Библиографическое описание:

Кузнецова И. В. «Испытано с ребенком» // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №2. — С. 79-80.



Рекомендации по работе с детьми-дошкольниками, имеющими зрительные нарушения. Рекомендации написаны в непривычной форме — рассказа-повествования от лица автора. Здесь: воспоминания, размышления о жизни, детях, музыке.

Ключевые слова: нарушения зрения, робость, зрительно-пространственная ориентировка, окклюзия, ограниченность движений, личность.

Пролог

Утро. Девять часов. В нашем детском саду начинаются занятия. Вхожу в музыкальный зал, вижу моих милых крошек, и яркими обрывками в памяти всплывает собственное детство. В нашей школе «пение и музыку» вела дама с необычным ярким макияжем и, по-видимому, забавным танцевальным прошлым. С высоты моих одиннадцати лет она казалась мне (и, как выяснилось, не только мне одной) очень-очень старой. Со всей своей страстью к движению она учила нас слушать музыку и даже выполнять какие-то нелепые «па». А мы смеялись весь урок и с большой неохотой повторяли за ней движения. «Почему?» — спрашиваю я себя сегодня.

Ребенок. Как же ты прост и сложен одновременно! Кто ты? Что прячешь внутри? Как я могу помочь тебе всё почувствовать и понять? Сможешь ли ты безболезненно войти в сегодняшний мир и взаимодействовать с ним?

Музыка! Конечно! Несомненно! Она обволакивает нас, будто мёд (эта услышанная когда-то мною аллегория прочно засела в моей памяти). Плачем мы или смеёмся, любим или ненавидим, думаем или танцуем… Музыка — с нами. Итак, вот они: мои детки. Детки необычные, с нарушением зрения. Их детские глазки не могут всецело воспринимать окружающее. Может, это — высший промысел? Или защитная реакция маленького хрупкого организма от ультрасовременного общества? Во всяком случае, я могу и должна, пускай немного, но помочь этим детям исполниться миром детства и чистоты, миром, насыщенным людьми и событиями, вкусить и проникнуться чарующими звуками музыки и тишины, отдать моим детям частичку себя, не надеясь на воздаяние. Да. Надо потрудиться. Потрудиться не только мне, но и самому ребёнку, и всем окружающим его взрослым, которым он небезразличен. Нам важно поверить, что наши совместные и большие усилия будут радостными, весёлыми и приносящими удовольствие. И… не напрасными.

Часть I

«Мужичок сноготок»

Мишутка. Не смотря на «значимое и весомое» имя, Мишутка — самый махонький среди своих сверстников. Очень крепкий. Ориентация в собственном теле у Миши — очень слабая. От этого — робость и боязнь двигаться. Осторожно присаживаюсь рядышком с ним на корточки. Мишутка сразу становится выше меня на целых полголовы. «Ух, ты…!!! Как ты подрос, Мишутка!» Ему уже не так страшно. Мы учимся вместе слушаться своего тела. Главное — заставить «приказ» удержаться на слуху, в голове: «Три шага вперёд… Помаши рукой «Привет!»… Три шага вправо… Другой рукой сорви одуванчик… И ещё два шага вперёд». Прекрасно справляется! «Я — солдатик, я — ветерок, я — обезьянка». Музыка подскажет и поможет.

Часть II

«Артистка»

Анфиса. Нарушение зрительно-пространственной ориентировки. Анфисе очень необходима моя поддержка и похвала. Она — человек — кремень. Всегда добивается результата. Но своенравна. Последний её протест: «А я хочу попой повертеть!» Протест мягко отклонён. Обхожу детский каприз на позитиве: «На что же похожа твоя крутящаяся попка, в синей юбочке?» «На круг!» — вылетает из надутых губ. «А есть в моей волшебной шкатулке такая же фигура? А похожие? Изобразишь, как танцует красная юбочка? А голубая?» Анфиска с удовольствием принимается за дело. Протесту отыскали желаемое русло. И пусть весь мир подождёт…. «Ты — просто прелесть!» И, конечно, без музыки — никуда!

Часть III

«Босс»

Лавр. Не Лаврентий, не Лавруша или Лаврик. Именно Лавр. Никак не желает примириться с «противной» окклюзией, взирает на всех нас, как невозмутимый шеф, поверх очков. Но, как только удается привлечь его внимание чем-то необычным, Лавр с неподдельным энтузиазмом «бросается в бой», забыв про вечно мешающую наклейку. Он изумительно ориентируется на различные звуковые сигналы (хлопки, удары в бубен, звон колокольчика) и с ювелирной точностью определяет звуковое направление. «А теперь — выступление любимца публики!» Персональная импровизация на обретенном инструменте под музыку. «Умница!»

Часть IV

«Солнышко»

Иван. Ни минуты без улыбки. Этому я учусь у него. А ему со мной — нелегко. «Букет» глазных диагнозов запрещает этому милому, улыбчивому ребенку резкие движения, бег, прыжки, наклоны. А ведь это так свойственно любому активному малышу. «Нет, — говорю себе, — опасно». Всё строго ограничено. «Поищи-ка, Ванюша, где спрятался наш непослушный мячик? Так… Прямо… Теперь немного назад…. Влево… На полке? Подумай ещё… Будь внимателен! Браво!!! Вот и мячик!!! Ну-ка, Ванюшка, попади зелёным мячиком в зелёные ворота! А теперь оранжевым — в оранжевые. Лови и бросай — упасть не давай!» Вижу, что ему нравится. «Трус не играет в хоккей!», — раздаётся победная песня в честь юного голкипера.

Эпилог

Вот такие они — мои дети! Инициативные и активные. Почти самостоятельные и достаточно уверенные. Они любят играть в те же игры, петь те же песни, плакать над той же музыкой. Они — личности с огромным потенциалом, пускай и немного замедленным. А значит, особенные! Главное — не относиться к их проблемам свысока. Ведь жизнь дана каждому по силам, и, я уверена, ребенку она тяжела не меньше, чем нам, а может и больше, поскольку у него нет опыта. Дитя — драгоценная чаша, которая дана нам на хранение самой жизнью!

Основные термины (генерируются автоматически): необычным ярким макияжем, Вопросы дошкольной педагогики, забавным танцевальным прошлым, реакция маленького хрупкого, улыбчивому ребенку резкие, выступление любимца публики!», рукой сорви одуванчик…, Нарушение зрительно-пространственной ориентировки, синей юбочке?» «На, чарующими звуками музыки, честь юного голкипера, различные звуковые сигналы, непослушный мячик, зрительные нарушения, «Три шага, желаемое русло, непривычной форме, ограниченность движений, высший промысел, большой неохотой.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов