Библиографическое описание:

Аблитарова А. Р., Пшонник О. А. Коммуникативная компетентность как базовый элемент развития педагогической культуры будущего воспитателя // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №2. — С. 10-13.



В статье раскрываются понятия «коммуникативная компетентность», «общекультурная подготовка педагога», рассматриваются коммуникативные качества личности, которые составляют основу педагогического общения.

Ключевые слова:компетенция, профессиональная компетентность, коммуникативная компетентность, общекультурная подготовка педагога, коммуникабельность, коммуникация, педагогическое общение, речевая культура педагога.

Постановка проблемы. Современное развивающееся российское общество требует от системы образования подготовки компетентных, эрудированных и социально активных граждан своей страны — грамотных специалистов в своей профессии. Личность, имеющая определенный набор знаний, навыков, профессиональных и морально-этических качеств лежит в основе задач современного образования.

Исследователи дошкольного детства Е. П. Арнаутова, Е. Д. Белова, Б. Р. Борщанская Т. П., Гаврилова, О. Л. Зверева, Л.Н., В. К. Котырло, Т. А. Репина и другие в своих исследованиях показывают, что большинство дошкольных работников не имеют навыков партнерского общения. Они недостаточно владеют техникой педагогического общения, слабо используют различные средства и технологии общения. Изучение конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений, показало теоретическую безграмотность и недостаточный уровень развития коммуникативных навыков.

Цель статьи — раскрыть основные категории коммуникативной компетентности будущих педагогов дошкольного учреждения.

По определению В. И. Жукова коммуникативная компетентность — это «психологическая характеристика человека, как личности, которая проявляется в его общении с людьми или «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми». В состав коммуникативной компетентности включается совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное протекание коммуникативных процессов у человека [2, с.14].

Как указано в ФГОС ВПО, коммуникативная компетентность является одной из главных составляющих профессиональной компетентности педагога, так как в сфере образования речь служит средством профессиональной деятельности, и является главным фактором качественного педагогического общения.

Анализ Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования также показал, что недостаточно уделяется времени на развитие коммуникативной компетентности, ее месту и роли в деятельности педагогов дошкольного учреждения. Анализируя психолого-педагогическую литературу, беседы с воспитателями детских садов, наблюдения за их педагогической деятельностью, выступления на семинарских, практических занятиях во время курсов повышения квалификации, а также общение с коллегами, родителями, можно сказать о снижении коммуникативной культуры педагогических коллективов дошкольных учреждений.

Основу формирования коммуникативной компетентности составляет опыт человеческого общения. Современные изменения всей системы образования в наши дни рассчитаны на педагога, который умеет находить нестандартные решения. Для более эффективного общения воспитателя с детьми, родителями, коллегами необходимы развитые коммуникативно-речевые умения. В развитом обществе педагог является личностью, которая требует особенного внимания. И если педагог имеет слабую профессиональную подготовку, то в первую очередь страдают дети, и потери эти невозможно восполнить.

Коммуникативные качества воспитателя дошкольной организации тесно связаны со спецификой педагогического образования, которая направлена на широкую общекультурную подготовку (общекультурных компетенций).

Проблема формирования общекультурных компетенций у будущих педагогов является одной из важнейших. Общекультурная подготовка предполагает введение целого ряда человековедческих дисциплин (истории, литературы и т. д.) и углубленное изучение в данном контексте конкретной области знания, соответствующей их профессиональной специализации.

Эффективному формированию общекультурной подготовки студентов в образовательном процессе вуза способствует определившаяся образовательная среда вуза. В ФГОС говорится, что «вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создавать условия, необходимые для всестороннего развития личности.Задача формирования общекультурной подготовки будущего педагога должна решаться комплексно. И на ее решение необходимо направить как общую систему организации воспитательной и внеурочной работы в вузе, так и содержание программ обучения и методик преподавания дисциплин, которые включены в программу подготовки по данному направлению.

Основу коммуникативной культуры педагога составляет общительность — устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты. Общительность как свойство личности включает в себя, по мнению исследователей, такие составляющие, как:

 коммуникабельность — способность испытывать удовольствие от процесса общения;

 социальное родство — желание находиться в обществе, среди других людей;

 альтруистические тенденции — эмпатия как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификация как умение переносить себя в мир другого человека [2, с.16].

Общительность формируется, развивается на основе потребности в общении — одной из основных социально обусловленных потребностей человека. Наличие таких качеств, как рефлексивность, гибкость, эмпатичность, общительность, формируется на основе искреннего интереса к партнеру, к его деятельности, желания работать вместе, принимать участие в общем деле. Способность к сотрудничеству интегрирует, вбирает в себя комплексные умения: формулировать свою точку зрения, слушать и слышать другого, выяснять точки зрения своих партнеров, разрешать разногласия с помощью логической аргументации, не переводить логические противоречия в плоскость личных отношений, поощрять активность другого и своевременно проявлять свою инициативу; оказывать эмоциональную и содержательную поддержку тому, кто в этом особо нуждается; предоставлять другому возможность утвердиться, попробовать силы в разных видах деятельности; стать на позицию другого и координировать разные точки зрения, осуществляя обмен мнениями; занимать диалогичную, а не монологичную позицию; органически сочетать «ролевые» и «межличностные», деловые и человеческие отношения. Способность к сотрудничеству предполагает открытость педагога и готовность к любым формам взаимодействия.

Воспитателю важно придавать большее значение умениям разговаривать с родителями, а именно — вежливо, соблюдая терпение и выдержку при разговоре, даже если в душе, что называется, все кипит и протестует. Такое поведение воспитателя представляет собой культуру общения, так необходимую для полноценного и правильного воспитания детей. По мнению А. А. Бодалева, «общение является таким видом взаимодействия людей, в котором участвующие в нем лица своим внешним обликом и поведением оказывают более или менее сильное влияние на притязания и намерения, на состояния и чувства друг друга» [1, с.26].

Примеры утраты «хороших манер», откровенных записей обращений взрослых к ребенку, игнорирование условий выбора вариантов обращения к ребенку мы все чаще встречаем в статьях психологов и педагогов [5, с. 44]. Петровская Л. А. отмечает, что коммуникативная компетентность предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции — и отстранённой и близкой. Трудности могут быть связаны с владением какой-либо одной из них и её реализацией повсеместно, независимо от характера партнёра и своеобразия ситуации. Гибкость в адекватной смене психологических позиций является одним из существенных показателей компетентного общения [2, с. 39].

В ходе модернизации и оптимизации дошкольного образования, следует серьезно повысить требования к коммуникативной компетенции каждого педагога. М. М. Силакова убедительно утверждает, что универсальным средством развития личности ребенка в период дошкольного детства, содержательного вежливого общения, является коммуникативная компетентность педагога, ее когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов, умелое руководство им поэтапным выстраиванием обучения мотивации общения [4, с. 20].

В результате анализа работ различных авторов, изучающих коммуникативную компетентность, можно сделать вывод, что в структуру включаются достаточно разноплановые элементы. Однако, среди этого многообразия четко выделяются следующие компоненты:

‒ коммуникативные знания;

‒ коммуникативные умения;

‒ коммуникативные способности.

Коммуникативные знания — это знания о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерности развития. Это знание о том, какие существуют коммуникативные методы и приемы, какое действие они оказывают, каковы их возможности и ограничения. Это также знание о том, какие методы оказываются эффективными в отношении разных людей и разных ситуаций. К этой области относится и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений и о том, какие методы эффективны именно в собственном исполнении, а какие — не эффективны. Коммуникативные умения: речевые умения, умение гармонизировать внешние и внутренние проявления, умение получать обратную связь, умение преодолевать коммуникативные барьеры.

Интерактивные умения: умение строить общение на демократической основе, инициировать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу, умение самоконтроля и саморегуляции, умение руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, умения активного слушания,

Социально-перцептивные умения: умение адекватно воспринимать и оценивать поведение партнера в общении, распознавать по невербальным сигналам его состояния, желания и мотивы поведения, составлять адекватный образ другого как личности, умения производить благоприятное впечатление

Коммуникативные способности, как индивидуально-психологические свойства личности, отвечающие требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивающие ее быстрое и успешное осуществление [2, с. 19].

Коммуникативная компетентность — это интегральное личностное качество, обеспечивающее ситуационную адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения, возможность адекватного отражения психических состояний и личностного склада другого человека, верной оценки его поступков, прогнозирование на их основе особенностей поведения воспринимаемого лица [3, с. 36].

Профессиональные умения педагога детально описаны в педагогической науке. Однако мы хотим обратить внимание именно на те умения, с помощью которых создается и поддерживается контакт педагога с воспитанниками.

Литература:

  1. Бодалев А. А. Психология общения: Избранные психологические труды — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. — 256 с.
  2. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. — М.: Академия, 1991. — 96 с.
  3. Лукьянова М. И. Развитие психолого-педагогической компетентности.- СПб.: Речь, 2004.-200с.
  4. Силакова М. М. Особенности присвоения дошкольниками социокультурной модели общения [Текст] / М. М. Силакова // Социализация. Образование. Ребенок: Материалы научно-практической конференции.- Ульяновск: УлГПУ.- 2009.- С. 125–130.
  5. Смирнова Е. О. Агрессивные дети [Текст] / Е. О. Смирнова, Г. А. Хузеева // Дошкольное воспитание. — 2003.- № 4.- С.63–71.
  6. Щербинина Ю. «Слово ласковое — мастер дивных див» / Ю. Щербинина // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 5. — С. 40–46.
Основные термины: коммуникативная компетентность, коммуникативной компетентности, педагогического общения, коммуникативная компетентность педагога, Коммуникативная компетентность, педагогов дошкольного учреждения, коммуникативной культуры, коммуникативной культуры педагога, коммуникативной компетентности будущих, Профессиональные умения педагога, формирования коммуникативной компетентности, профессиональной компетентности педагога, Жукова коммуникативная компетентность, состав коммуникативной компетентности, развитие коммуникативной компетентности, основу педагогического общения, техникой педагогического общения, качественного педагогического общения, эффективного общения воспитателя, навыков партнерского общения

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов