Библиографическое описание:

Малова О. В. Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство формирования взаимоотношений у старших дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №2. — С. 80-83.



Современные потребности общества характеризуются ориентацией на формирование гуманистических отношений во всех сферах социальной жизни. Активным общественным объектом при этом может стать только человек, который имеет не только высокий уровень самосознания, творческой активности, но и руководствуется в своей полезной деятельности и поведении моральными нормами. Поэтому приоритетным направлением развития современного образования является формирование свободного взаимодействия между личностями на гуманистической основе.

Проблема формирования взаимоотношений была предметом исследования в разные исторические эпохи.

Анализ идей классиков педагогики (Аристотель, Демокрит, Сократ, Платон, Ж. Ж. Руссо Я. А. Каменский, А.Макаренко, К.Ушинский, А.Сухомлинский и др.) позволил рассматривать взаимоотношения как важную составляющую личностного развития.

Современные потребности общества характеризуются ориентацией на формирование человеческих взаимоотношений во всех сферах социальной жизни.

В рамках психолого-педагогической науки рассматривается процесс формирования морального сознания личности, но остается не разрешенной проблема несоответствия между моральным суждением и реальным моральным поведением, проблема межличностным взаимодействием в моральном поле, проблема специфичности моральных норм, особенностей их присвоения и исполнения.

Среди современных исследователей проблемы взаимодействия между людьми следует назвать И.Бэха, С.Гопчаренка, П.Игнатенка, И.Зазюна, Т.Малахина и др. Ученые отмечают, что назрела необходимость в пересмотре устаревших стереотипов в воспитательной деятельности, переориентации ценностей и выдвижении на первый план межличностных взаимодействий и совместного проживания в мире.

В психолого-педагогическом аспекте проблема отношений рассматривалась в основном как проблема межличностных отношений в системе общественных отношений (Г.Андреева, С.Ковалев, В.Мясищев, Е.Старовойтенко и др.).

Исключительное значение эта проблема имеет для детей старшего дошкольного возраста, что объясняется их возрастными и психологическими особенностями. В дошкольном возрасте формируется базис личностной культуры, который отвечает общечеловеческим ценностям. У детей появляется ориентация на эмоциональное состояние, чувства, позицию другого человека, формируется понимание взаимоотношений, развивается социальное мышление. Моральные новообразования способствуют проявлению способностей к сопереживанию, сочувствию, то есть формируются ценности переживания.

Изучение связей и зависимостей, которые реально существуют между людьми, последнее время привлекают внимание ученых таких смежных областей, как философия, социология, психология, педагогика.

Исследования ученых отмечают, что в усовершенствовании социального развития ребенка огромное значение имеет вопрос формирования представления о нормах морали, которые регулируют отношения человека к окружающим, деятельности, материальным ценностям, самому себе (О.Барабаш, Р.Бурэ, А.Виноградова, Т.Конникова, В.Нечаева и др.). Но одних знаний ребенка недостаточно, чтобы они стали способом саморегуляции реального поведения и взаимоотношений с одногодками.

На это положение обращали внимание О.Запорожец, Я.Неверовиц, Е.Субботин и др. Усвоением ребенком морального образца осуществляется общении и совместной деятельности со взрослыми и детьми (Е.Аркин, Л.Выготский, Р.Жуковская, К.Кузовкова).

Исследователями рассматривается особенное влияние танцевальной деятельности на развитие взаимоотношений (Е.Луговая, Т.Шкурко и др.)

В отличие от биологического подхода (в котором танец рассматривается как моторно-ритмическое выражение сексуальной энергии), психологического (в котором танец — это отражение характера импульсов нервной системы индивидуума), социально-педагогический подход к танцу предусматривает акцент на его коммуникативную природу и рассматривает его как отношение — к миру, к другому человеку.

Этот подход не противоречит другим подходам, а объединяет их. Т.Шкурко отмечает, что танец — это спонтанная трансформация внутреннего мира в движениях, в процессе которой пробуждается творческий потенциал.

Танцевальное взаимодействие исследовательница рассматривает как эмпатийное принятие партнера путем «отзеркаливания» его движений под единый ритм и т. д.

В современной практике дошкольного образования танец используется чаще как способ музыкально-ритмического развития детей. Педагоги недостаточно понимают возможности танцевальной деятельности как способа формирования взаимоотношений детей. Достаточно частым фактом является формальное понимание педагогами связей музыкально-ритмических движений коммуникативною природою танца, с его возможностями формирования отношений ребенка к миру, к себе, к другим.

Противоречие между необходимостью использования танца как способа формирования взаимоотношений у детей и низкою результативностью практики, недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогической литературе обусловило выбор темы исследования: «Педагогические условия музыкально-ритмической и танцевальной деятельности, как средства формирования взаимоотношений у старших дошкольников».

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий, которые обеспечивают формирования взаимоотношений у старших дошкольников музыкально-ритмической и танцевальной деятельностью.

Гипотеза — взаимоотношения у старших дошкольников будут успешно формироваться при условии:

‒ создания благоприятного индивидуально ориентированного пространства;

‒ восприятия осознанно детьми танцевального репертуара;

‒ активизации проявлений позитивных взаимоотношений с помощью расширения и развития танцевального репертуара;

‒ стимуляция активности и инициативы детей в установлении и поддержке, возникновении общих позитивных чувств.

Задачи исследования:

  1. Обосновать теоретические основы проблемы формирования взаимоотношений у детей;
  2. Определить критерии оценки и исходные уровни у старших дошкольников;
  3. Разработать варианты занятий и методику музыкально-ритмической и танцевальной деятельности, что способствует формированию позитивных взаимоотношений, созданию эмоционального благоприятного климата.

Констатирующий этап исследования позволил выявить уровни сформированности взаимоотношений старших дошкольников: высокий, достаточный, средний, ниже среднего.

Основными принципами организации музыкально-ритмической и танцевальной деятельности определены:

‒ принцип активности;

‒ принцип добровольного участия в занятиях;

‒ принцип открытого выражения чувств;

‒ принцип постоянности;

‒ принцип доступности;

‒ принцип ответственности.

Подбор материала к занятиям отвечал таким требованиям:

‒ четкая система музыкально-ритмических и танцевальных заданий. Каждое занятие должно быть заранее продуманно и обоснованно. Последующее занятие должно быть продолжением предыдущего, логично развивать, конкретизировать и усложнять его;

‒ объем знаний, умений, навыков определяется с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей старших дошкольников;

‒ размещение материала от простого к сложному, что обеспечивает последовательное обучение;

‒ последовательное повышение требований к качеству выполнения;

‒ постановка контрольной цели совместной танцевальной деятельности;

‒ процесс усвоения материала происходит через показ, пояснение педагогом к осознанному исполнению танцевальных движений детьми;

‒ материал, что давался детям, был разнообразным, охватывал наибольшее количество чувств;

‒ доминировали игровые формы проведения занятий;

‒ создание атмосферы эмоционального подъема во время исполнения заданий.

Использованные методы и приемы имели позитивное влияние на формирование взаимоотношений у старших дошкольников; повышенный интерес к танцевальной деятельности и хореографическому искусству.

В процессе исследования были выявлены такие закономерности формирования взаимоотношений у старших дошкольников:

‒ эффективность формирования взаимоотношений зависит от жизненного и чувственного опыта детей; высокой эмоциональности и чувственного восприятия, познания, умения установить двигательную взаимосвязь, объективно оценивать себя и партнера в танце;

‒ взаимоотношений формируются в организованной педагогом совместной деятельности, методично правильной, адекватной индивидуальным и психологическим особенностям детей этого возраста;

‒ интерес к установлению взаимоотношений в танцевальной деятельности, потребность в самовыражении зависит от собственной системы отношений в системе общественных отношений (отношений к Миру, отношений к Себе, отношений к Другому), от уровня знаний детей хореографического искусства.

Оптимальное формирование обеспечивается при условии взаимодействия и воспитательного влияния на детей, педагогов, родителей.

Теоретический анализ исследования позволил сделать вывод, что взаимоотношения представляют общественно обусловленные специфичные образования человеческой психики, которые имеют свои определенные особенности возникновения и развития, формирования и проявления в процессе жизнедеятельности личности. Мерилом морального лица личности детей будет их отношение друг к другу. Взаимоотношения между детьми регулируются моральными нормами, правилами, основанными на гуманистических демократических принципах. Сознательно регулировать моральными взаимоотношениями дети могут уже в старшем дошкольном возрасте, что обусловлено физиологическими и психическими особенностями этого возраста, но только в хорошо организованной педагогом совместной деятельности. Их значение для личности в том, что личность и потребности настолько органично связаны между собой, что все изменения в сфере потребностей являются одновременно и изменениями личности в целом. Они происходят на их направленности и формирует программу жизнедеятельности, духовный мир и моральную культуру личности.

Важным способом формирования взаимоотношений является музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность. Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность для детей старшего дошкольного возраста рассматривается как способ формирования отношений к миру (коллективный танец), к себе (индивидуальный танец), к другому (диадный, парный танец).

Основным способом формирования взаимоотношений у старших дошкольников является музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность, так как она представляет собой синтетическую форму работы и дает возможность обеспечить взаимосвязь музыкальных, танцевальных занятий и самовыражения личности.

Литература:

  1. Аристотель. Политика //История дошкольной педагогики. Сост. Мчедлидзе Н. В. и др. — М., 1974. — С.24.
  2. Бэх И. младший школьник в воспитательном пространстве межличностных отношений / И.Бех // Начальная школа.-2000.-№ 5.-С.143.
  3. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. — М., 1967.- 415с.
  4. Луговая Е. К. О невербальной форме общения в культуре / Е. К. Луговая // Вестник МГУ. — Серия 6.- 1991.- № 3. — С. 54–57.
  5. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир / Е. В. Субботский. — М., 1991. — 207 с.
  6. Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива / В. А. Сухомлинский. — М.,1981. — 192 с.
  7. Шкурко Т. А. Танцевально-экспрессивный тренинг / Т. А. Шкурко. — СПб., 2005. -192 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов