Библиографическое описание:

Аблитарова А. Р., Ваниева Э. Эмоциональная отзывчивость как элемент социального развития детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №2. — С. 8-10.



В дошкольный период происходит становление способности ребенка к произвольной регуляции собственных эмоций, ему трудно скрыть радость или огорчение, удивление, страх или тревогу. Ведь пока эмоции детей еще естественны, важно не упустить момент и научить их понимать, принимать и полноценно выражать свои чувства. Дети старшего дошкольного возраста уже умеют понимать и различать чужие эмоциональные состояния, сопереживать и эмпатировать адекватными чувствами. Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность.

Знакомство детей с эмоциями осуществляется в дошкольном учреждении как в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, так и на специальных занятиях с педагогом — психологом, где дети с помощью элементов психогимнастики, техники мимики и пантомимы, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, театрализованных произведений и сказок (игр-драматизаций) переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания.

В старшем дошкольном возрасте, социальное и эмоциональное развитие ребенка больше, нежели ранее зависит от посторонних людей, от этого опыта, которого он приобретает вне семьи. Рамки окружающего мира в 5–7 лет значительно расширяются. У ребенка могут возникать страхи, связаны с восприятием незнакомого окружения- событий в детском саду, на улице, в группе. Предметом страха могут выступать занятия, уколы, природные явления, отношения со сверстниками.

Отрезок возраста от 2 до 5 лет можно рассматривать как период возникновения идентификации личности, развития в ребенке чувства вины, как периода рождения личности, фазу развития игровой деятельности. В результате быстрого усвоения умений- ползанья, умения сохранять равновесие, бег, умения тянуть и отталкиваться- ребенок изучает свои особенности, раскрывает рамки собственного жизненного опыта.

В период интенсивного говорения ребенок может задавать много различных вопросов: «Что?», «Где?», «Когда?», «Почему?».

На протяжении 4–5 года жизни ребенок значительно чаще использует сюжетно-ролевые игры и игры с выявлением действительности. Она тренирует определенные навыки и даёт возможности для своей фантазии.

Присутствие других детей в окружении ребенка становится необходимым условием для психологического и социального развития, на протяжении всего последующего дошкольного детства. Хотя роль взрослого остается главной, авторитетной, детское окружение приобретает больший смысл, обеспечивает необходимый эмоциональный комфорт. Так на протяжении всего дошкольного возраста формируется умение делиться с другими, сотрудничать.

В возрасте 3х лет ребенка отдают в дошкольное учреждение, где ребенок учится использовать игрушку как источник развлечения, поскольку остается без родителей. И тогда игрушка становится объектом перенесения, который связывает ребенка с мамой.

У каждого ребенка есть свои интересы, и так у многих из них может быть ярко выражена исследовательская деятельность, как одна из главных способов познания природы вещей. Но игра остается ведущим видом деятельности дошкольников. Таким образом именно игра является источником развития ребенка в социальных отношениях. Процесс социального развития зависит от того, как быстро она преодолевает стадии игры наедине, параллельной игры с другими детьми, и проходит стадии совместной игры. Стадии и способы взаимодействия с другими детьми, дает возможность оценить качество детских взаимоотношений.

В старшем дошкольном возрасте увеличивается роль процесса идентификации с другими людьми. Ребенок хочет быть похож на других людей, сравнивает себя с другими. Благодаря этому ребенок, начинает думать, вести себя так будто ему принадлежат черты другого человека. И часто с гордостью может заявлять: «Я- как мама(папа)!».

Дошкольник принимает свою роль, осознавая, что человек на которого он хочет быть похож, имеет тоже некоторые способности, умения, навыки, которые не принадлежат ему самому. Начинает поступать, так как объект его подражания. Так формируется умение делить чужие переживания.

Далее формируется умение продумывать и планировать отношения с окружающими людьми. Этому способствует способность направлять свою энергию на достижения поставленной цели. В этот период могут возникать ссоры на фоне плана проведения игры, распределения ролей. Одна из самых важных целей воспитания на этом возрастном этапе является умение заводить друзей, находить общий язык.

Эмоциональная склонность — это важная составляющая психического и социального развития дошкольника. Но существуют жизненные условия, когда она не развивается или частично притормаживается. Склонность не развивается: в монотонном обществе с низкой интенсивностью взаимоотношений; в среде где уход за малышом осуществляет одновременно большое количество людей; при условиях, когда родители общаются с ребенком несколько месяцев, а затем исчезают. И тогда поведения ребенка может быть девиантным, поскольку ребенок хочет привлечь к себе внимания. Первые эмоциональные отношения у нормального ребенка развиваются в период 7–18 месяцев.

Таким образом социальные и эмоциональные особенности не возникают сразу после рождения ребенка. Формы познания мира, деятельности, умения общаться, развиваться в процессе жизни. В своём социально-экономичном развитии ребенок преодолевает ряд последующих этапов, где каждый последующий готовит грунт для следующего.

Основным механизмом изменения возрастных периодов является связь между уровнем развития взаимоотношений с окружающими и уровнем знаний про них дошкольника. Изменение условий жизни, форм воспитания и обучения является основным показателем в определении специфики возраста.

Среди современных исследований обращает на себя внимание система эмоционального развития детей, построенная на основе работ отечественных психологов и педагогов. Н. Ежова, автор этой системы, утверждает, что эффективность образования обусловлена степенью включенности в неё эмоциональных проявлений ребёнка как заданных природой естественных ценностных форм жизни. Способствовать этому может, с одной стороны, специально организованное эмоционально насыщенное общение взрослого с детьми, а с другой — акцентирование педагогического процесса на выделении эмоционального компонента на разных правах с познавательным и действенно-практическим. [2 пункт1] Содержание эмоционального компонента образования включает две стороны:

‒ собственно-эмоциональное развитие;

‒ опосредованно-эмоциональное развитие.

Собственно эмоциональное развитие — это ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определённые способы воздействия на эмоциональную сферу и соответственно механизмы включения эмоций.

Собственно-эмоциональное развитие включает:

‒ развитие эмоционального реагирования;

‒ развитие эмоциональной экспрессии;

‒ развитие эмпатии;

‒ формирование представлений о многообразии человеческих эмоций;

‒ формирование словаря эмоциональной лексики.

Опосредованно-эмоциональное развитие — это преднамеренное воздействие на эмоциональную сферу детей с целью осуществления и совершенствования процесса познания окружающего мира, интеллектуальных действий и деятельности в целом. Данная сторона эмоционального компонента образования может быть отнесена скорее к направлению коррекционной работы и должна включать, прежде всего, поддержку и расширение опыта адекватного реагирования на те или иные эмоциональные ситуации. Опосредованно-эмоциональная сторона направлена на обогащение отношения детей к процессу познания и деятельности в целом. Условия для этого будут:

  1. Формирование ценностных представлений:

‒ нравственных (добро, свобода, честность, милосердие, справедливость);

‒ интеллектуальных (истина, знание, творчество);

‒ эстетических (красота, гармония);

социальных (семья, этнос, отечество);

‒ валеологических (жизнь, здоровье, пища, воздух, сон);

‒ материальных (предметы труда, быта, жилище, одежда).

  1. Использование приёмов, направленных на побуждение к мотивированной самореализации, стимулирующих развитие собственных оценочных суждений как основы морального самосознания. [5пункт1]

В формировании эмоциональной отзывчивости в дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов: наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, а также факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы (навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями формы поведения). Эмоциональные черты ребёнка в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребёнок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития. Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребёнка его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребёнка со взрослыми. В дошкольном возрасте сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Поведение взрослого постоянно обуславливает активность поведения и деятельности ребёнка. Установлено, что если взрослый расположен к ребёнку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребёнок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Ласковое отношение к ребёнку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство уверенности, защищённости, что способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Установив позитивные взаимоотношения со взрослым, ребёнок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими. Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития эмоциональной отзывчивости у ребёнка.

Многие авторы едины во мнении, что дошкольникам свойственно стремление разделить свои переживания не только с взрослыми, но и со сверстниками. Результаты их исследований показали, что дошкольник не только более активен со сверстниками в стремлении разделить с ними переживания, но и уровень функционирования этой потребности в контактах с ровесниками оказывается как бы выше. Равенство сверстника позволяет ребенку прямо «накладывать» свое отношение к воспринимаемому им миру на отношение партнера.

А. Д. Кошелев считает, что значительная роль в развитии и воспитании у ребенка старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости принадлежит семье. Автор отмечает, что в условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт; убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей (материальных и духовных), семья в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального развития ребенка. Опыт дошкольника может быть разным. А. Д. Кошелев пишет, что опыт полный и разносторонний — у ребенка из большой и дружной семьи, где родителей и детей связывают глубокие отношения ответственности и взаимной зависимости. В этих семьях, по утверждению автора, диапазон утверждаемых ценностей достаточно широк, но ключевое место в них занимает человек и отношение к нему. Приобретаемый опыт в семье может быть не только ограниченным, но и односторонним. Такая односторонность, по мнению А. Д. Кошелева, складывается обычно в тех условиях, когда члены семьи озабочены развитием в ребенке отдельных качеств, кажущихся исключительно значимыми, например, развитие интеллекта, и при этом не уделяется сколько-нибудь существенного внимания другим качествам, необходимых ребенку.

Наконец, эмоциональный опыт может быть неоднородным и даже противоречивым (у родителей разные представления о воспитании ребенка).

А. Д. Кошелев также говорит о том, что взаимосвязь правильно организованного воспитательного процесса в семье и в детском саду является условием воспитания и развития у ребенка эмоциональной отзывчивости [3, с.11].

Литература:

  1. Закирова, А. Ф. Герменевтическая интерпретация педагогического знания / А. Ф. Закирова // Педагогика. — 2004. — № 1. — С. 32–42.
  2. Запорожец А. В., Неверович Я. З., Кошелева А. Д. и др. Эмоциональное развитие дошкольника. — М.: Просвещение, 1985.- 440 с.
  3. Кононко О. Л. Социально-эмоциональное развитие личности — К. «Образование», 1998–255 с.
  4. Кошелева А. Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие дошкольников.-М., 2003. — 220 с.
  5. Логинова В. И., Бабаева Т. И., Ноткина Н. А. и др. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /; Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович: изд. 3-е, переработанное. — 244 с. — СПб.: Детство-пресс, 2005.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов