Библиографическое описание:

Владимирова Н. А., Хаустова Т. Е. Здоровье детей в наших руках // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 6-9.



Выдающийся ученый, философ, древнегреческий врач Гиппократ сказал: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь. Человек должен знать, как помочь себе самому в болезни, имея в виду, что здоровье есть высочайшее богатство человека».

Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от рождения к моменту поступления в школу не улучшается, а ухудшается, что отрицательно влияет на процесс усвоения школьной программы.

Существуют разнообразные комплексы, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Закаливание — важнейший компонент здоровья. Сомнений в пользе нет, все согласны. А дело не двигается. Главная причина — страх перед простудой. Стоит ребенку переболеть насморком — все, никакой доктор уже не решается советовать холодные купания, прогулки без шапки и шарфа. Вот этот страх надо преодолеть — заболевания неизбежны, потому что они вызываются микроорганизмами, и в любом людном месте их достаточно. Иммунная система у детей еще слаба, и они заражаются легко, но при хорошем здоровье так же легко выздоравливают. Если начать кутать, этим открывается путь для новых простуд.

Принципы закаливания давно известны. Если соблюдать осторожность, т. е. постепенность и систематичность, то опасности нет никакой. В руководствах по уходу за детьми даны различные режимы для воздушных и водных процедур. К сожалению, мало, кто способен выдержать систему — измерять температуру воды и воздуха, отмечать минуты.

У Никитиных вопрос закаливания решается просто: для самых маленьких — воздушные ванны и прохладная вода; как начинают ходить — только босиком и в трусиках, дома и на улице, разумеется, если не очень холодно. При всех условиях — очень легкая одежда. Думается, что самое главное — не одевать детей «профилактически», не напяливать излишнюю одежду, но иметь возможность прибавить, если окажется, что холодно. Не жалуется — значит, достаточно тепло, значит, и вреда не будет. Даже если немного и замерзнет, то тоже не беда — пусть побегает и нагреется. Это самая естественная реакция на охлаждение, которую совсем забыли. Дети после трех лет, начиная играть со сверстниками, склонны сбрасывать лишние одежки — препятствовать им не нужно.

Единственное, чего следует избегать, это мокрого холода, а сухой не страшен. Еще совет: после перенесенного заболевания начинать закаливание постепенно, отступив назад на половину достигнутого ранее, но вдвое ускорив темп в уменьшении одежды.

Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды.

Закаливание детей в детском саду предусматривает нахождение детей в помещении в облегченной одежде. Нужна специальная утренняя гимнастика в хорошо проветренном помещении. Также, совершенно необходимо приучать детей при дневном сне спать без маек при температуре в спальной комнате не выше 18 градусов. При этом температура под одеялом должна быть приблизительно 39 градусов. Подобная разница температур — прекрасная тренировка для терморегуляционного аппарата. Вполне можно для закалки иногда предлагать ребенку пройти по полу босиком. Умывание прохладной водой, полоскание полости рта после каждого приема пищи, с постепенным понижением температуры воды также являются эффективным средством профилактики простудных заболеваний.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того чтобы прогулка давала эффект, необходимо менять последовательность видов деятельности детей, в зависимости от характера предыдущего вида деятельности и погодных условий. На прогулке дети в достаточной степени могут реализовать свои двигательные потребности. Оптимальной формой для этого служат подвижные игры и физические упражнения на улице.

Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему при выборе подвижных игр и игровых упражнений мы стараемся соблюдать оптимальный режим двигательной активности, регулируем допустимую нагрузку, изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая количество повторений.

Но мы и не должны забывать о психическом здоровье ребенка. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». Так что же такое «здоровьесберегающая технология»? Здоровьесберегающая технология — это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и взрослого.

Данная система включает в себя комплекс эффективных лечебно-профилактических мер. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий — обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Достижение данной цели возможно только в случае объединения усилий педагогов, медиков и родителей. Совместная деятельность детей и взрослых, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

– Приобщение детей к физической культуре.

– Использование развивающих форм оздоровительной работы.

В основе здоровьесберегающих технологий лежат принципы психологии и педагогики: природосообразности, индивидуальной обусловленности, культуросообразности, гуманизма и т. д.

Существующие здоровьесберегающие образовательные технологии можно разделить на три подгруппы:

  1. Организационно-педагогические, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний.
  2. Психолого-педагогические, связанные с непосредственной работой педагога с детьми.
  3. Учебно-воспитательные, которые включают программы по обучению детей и родителей заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка — стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Опыт показывает, что одни и те же профилактические процедуры в детском саду могут давать разный эффект зависимости от того, как они проводятся. Ведь одно дело — просто закаливающий душ, другое — «рисование» им на себе картинок и даже целых «полотен»… Сила воображения, эмоциональный настрой способствует высвобождению скрытых ресурсов детского организма. Отсюда — вывод: оздоравливать, развивая.

Литература:

  1. Амосов Н. М. Здоровье и счастье ребенка.//Знание. Москва.1979.- 95с.
  2. Балашова В. А., Степаненко В. П., Бекетова JI. M. Основные направления программы «Оздоровительная модель общеобразовательного учреждения» // Завуч. 2000. — № 4. — с. 65.
  3. Волосникова Т. Формирование здоровья ребенка средствами физической культуры в условиях дошкольного учреждения. Диссертация канд. пед. наук. Санкт — Петербург, 1999.-137с.
  4. Выготский JI. C. Развитие игры в дошкольном возрасте. // Вопросы психологии. 1996. — № 6.
  5. Гудонис В. П. Здоровье как необходимое основание детства. // Мир психологии. Москва — Воронеж. 2000. — № 1.-е. 108–121.
  6. Доронова Т. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. // Дошкольное воспитание.- 2004. — № 1. — С.60.
  7. Павлова М. А. Здоровьесберегающая система ДОУ. Модели программ. Рекомендации. Разработки занятий. — М.: Изд. Учитель -186 с.
  8. Рылеева Е. Учимся сотрудничать с родителями // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 11. С.57.
  9. Свирская Л. Работа с семьей. — М.: Линке — Пресс, 2007.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов