Библиографическое описание:

Книгина Е. Г. Рабочая программа «Развитие экологической культуры» // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №2. — С. 32-37.



Рабочая программа по разделу «Развитие экологической культуры» составлена на основе обязательного минимума содержания по образовательной области «Познавательное развитие»для детей старшей

Программа рассчитана на 36 мероприятий в год (НОД). Одно мероприятие в неделю, длительность одного мероприятия 25 минут. Форма проведения подгрупповая.

Сопутствующие формы обучения. Кружок эколого-биологической направленности «Мир растений» — 36 мероприятий в год (НОД). Одно мероприятие в неделю, длительность одного мероприятия 25 минут.

Программой предусмотрено проведение:

‒ экскурсий — 4

‒ акции — 3

Цель программы.

Заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимых условий для жизни.

Задачи.

Задачи образовательной направленности:

‒ уточнять и углублять знания детей о мире растений родного края;

‒ продолжать учить детей анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

‒положить начало формированию чувства ответственности за то живое, что есть рядом.

Задачи воспитательной направленности.

‒нравственно воспитывать детей, развивая доброе, заботливое отношение к природе и людям, своему краю, стране;

‒ воспитывать уважения к труду;

‒ формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Задачи развивающей направленности:

‒ формировать представление о том, что человек — часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов,

‒ развивать у детей интерес к исследовательской работе. Связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями; подвести детей к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей природе;

‒ развивать у детей умения, которые помогут им участвовать в посильной практической; деятельности по охране природы родного края;

‒ развивать наблюдательность, элементы логического мышления, творческую фантазию и воображение

Задачи оздоровительной направленности:

‒учить детей правильно взаимодействовать с природой родного края.

формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека; включение во все формы работы упражнений, направленных на профилактику нарушений осанки и плоскостопия;

‒ способствовать усвоению умениям сохранять своё здоровье.

Задачи по формированию эстетических суждений о природе в процессе участия в продуктивных видах деятельности:

‒ формировать эстетическое отношение к окружающей действительности, учить отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы;

Задачи речевой направленности:

‒ учить размышлять над новыми словами.

‒ развитие словаря (запасы слов).

‒ учить понимать вопросы и отвечать на них полным предложением.

Отличие данной рабочей программы от примерной в активном внедрении информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательный процесс. Первые опыты применения компьютера в детском саду позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ.

Во-первых, предъявление информации на экране компьютера или мониторе телевизора в игровой форме вызывают у детей огромный интерес к деятельности с ним.

Во-вторых, компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.

В-третьих, компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (ледоход, полет ракеты или спутника, превращение куколки в бабочку, другие неожиданности и необычные эффекты).

В программе принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, интеграцией образовательных областей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.

Рабочая программа сформирована с учетом культурно-исторических особенностей и ценностей Ямало-Ненецкого автономного округа. В основу реализации национально— регионального компонента, положен календарь праздников народов Ямала, который представлен следующими темами:

‒ Проводы лебедя.

‒ Ямальские просторы

‒ День оленевода.

‒ Вороний день.

Реализация приоритетного направления работы МБДОУ (воспитание экологической культуры дошкольников) представлена следующими темами:

‒ Праздник урожая

‒ Всемирный день животных.

‒ День заповедников и национальных парков: животные жарких стран;

‒ День комнатных растений;

‒ Всемирный день водных ресурсов.

‒ Всемирный День Земли.

‒ Праздник весны и труда: весна.

‒ Экологические вести.

Реализуется приоритетное направление МБДОУ в непосредственно- образовательной деятельности, согласно тематическим неделям, в практических видах деятельности: труд, наблюдение, экспериментирование, опытническая деятельность.

Педагогический анализ проводится 2 раза в год (сентябрь, апрель) в форме проведения педагогической диагностики экологом МБДОУ. Итоги диагностики обсуждаются на мини-совете педагогов. Периодичность диагностики обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.

Содержание диагностики тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей.

Получаемая в ходе диагностики информация, является основанием для прогнозирования деятельности, осуществления необходимой коррекции, инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, выявленных у ребенка


Тематический план

Раздел

Количество НОД

Практи ческой НОД

Тема

1.Элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ, которые рассматриваются и сами по себе, и как компоненты среды жизни живых существ.

7

3

2

«Почва»

4

Простые и ценные камни в природе».

7

«Живое и неживое»

20

«Солнце, Земля и другие планеты».

22

«Воздух, вода и свет».

28

«Царица — водица».

31

Космос. Звезды. Вселенная.

2. Познание собственно экологических законов природы — жизни растений и животных в своей среде обитания и в сообществе

8

2

3

«Птицы в лесу».

5

«Овощи и фрукты на нашем столе».

6

«Корова и коза — домашние животные».

9

«Хлеб — всему голова».

10

«Составление описательных рассказов об овощах и фруктах

12

«Лошадь и овца — домашние животные».

23

«Комнатные растения».

24

«Наши четвероногие друзья».

3.Роль среды обитания в процессе — роста и развития отдельных видов растений и животных

7

2

8

«Для чего животным нужны хвосты?».

25

«Экзотические животные».

26

Посев семян овощей для выращивания рассады

29

«Весна в жизни лесных зверей».

30

«Кто как летает по воздуху?».

35

«Насекомые»

36

«Золотые рыбки — декоративные рыбки».

4.Раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать

7

3

11

«Как лесные звери медведь и белка — готовятся к зиме».

14

«Письма заболевшим детям».

18

«Как люди помогают лесным обитателям».

19

«Кедр и все вокруг»

21

«Что за зверь?»

33

«Как люди заботятся о своём здоровье весной?».

34

Наш микрорайон.

5.Показывает разные формы взаимодействия человека с природой

7

4

1

Трудовая деятельность Посадка деревьев

13

Водоёмы родного края»

(история жизни болота)

15

«Электричество в нашей жизни».

16–17

«Станем юными защитниками природы».

27

Бережем деревянные предметы

32

Экологический праздник «Люблю берёзку русскую».

Итого

36 (15ч)

14 (5ч45)


Требования куровню подготовки воспитанников старшей группы по разделу «Развитие экологической воспитанности»

Комплексная программа

Национальный, региональный компонент, компонент ДОУ

Знать

  • Об экологических системах (лес, луг, водоём, город).
  • О природно-климатических зонах Земли.
  • Об особенностях внешнего вида растений и животных в зависимости от среды обитания (лес, тундра, тайга).
  • О роли человека в сохранении взаимосвязей в природе. О Солнечной системе и её планетах.
  • Об особенностях внешнего вида растений и животных, обитающих в разных природных зонах.
  • Природу родного края.
  • О приспособляемости растений и животных к условиям нашего края.
  • Уметь
  • Анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия.
  • Различать объекты живой и неживой природы.
  • Проводить самостоятельно и с помощью взрослого опыты и эксперименты и делать выводы.
  • Объяснять экологические зависимости.
  • Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
  • Устанавливать связи между средой обитания и внешним видом животных и растений.
  • Сохранять свое здоровье, следить за своей осанкой, контролировать свой вестибулярный аппарат.
  • Анализировать явления окружающего мира нашего ямальского края, внутренние и внешние связи, изменения во времени.
  • Выполнять правила поведения в природе.
  • Охранять и беречь природу родного края.
  • Делать выводы о том, как человек может беречь природу.

Методика оценки экологического образования детей среднего дошкольного возраста

Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний детей старшей группы

ЖИВОТНЫЕ

Цель: Определить уровень знаний характерных особенностей представителей мира животных; умение классифицировать, сравнивать, понимать простые причинно — следственные связи. Выявить умения связной речи Оборудование. Картинки с изображением основных сред обитания живого (воздушной, водной, наземной), картинки представителей животного мира.

Задания

Инструкция к проведению

Оценка результатов действий

Выявить представления о жизни животных, их способах передвижения и защиты, как добывают пищу.

Относят ли животных к живым существам

Ребенку предлагается поиграть в д/и «Зоологическое лото» Расположить животных по их месту обитания. (водная среда, наземная, воздушная). После того как ребенок справится с заданием, предлагается ему выбрать два изображения зверя, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.

— Кто это? Это живое существо? Почему ты так считаешь?

— Что ты можешь рассказать о нем? Как добывает пищу, защищается?

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор. Знает характерные признаки живых существ. Без особого труда, связано и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки, не всегда аргументирует свой выбор. Знает характерные признаки живых существ, но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам; на поставленные вопросы отвечать затрудняется

Выявить умение устанавливать связи между средой обитания и внешним видом..

Ребенку предлагается ответить на вопросы.

Почему рыбам (зверям, насекомым…) хорошо живется в воде (на земле…)?

Смогут ли животные жить вместе (рыба и лиса; курица и пингвин; белый медведь и обезьяна)? Почему?

ОТНОШЕНИЕ РЕБЕНКА К МИРУ ПРИРОДЫ.

Цель. Выявить с помощью бесед, наблюдений в повседневной жизни представления ребенка по отношению к животным и растениям.

Ребенок бережно, заботливо относится к природе, знает правила поведения в общении с природой, откликается на просьбу о помощи в работе по уходу за обитателями уголка природы. Эмоционально воспринимает природу, видит её красоту.

Ребенок не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы. Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Может выразить свое отношение к проблеме только с помощью взрослого

Проявление отношения ситуативное, связанно с яркими привлекающими внимание событиями

Инструкция к проведению

В течении некоторого времени создаются ситуации, когда нужно выбрать или помочь растению, животному или остаться играть и не услышать просьбу о помощи.

Проводятся беседы о правилах поведения в природе, ребенку предлагается обсудить поступки героев рассказов.

РАСТЕНИЯ

Цель. Выявить умение классифицировать, сравнивать, понимать простые причинно-следственные связи. Умение связно излагать свои мысли. Оборудование. Изображение растений разных видов: деревья, кустарники, травы, цветы, овощи, фрукты, ягоды, грибы, набор разрезных картин «Строение растения».

Задания

Инструкция к проведению

Оценка результатов действий

1) Выявить знания детей о многообразии растительного мира

д/и «Ботаническое лото». Ребенку предлагается разложить растения по видам: деревья, кустарники, травы, цветы, овощи, фрукты, ягоды, грибы.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы. Без труда выделяет группы предлагаемых растений. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки, правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой ответ. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям

Ребенок затрудняется называть виды растений; деревья, кустарники и цветы. Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор, постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает своего отношения к растениям

2) Вывить представления о строении, условий, необходимых для жизни растений.

Ребенку предлагается составить растение из четырех картинок корень — стебель — лист — цветок.

Ответить на вопросы.

Какие условия необходимы для жизни роста и развития комнатных растений? Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного из растения). Для чего нужны людям комнатные растения и почему?

3)Сезонные изменения в жизни растений

Рассмотреть березу в разное время года. Спросить, что происходит с ней осенью, зимой, весной, летом. Относит ли её к живым существам?

Времена года

Ребенок правильно называет времена года. Знает характерные признаки каждого времени года. Проявляет творчество и фантазию при ответе на вопрос: «Какое время года нравится больше и почему?».

Ребенок знает характерные признаки каждого времени года, но допускают незначительные ошибки. На вопрос: «Какое время года тебе нравится больше и почему?» отвечает односложно.

Ребенок не знает характерных признаков разных времен года. Отвечает на вопрос: «Какое время года тебе нравится больше и почему?», называет только время года.

Цель. Определить уровень знания времен года. Оборудование. Раскраски «Времена года», цветные карандаши и фломастеры. Карточки с сюжетными изображениями разных времен года.

Инструкция к проведению

Раскрась картинку, где будет изображено любое время года. Назови время года, которое наступит после, скажи, что последует за ним и т. д. Подбери карточки с сюжетными картинками к раскраскам «Времена года» (дети лепят снежную бабу — зима, сбор урожая моркови — осень и тд.) Какое время года тебе нравится больше и почему?


Литература:

  1. С. Н. Николаева. Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. М.: Просвещение, 2005г.
  2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателей.- М.,1985.
  3. ВыготскийЛ. С. Воображение и творчество в детском саду.- М., 1967.
  4. Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Стихи и рассказы о растительном мире. Дидактические материалы по развитию речи дошкольников. М., 2007.
  5. Громова О. Е. и др. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5— 6 лет. М., 2005.
  6. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями М., 1999
  7. Зуев Д. Л. Жизнь леса. М., 1997.
  8. Запорожец А. В. Проблемы дошкольной игры и руководство ею в воспитательных целях:
  9. Иванова А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. М., 2007.
  10. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений! М., 2007.
  11. Кайгородов Д. М. Беседы о русском лесе. СПб., 2004.
  12. Коломина Н,В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2005.
  13. Комаскелл В. Деревья: Карманная энциклопедия. М., 2002.
  14. Красиков С. Лесная энциклопедия. М., 1991.
  15. Красная книга города Москвы. М., 2001.
  16. Огнев СИ. Жизнь леса. М., 1962.
  17. Петров В. В. Растительный мир нашей родины. М., 1991.
  18. Миллер С. Психология игры. — СПб, 1999.
  19. Николаева С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников.- М.,1996.
  20. Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте / Под ред. Д. Б. Эльконина.
  21. Эмоциональное развитие дошколника: Пособие для воспитателей детского сада/ Под ред. А. Д. Кошелевой. — М., 1985.
  22. Лесная мозаика: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей — М., Просвещение,1993.
  23. Тайны живой природы: Учебное пособие для дополнительного образования — М., «РОСМЭН2 2000.
  24. Живой мир: Учебное пособие для дополнительного образования — М., «РОСМЭН2 1997.
  25. Атлас для дошкольников. М., «Картография», 1996.
  26. Большая энциклопедия для дошкольников — М.: Олма — Пресс, 1999
  27. Новая Российская энциклопедия в 12 томах. Т. 1. М., 2003.
  28. Экологическая азбука для детей: Растения.- М.: Школьная Пресса, 2000
  29. Комплект презентаций по разделам тематических недель.
  30. Фильмы для детей о природе.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов