Библиографическое описание:

Аблитарова А. Р., Пшонник О. А. Коммуникативная компетентность как базовый элемент развития педагогической культуры будущего воспитателя // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №2. — С. 10-13.



В статье раскрываются понятия «коммуникативная компетентность», «общекультурная подготовка педагога», рассматриваются коммуникативные качества личности, которые составляют основу педагогического общения.

Ключевые слова:компетенция, профессиональная компетентность, коммуникативная компетентность, общекультурная подготовка педагога, коммуникабельность, коммуникация, педагогическое общение, речевая культура педагога.

Постановка проблемы. Современное развивающееся российское общество требует от системы образования подготовки компетентных, эрудированных и социально активных граждан своей страны — грамотных специалистов в своей профессии. Личность, имеющая определенный набор знаний, навыков, профессиональных и морально-этических качеств лежит в основе задач современного образования.

Исследователи дошкольного детства Е. П. Арнаутова, Е. Д. Белова, Б. Р. Борщанская Т. П., Гаврилова, О. Л. Зверева, Л.Н., В. К. Котырло, Т. А. Репина и другие в своих исследованиях показывают, что большинство дошкольных работников не имеют навыков партнерского общения. Они недостаточно владеют техникой педагогического общения, слабо используют различные средства и технологии общения. Изучение конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений, показало теоретическую безграмотность и недостаточный уровень развития коммуникативных навыков.

Цель статьи — раскрыть основные категории коммуникативной компетентности будущих педагогов дошкольного учреждения.

По определению В. И. Жукова коммуникативная компетентность — это «психологическая характеристика человека, как личности, которая проявляется в его общении с людьми или «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми». В состав коммуникативной компетентности включается совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное протекание коммуникативных процессов у человека [2, с.14].

Как указано в ФГОС ВПО, коммуникативная компетентность является одной из главных составляющих профессиональной компетентности педагога, так как в сфере образования речь служит средством профессиональной деятельности, и является главным фактором качественного педагогического общения.

Анализ Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования также показал, что недостаточно уделяется времени на развитие коммуникативной компетентности, ее месту и роли в деятельности педагогов дошкольного учреждения. Анализируя психолого-педагогическую литературу, беседы с воспитателями детских садов, наблюдения за их педагогической деятельностью, выступления на семинарских, практических занятиях во время курсов повышения квалификации, а также общение с коллегами, родителями, можно сказать о снижении коммуникативной культуры педагогических коллективов дошкольных учреждений.

Основу формирования коммуникативной компетентности составляет опыт человеческого общения. Современные изменения всей системы образования в наши дни рассчитаны на педагога, который умеет находить нестандартные решения. Для более эффективного общения воспитателя с детьми, родителями, коллегами необходимы развитые коммуникативно-речевые умения. В развитом обществе педагог является личностью, которая требует особенного внимания. И если педагог имеет слабую профессиональную подготовку, то в первую очередь страдают дети, и потери эти невозможно восполнить.

Коммуникативные качества воспитателя дошкольной организации тесно связаны со спецификой педагогического образования, которая направлена на широкую общекультурную подготовку (общекультурных компетенций).

Проблема формирования общекультурных компетенций у будущих педагогов является одной из важнейших. Общекультурная подготовка предполагает введение целого ряда человековедческих дисциплин (истории, литературы и т. д.) и углубленное изучение в данном контексте конкретной области знания, соответствующей их профессиональной специализации.

Эффективному формированию общекультурной подготовки студентов в образовательном процессе вуза способствует определившаяся образовательная среда вуза. В ФГОС говорится, что «вуз обязан сформировать социокультурную среду вуза, создавать условия, необходимые для всестороннего развития личности.Задача формирования общекультурной подготовки будущего педагога должна решаться комплексно. И на ее решение необходимо направить как общую систему организации воспитательной и внеурочной работы в вузе, так и содержание программ обучения и методик преподавания дисциплин, которые включены в программу подготовки по данному направлению.

Основу коммуникативной культуры педагога составляет общительность — устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты. Общительность как свойство личности включает в себя, по мнению исследователей, такие составляющие, как:

 коммуникабельность — способность испытывать удовольствие от процесса общения;

 социальное родство — желание находиться в обществе, среди других людей;

 альтруистические тенденции — эмпатия как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификация как умение переносить себя в мир другого человека [2, с.16].

Общительность формируется, развивается на основе потребности в общении — одной из основных социально обусловленных потребностей человека. Наличие таких качеств, как рефлексивность, гибкость, эмпатичность, общительность, формируется на основе искреннего интереса к партнеру, к его деятельности, желания работать вместе, принимать участие в общем деле. Способность к сотрудничеству интегрирует, вбирает в себя комплексные умения: формулировать свою точку зрения, слушать и слышать другого, выяснять точки зрения своих партнеров, разрешать разногласия с помощью логической аргументации, не переводить логические противоречия в плоскость личных отношений, поощрять активность другого и своевременно проявлять свою инициативу; оказывать эмоциональную и содержательную поддержку тому, кто в этом особо нуждается; предоставлять другому возможность утвердиться, попробовать силы в разных видах деятельности; стать на позицию другого и координировать разные точки зрения, осуществляя обмен мнениями; занимать диалогичную, а не монологичную позицию; органически сочетать «ролевые» и «межличностные», деловые и человеческие отношения. Способность к сотрудничеству предполагает открытость педагога и готовность к любым формам взаимодействия.

Воспитателю важно придавать большее значение умениям разговаривать с родителями, а именно — вежливо, соблюдая терпение и выдержку при разговоре, даже если в душе, что называется, все кипит и протестует. Такое поведение воспитателя представляет собой культуру общения, так необходимую для полноценного и правильного воспитания детей. По мнению А. А. Бодалева, «общение является таким видом взаимодействия людей, в котором участвующие в нем лица своим внешним обликом и поведением оказывают более или менее сильное влияние на притязания и намерения, на состояния и чувства друг друга» [1, с.26].

Примеры утраты «хороших манер», откровенных записей обращений взрослых к ребенку, игнорирование условий выбора вариантов обращения к ребенку мы все чаще встречаем в статьях психологов и педагогов [5, с. 44]. Петровская Л. А. отмечает, что коммуникативная компетентность предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции — и отстранённой и близкой. Трудности могут быть связаны с владением какой-либо одной из них и её реализацией повсеместно, независимо от характера партнёра и своеобразия ситуации. Гибкость в адекватной смене психологических позиций является одним из существенных показателей компетентного общения [2, с. 39].

В ходе модернизации и оптимизации дошкольного образования, следует серьезно повысить требования к коммуникативной компетенции каждого педагога. М. М. Силакова убедительно утверждает, что универсальным средством развития личности ребенка в период дошкольного детства, содержательного вежливого общения, является коммуникативная компетентность педагога, ее когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентов, умелое руководство им поэтапным выстраиванием обучения мотивации общения [4, с. 20].

В результате анализа работ различных авторов, изучающих коммуникативную компетентность, можно сделать вывод, что в структуру включаются достаточно разноплановые элементы. Однако, среди этого многообразия четко выделяются следующие компоненты:

‒ коммуникативные знания;

‒ коммуникативные умения;

‒ коммуникативные способности.

Коммуникативные знания — это знания о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерности развития. Это знание о том, какие существуют коммуникативные методы и приемы, какое действие они оказывают, каковы их возможности и ограничения. Это также знание о том, какие методы оказываются эффективными в отношении разных людей и разных ситуаций. К этой области относится и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений и о том, какие методы эффективны именно в собственном исполнении, а какие — не эффективны. Коммуникативные умения: речевые умения, умение гармонизировать внешние и внутренние проявления, умение получать обратную связь, умение преодолевать коммуникативные барьеры.

Интерактивные умения: умение строить общение на демократической основе, инициировать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу, умение самоконтроля и саморегуляции, умение руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, умения активного слушания,

Социально-перцептивные умения: умение адекватно воспринимать и оценивать поведение партнера в общении, распознавать по невербальным сигналам его состояния, желания и мотивы поведения, составлять адекватный образ другого как личности, умения производить благоприятное впечатление

Коммуникативные способности, как индивидуально-психологические свойства личности, отвечающие требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивающие ее быстрое и успешное осуществление [2, с. 19].

Коммуникативная компетентность — это интегральное личностное качество, обеспечивающее ситуационную адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения, возможность адекватного отражения психических состояний и личностного склада другого человека, верной оценки его поступков, прогнозирование на их основе особенностей поведения воспринимаемого лица [3, с. 36].

Профессиональные умения педагога детально описаны в педагогической науке. Однако мы хотим обратить внимание именно на те умения, с помощью которых создается и поддерживается контакт педагога с воспитанниками.

Литература:

  1. Бодалев А. А. Психология общения: Избранные психологические труды — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. — 256 с.
  2. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. — М.: Академия, 1991. — 96 с.
  3. Лукьянова М. И. Развитие психолого-педагогической компетентности.- СПб.: Речь, 2004.-200с.
  4. Силакова М. М. Особенности присвоения дошкольниками социокультурной модели общения [Текст] / М. М. Силакова // Социализация. Образование. Ребенок: Материалы научно-практической конференции.- Ульяновск: УлГПУ.- 2009.- С. 125–130.
  5. Смирнова Е. О. Агрессивные дети [Текст] / Е. О. Смирнова, Г. А. Хузеева // Дошкольное воспитание. — 2003.- № 4.- С.63–71.
  6. Щербинина Ю. «Слово ласковое — мастер дивных див» / Ю. Щербинина // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 5. — С. 40–46.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов