Библиографическое описание:

Копаева Е. Н., Проскурина Т. Е., Бокова Е. Ю. Сценарий игры-путешествия в подготовительной группе «Путешествие в прошлое города Белгорода» // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №2. — С. 40-42.



Цель: закрепить знания детей об истории возникновения города Белгорода; расширять и углублять представления о городе и его прошлом и настоящем.

Задачи:

Образовательная: формировать представление детей об истории возникновения города Белгорода, о его прошлом и настоящем.

Развивающая: развивать внимание, наблюдательность; формировать умение создавать выразительный образ в движении.

Воспитательная: воспитание интереса к достопримечательностям города, его прошлого и настоящего, воспитывать чувство гордости, любви и уважения к областному центру.

Образовательные области: «Познавательное развитие» «Художественно- эстетическое», «Коммуникативное», «Социально — коммуникативное развитие».

Предварительная работа: рассказ воспитателя о прошлом и настоящем города Белгорода, рассматривание книг, открыток, фотографий с достопримечательностями родного города.

Оборудование: Мультимедийное оборудование. Песня Н. Овчарова «Белгород», «день Победы», музыка из мультфильма «Тайна третьей планеты», Мусоргского «Богатырские ворота», «Вставай, страна огромная». Макет танкового сражения под Прохоровкой. Петрушка. Экспонаты, игрушки белгородских мастеров для ярмарки. Кукла в белгородском костюме. Силуэты рубашек, гуашь для росписи, кисти, вода. Игра — пазлы на магнитах «Реставраторы».

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, садитесь поудобнее, я вам хочу предложить послушать песню в исполнении Николая Овчарова. (Слушание песни)

— Ребята, правда, красивая песня. Она вам понравилась? Скажите, о каком городе прозвучала песня? Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, о Белгороде, о нашем областном центре. Она так и называется «Белгород».

— Ребята, скажите, пожалуйста, сколько вам лет? А сколько лет вашим родителям, маме и папе? У всех людей разный возраст? А как вы думаете, у городов есть возраст, он у всех городов одинаковый, или разный? Как вы думаете, сколько же лет городу Белгороду?

(Ответы детей)

Городу Белгороду в этом году исполнится 420 лет. Город Белгород был заложен по указу царя Фёдора Иоанновича, 11 сентября 1596 года как пограничная крепость на высоченной меловой круче над Северским Донцом. Со всех сторон крепость окружали неприступные обрывы, река Донец и две мощные линии земляных валов.

Воспитатель: — Это значит, что город Белгород очень старый, хотя по сравнению с другими городами, он очень молодой. Ребята, а как называют жителей нашей области?

(Белгородцы)

Воспитатель: — Значит вы тоже белгородцы. А кто из вас был в городе Белгороде?

Ответы детей.

Воспитатель: Слышите, ребята, звонок. Кто-то звонит по скайпу, сейчас ответим.

Голос: Помогите, помогите, кто-нибудь меня слышит? Где это я? Куда я попал?

Воспитатель: Это детский сад «Журавушка», подготовительная группа, кто ты?

Робот: Меня зовут робот Бионикл из Белгорода. Белгород — это большой промышленный город. Мне очень нравится наш современный город. Но ребята, о том, каким был наш город раньше, как он создавался, я не знаю?

Воспитатель: — Ну, что же ребята, давайте поможем нашему новому другу. И для этого, я хочу вас пригласить в путешествие на машине времени в прошлое города Белгород.

Проходите, занимайте места, мальчики помогите девочкам, рассаживайтесь поудобнее. Мы отправляемся в путешествие.

(звучит музыка из мультфильма «Тайна третьей планеты»)

Первая остановка

Воспитатель: — Ребята, выходим из машины

(звучит музыка Мусорского «Богатырские ворота»)

— Куда же это мы попали? Вон виднеется какая-то крепость. Вы догадались, куда перенесла нас машина времени? (Это Белгородская крепость)

Воспитатель: — Когда ее построили? (более 400 лет назад по указу царя Федора Ивановича)

Воспитатель: — Правильно, ребята. Давным-давно на Русь очень часто нападали войска татар монголов, они грабили и сжигали города и посевы, уводили в рабство людей -Россиян. Вот и приказал царь Федор Иванович построить крепость, чтобы преградить путь для врагов на Москву.

Воспитатель: — На какой реке строилась крепость? (на Северском Донце)

— Почему крепость называется Белгородской (потому что строилась на белой меловой горе)

— Молодцы ребята, мы вспомнили о том времени, когда только- только стал появляться город Белгород.

— А теперь, пора двигаться дальше, присаживайтесь.

(звучит мелодия из мультфильма)

Вторая остановка

Воспитатель: — Ребята, выходим из машины

(звучит веселая народная мелодия)

Воспитатель: С давних пор на Руси проводились ярмарки. Ребята, а что такое ярмарка?

(Ответы детей)

— Город Белгород издавна славился своими мастерами и на ярмарке продавались и покупались изделия белгородских мастеров. Вот мы попали на такую ярмарку.

Появляется Петрушка

Бублики, вкусные бублики, сладкие к чаю с медом липовым.

— Игрушек для деток. Красивые расписные.

— Ленточки для девушек — красавиц

Воспитатель: — Ребята что делали люди на ярмарке. (Торговали разными товарами.)

Посмотрите, в какую одежду одеты люди на ярмарке. Такие костюмы носили в старину жители белгородской области. А где сейчас можно увидеть такие красивые наряды? (в музее, на народных праздниках, на концертах, на артистах, которые танцуют и поют русские народные песни)

Появляются кукла в белгородском костюме

Воспитатель: Я Белгородская красавица!

Разве Вам не нравится?

У меня на голове парчовая повязка,

Лентой сарафан расшит, кушаком подвязан.

Белая рубашечка, вышивкой украшена.

— Это девичий костюм или женский.

Посмотрите, каким орнаментом вышита рубашка? (геометрическим, потому, что орнамент состоит из ромбов)

Я предлагаю вам стать народными умельцами и нарисовать такой красивый узор, как на рубашке у куклы. (Дети рассаживаются за столы)

— Только вместо ниток и иголок мы возьмём кисточку и нарисуем красками вот такой орнамент (показать рубашку с нарисованным орнаментом)

(Во время рисования звучит русская народная музыка)

Воспитатель во время работы детей поощряет их пословицами о труде:

Есть терпенье, будет и уменье.

Терпенье и труд — всё перетрут.

Мастерство везде в почёте.

(После окончания работы дети развешивают рубашки и любуются ими.)

Воспитатель: Ну и рубашки, просто диво

Рисовали вы красиво!

Мастера и мастерицы,

Надо всем у вас учиться.

— Молодцы!

—Ребята, а что еще делали люди на ярмарке. (Веселились, играли, развлекались, отдыхали)

Вот и мы сейчас повеселимся на карусели.

Проводится музыкальная игра «Карусель»

Хорошо на ярмарке, но пора в путь.

Водитель сообщает, что машина отправляется

Остановка третья.

Воспитатель: Ребята, выходим из машины

(Звучит музыка «Вставай, страна огромная»)

Воспитатель: Ой, ребята, что это? (война)

— Да, ребята на город Белгород выпало самое тяжелое испытание во время Великой Отечественной войны. Что же произошло недалеко от города Белгорода, на Прохоровском поле?

— В 1943 году под Прохоровкой произошло крупнейшее сражение, которое длилось 50 дней и ночей и закончилось победой наших войск. Враг был разбит и произошел коренной перелом в ходе войны. Родина отмечала это событие первым салютом во время Великой Отечественной войны.

Воспитатель: Ребята, а давайте и мы с вами мысленно перенесёмся в те далёкие военные годы, в год 1943, на Прохоровское поле. И в игре воспроизведём события того времени. Разместим на представленном макете Прохоровского поля танки, пушки, самолёты. Воспитатель демонстрирует основу для макета.

Звучит музыка «На Прохоровском поле

Воспитатель: — Скажите, пожалуйста, какой праздник отмечает город Белгород 5 августа? (день освобождения от фашистских захватчиков)

Что происходит в этот день? Ответы детей

Ребята, ну вот и пора нам возвращаться домой в наш 2016 год. Садитесь в машину и в путь.

Звучит песня «Белгород»

— Вот и подошло наше путешествие на машине времени к концу.

Дети подходят к доске. На экране робот.

Робот: Спасибо вам, ребята. Теперь я знаю, каким был наш город раньше как он создавался? Больше знаю, почему город называется Белгородом. На какой реке строилась Белгородская крепость. Какие костюмы носили в старину жители белгородской области. А теперь мне пора. Но на прощание я хочу предложить вам стать реставраторами и подарить игру о нашем современном городе. И хочу, чтобы вы поиграли в неё. До свидания.

Воспитатель: Ребята, акак мы с вами помогли нашему новому другу? Расскажите, пожалуйста. Что вам особенно запомнилось? О чем бы вам хотелось узнать в следующий раз? Будем устраивать еще такие экскурсии?

— Молодцы!

— А мне очень понравилось, что вы сегодня были очень внимательны, запомнили названия, где мы побывали? Ответы детей.

В заключении воспитательпредлагает детям поиграть в игру, которую подарил детям Бионикл. Нужно разделиться на две команды. Мальчики объединятся в команду «Белгородец», а девочки — в команду «Белгородочка». Собрать из частей разрезную картинку. Обе команды приступают к выполнению задания одновременно по сигналу педагога: «Раз, два, три — собери!». Когда разрезные картинки будут собраны, спросить у детей, какие памятники Белгорода они сейчас реставрировали.

Литература:

  1. Т. Г. Березка, В. М. Миленко. // Наш Белый город: из опыта патриотического воспитания дошкольников Белгород: ИП Круть С. А.,2006.-137с.
  2. Это — родина моя: цикл занятий о родине для детей старшего дошкольного возраста. Материалы из опыта работы педагогического коллектива МДОУ ЦРР д/с № 57.-Белгород: Изд-во Бел РИПКППС, 2009.-60с.
  3. Маханева М. Д.// Приобщение детей к приобщению русской народной культуры: программа О. Л. Князевой. — М.: Детство-Пресс, 2002.-285с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов