичке понравилось! Мишка не расслышал, повтори-ка еще раз!»

Пчелка жужжит

Игра используется для автоматизации звука [ж]. Взрослый просит ребенка помочь пчеле собрать с цветов вкусный нектар и отнести его в улей. Ребенок ставит палец на начало маршрута и, длительно произнося [ж], ведет пальцем по дорожке. Для автоматизации звука [л] выбирается образ гудящего парохода или самолета; для [з] — комарика; для [ш] — змеи и т. д.

Покажи, как ползет, как едет…

«Показать», как ползет черепаха, улитка, божья коровка, едет машинка. Ребенок ставит палец на начало маршрута и, произнося слог с автоматизируемым звуком, ведет пальцем по дорожке.

Песенки

Игра используется для автоматизации звука [ш]. Взрослый предлагает ребенку повторять слоговые песенки вместе со змейкой: ша–шо–шу–ши… и т. д. Для автоматизации звука [ж] выбирается картинка-символ жука; для [ч] — паровозика; для [р] — тигра; для [л] — самолета; для [з] — комара и т. д.

Собери пирамидку

Ребёнок нанизывает колечки на стержень пирамидки. Одновременно он произносит заданный звук или слог.

Намотай шнурочек на катушку

Ребёнок наматывает шнурок на катушку. Одновременно он произносит заданный звук или слог.

Упражнение смассажными колечками-пружинками

Ребенок поочередно надевает массажные колечки-пружинки на каждый палец, правильно повторяя звук или слог.

Упражнение смассажным мячиком

Ребенок катает массажный мячик между ладонями, произнося при этом заданный звук или слог. Также массажный мячик можно подбрасывать вверх.

C:\Users\Jollycat\AppData\Local\Temp\bat\Фото Кукла из пластмассовой бутылочки.JPG

Кукла из пластмассовой бутылочки

Под пробкой-шапочкой нарисуйте смешную рожицу, а вместо рта проделайте отверстие диаметром 1–1,5 см. Предложите ребенку: «Давай покормим куклу макаронами!» Ребенок кормит куклу макаронами и одновременно произносит заданный звук или слог.

C:\Users\Jollycat\AppData\Local\Temp\bat\Фото Бусы для любимой мамы.JPG

Бусы для любимой мамы

Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизывая макаронины на шнурок произносить заданный звук или слог.

Рыбалка

Сделайте удочку — к палочке привяжите шнурок с магнитом на конце, или купите игрушечную удочку. Приготовьте тазик, бросьте в него разноцветные бельевые прищепки, к которым прикреплены карточки с гласными буквами и ловите их магнитом.

Ребенок вылавливает карточки с гласными буквами, подставляет их к карточке с необходимой согласной буквой и прочитывает прямые и обратные слоги. Игра проводится с детьми 5–7 лет, которые знают буквы.

Данные игровые приемы позволяют разнообразить процесс автоматизации звуков, помогают поддерживать интерес к логопедическим занятиям, способствуют правильному произношению звуков, развивают внимание, память, положительные эмоции у дошкольников.

Литература:

  1. Комарова Л. А. Альбомы по автоматизации звуков. — М., ГНОМ и Д, 2009г.
  2. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. — М., Владос, 1994.
  3. Логопедия: Учебное пособие./ Под ред. Л. С. Волковой. М., Просвещение, 1989.
  4. Косинова Е. М. Азбука правильного произношения. — М., Эксмо, 2005г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов