Библиографическое описание:

Анисимова С. Г., Бажина И. Р., Гильманова Л. В., Соловьева К. В. Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №2. — С. 73-75.



В данной статье рассматриваются приоритетные вопросы экологического воспитания детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Представлен опыт одного дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: экологическое воспитание, проектная деятельность, виды проектов, структура проекта.

В век ядерной физики проблемы экологического воспитания становятся все более и более актуальными. Причина — в действиях человека, зачастую очень безграмотных, неправильных с экологической точки зрения, расточительных, ведущих к нарушению экологического равновесия. О важности экологического воспитания за последние десять лет были написаны десятки методических пособий, сотни публикаций. Еще в 70-е годы ХХ века началось изучение вопроса экологического воспитания. Ведутся исследования С. Н. Николаева, А. М. Федотовой, Л. С. Игнаткина, И. А. Комаровой, Т. В. Христовской, П. Г. Саморуковой, И. А. Хайдуровой, Е. Ф. Терентьево й, Н. Н. Кондратьевой о закономерностях природы. Уже к 90-м годам С. Н. Николаева систематизирует накопленный материал и в 1992 году выходит монография «Общение с природой начинается с детства». Уже в 1993 году выходит в свет первая программа экологического воспитания дошкольников — «Юный эколог». Далее в 1996 году появляется «Концепция экологического воспитания дошкольников», в которую вошли методы, приемы, средства экологического воспитания дошкольников. В ней отражена схема управления экологическим воспитанием и выделена роль педагога в данной системе. В этот период были так же выделены требования к экологическому воспитанию и образованию дошкольников:

 учет возрастных особенностей детей и возможностей их восприятия физических свойствах окружающего их мира;

 использовать приемы детского экспериментирования при знакомстве с различными свойствами веществ, использовать при этом такие предметы как микроскоп, магнит, весы, бинокли и пр.;

 сформировать у детей представления об основных физических явлениях;

 дать дошкольникам представления о земном шаре, атмосфере и др.

И, безусловно, наиболее эффективной формой экологического воспитания является проектная деятельность. Это подчеркивает и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, основными принципами которого являются формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе и исследовательской, что и позволяет обеспечить проектная деятельность.

Изучение проектной деятельности, как формы обучения детей дошкольного возраста представлено в работах А. М. Вербенец, С. И. Максимовой, Е. О. Смирновой, О. Н. Сомковой, О. В. Солнцевой, Л. Л. Тимофеевой и др.

В словаре С. И. Ожегова одним из значений слова проект является замысел, план. Проектный метод рассматривается как набор смоделированных ситуаций, в которых обучаемый ставит и решает собственные проблемы в самостоятельной активной деятельности. К особенностям метода проектов можно отнести такие характеристики, как эффективность, отсутствие единого подхода, постоянное совершенствование технологии в течение длительного времени (М. И. Гуревич).

Педагогический проект как мотивационный целенаправленный способ изменения педагогической действительности и упорядочения профессиональной деятельности, а также комплект документов, отражающих цели проектирования, состав, структуру объекта проектировочных усилий, логику пректирования, ресурсное обеспечение процесса реализации проекта (М. С. Коган).

О. И. Давыдова, А. А. Майер, Л. Г. Богославец в своем методическом пособии «Проекты в работе с семьей» пишут, что проектный метод в работе с семьей предполагает последовательность действий педагога:

 изучение теоретического материала по теме проекта;

 в процессе подачи теоретического материала следует уделять внимание формированию проблемы (Что нужно сделать, чтобы отправить письмо? Какие бывают музеи? Как изготовить глиняную игрушку?);

 сформулированную задачу предлагают семье воспитанника;

 инициативная группа состоящая из участников проекта (ребенка, родителей и педагога) планируют работу и приступают к выполнению проекта;

 совместная защита результата проекта.

Тематика и содержание проектов весьма разнообразна и зависит от интересов, увлечений участников проекта. Ориентируясь на классификацию проектной деятельности, предложенной Т. Ф. Фуряевой, можно выделить следующие виды проектов:

исследовательско-познавательные проекты, т. е. совместные эксперименты, результаты оформляются в виде газет, альбомов, дизайнерских сооружений, брошюр;

игровые проекты, т. е. использование различных элементов творческих игр, моделирование проблемной ситуации;

информационные-практико-ориентированные проекты, их суть заключается в сборе информации с дальнейшим ее реализацией (разработка дизайна развивающей среды группы с последующим внедрением и пр.);

творческие проекты, т. е. оформление итога деятельности в виде праздника, театрализованного шоу, презентаций продуктов труда;

досуговые проекты, т. е. проведение спортивно-массовых, развлекательных мероприятий;

комплексные или смешанные проекты.

Все вышеперечисленные виды проектов используются педагогами нашего дошкольного образовательного учреждения № 102 «Созвездие» города Набережные Челны, что дает возможность каждому ребенку раскрыть свои внутренние возможности, проявить индивидуальность. Тематика проектов разнообразна и определяется самими участниками процесса в зависимости от их интересов, возможностей: «Удивительные приключения льдинок-холодинок на кухне или как Карина рисовала льдом», «Такие разные кошки», «Витамины и их польза», «Как родился огурец», «Путешествие капельки», «А пони тоже кони», «Что происходит с природой весной». Все вышеперечисленный проекты были организованы совместно с родителями воспитанников детского сада.

Педагогами данного образовательного учреждения был разработан и апробирован проект экологический «Помогите природе». Целью данного проекта было сформировать представления детей об окружающей среде, заложить основы навыка поддержания чистоты в природе, на участке детского сада, дома. В ходе организации проектной деятельности были интегрированы все образовательные области. Так, например, социально коммуникативное развитие интегрировалось с познавательным, дети учились договариваться, художественно эстетическое с развитием речи и пр.

Была определена структура проектной деятельности:

 выделение темы проекта;

 определение типа проекта (информационный);

 постановка цели, выделение задач;

 работа над проектом.

Сама работа состояла из трех этапов: подготовительного, исследовательского и заключительного. Целью подготовительного этапа было выявить уровень сформированности экологических знаний детей дошкольного возраста. На втором исследовательском этапе нужно было не только за мотивировать детей дошкольного возраста, но и создать условия для осуществления проектной деятельности. Целью третьего, заключительного этапа, было, не только выявить, как изменились знания детей, но и презентовать проект. Перспективный план проектной деятельности представлен в таблице.

Перспективное планирование проектной деятельности «Помогите природе»

Этап проекта

Неделя

Вид деятельности

Подготовительный этап

Диагностика экологических знаний дошкольников

Исследовательский этап

I неделя

Беседа «Бережное отношение к природе»

Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками.

Чтение — обсуждение рассказа В.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».

Проблемная ситуация: Почему нельзя оставлять мусор на природе? Куда и как нужно его убирать? Как оставленный мусор вредит природе? Что происходит с мусором природного и искусственного происхождения?

II неделя

Закапывание разного вида мусора: бумага, стеклянная посуда, пластиковая посуда, кленовый лист, полиэтилен

Беседа «Что произойдет с мусором?». Ответы детей: «Останется лежать», «Разделиться на кусочки», «Сгниет».

Наблюдение: искусственное создание природных условий разных времен года в рамках группы (лето-полив, повышение температуры; осень-полив, прохладное помещение; зима-снег; весна-появление талой воды, полив).

III неделя

Раскапывание мусора — наблюдение за результатом исследования:

 кленовый лист — при выкапывании легко рвется;

 бумага — впитала влагу, почернела, начался процесс разложения;

 стеклянная посуда — без изменений;

 пластиковая посуда — без изменений;

 полиэтиленовый пакет — без изменений.

Беседа: в результате исследовательской деятельности и наблюдений, пришли к выводу, что мусор искусственного происхождения загрязнет природу, его недостаточно закапывать в землю, необходимо выбрасывать его в специально отведенные места. А мусор природного происхождения перерабатывается естественным путем.

Домашнее задание детям и родителям: узнать сроки разложения мусора природного и искусственного происхождения.

Выступление детей с домашним заданием.

Заключительный этап

 Презентация проекта.

 Повторная диагностика.

Литература:

  1. Давыдова, О. И. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие / О. И. Давыдова, А. А. Майер, Л. Г. Богославец — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 128 с.
  2. Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим/ Т. Зерщикова, Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание. — 2005.- № 7. — 29–32с.
  3. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. — СПб.: «Детство-пресс», 2003.
  4. Миронов, А. Актуальные вопросы экологического образования дошкольниковю / А. Миронов //Дошкольное воспитание. 2015. — № 4. — 31–35 с.
  5. Миронов, А. В. Актуальные вопросы экологического образования дошкольников / А. В. Миронов // Дошкольное воспитание. — 2016. — № 2. — С. 31–36.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов