Библиографическое описание:

Богатырева А. В. Использование дидактических игр при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №2. — С. 55-58.



 

Школа — это новый и важный этап в жизни вчерашнего дошкольника и его родителей. В современной школе требования к первоклассникам очень высоки. Некоторые родители считают самым главным показателем готовности к школе — умение читать. Но это неправильное мнение. На самом деле, обучением чтению нужно заканчивать работу по развитию навыков звукового анализа и синтеза, лежащих в основе обучения грамоте. Многие дети воспринимают слово целиком, как звукокомплекс. «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка — грамматики и связанной с ней орфографии» Д. Б. Эльконин.

Чтобы подготовить детей к обучению грамоте необходимо научить детей различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные, выделять любые звуки из состава слова, членить слова на слоги, а слоги на звуки, объединять слоги и звуки в слове, определять последовательность звуков в слове, членить предложение на слова. На занятиях звуки, слоги, слова, буквы становятся предметом изучения. Это предполагает, как отмечал К. Д. Ушинский, опору на логическую способность ребенка, на умение «отвлекаться от конкретных представлений и возводить эти представления в общие понятия, находить между ними сходные и различные признаки, сливать их в одно общее суждение» (Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения).

Как сделать, чтобы занятие было интересным, чтобы детям не было скучно, как приковать неустойчивое внимание к занятию и сделать обучение увлекательным, занимательным, интересным? Ведь интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление. Для этого с детьми надо на занятиях играть.

Игра — один из эффективных методов, активно воздействующих на познавательную деятельность детей, на их эмоциональную сферу. Игра способствует созданию у детей эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки.

Интерес к обучению в значительной степени повышает прочность знаний, умений и навыков, содействует коррекции внимания, памяти и других процессов. Исходя из игровой задачи, дети осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают ее более интересной. Дети должны быть подготовлены к игре. Игра должна быть доступной, условия понятные, простые, не многоступенчатые.

Педагог направляет и корректирует игру на всем ее протяжении. Эмоциональность воспитателя, заинтересованность его в результатах игры, определяют эффективность проведения игры. Во время игры, педагог может подбирать более сложный и более легкий материал для слабых и сильных детей, осуществляя индивидуальный подход. Однако эта помощь должна быть по возможности скрытой, с тем, чтобы дети чувствовали равноценность своего участия.

По мере усвоения той или иной игры, ее можно многократно повторять, увеличивая количество заданий, меняя словарный материал или вводя новые правила. Так, например, про проведении игры «Разноцветные домики», дети сначала дифференцируют гласные и согласные звуки, позже — твердые и мягкие согласные, затем глухие и звонкие согласные. При проведении игры «Магазин» меняются чеки-схемы (от простых к более сложным).

Большую роль играет дух соперничества. Можно предложить более сильным детям помочь более слабым. И, как обязательное условие, выявление победителей, подведение итогов, награждение команды победителя.

Предлагаемые игры построены с постепенным усложнением игровых и учебных задач. Обучение звуковому анализу и синтезу строится в определённой последовательности:

‒          Определение наличия или отсутствия звука в слове

‒          Определение первого звука в слове и подбор слов на заданный звук

‒          Определение последнего звука в слове

‒          Определение любой позиции звука в слове

‒          Определение количества звуков в слове, их последовательность

‒          Определение количества слогов в слове.

‒          Синтез звуков и слогов в слове

‒          Полный звуко-слоговой анализ слов.

Ниже я приведу примеры игр по разным разделам.

Звуки.

  1.      Игра «Поезд»

Цель игры: дифференциация понятий «звук-слово»

Ход игры. Дети строятся и изображают движение поезда. Если ведущий произносит слово — дети останавливаются, если звук — продолжают двигаться.

  1. Игра «Репка».

Цель игры: закрепить понятие «звуковой ряд».

Оборудование: шапочки героев сказки «Репка».

Ход игры. Логопед предлагает детям вспомнить сказку «Репка». Дети в шапочках встают друг за другом, следую содержанию сказки. Логопед объясняет, что звуки в слове стоят строго друг за другом, в определенной последовательности.

  1. Игра «Разноцветные домики».

Цель игры: закрепление знаний о гласных и согласных звуках (в дальнейшем — твердых и мягких согласных звуках, звонких и глухих звуках).

Оборудование:шапочки с изображением красного, синего и зеленого домиков.

Ход игры. Выбираются дети, которые надевают шапочки с домиками.

  1.       Ведущий предлагает детям произнести свое имя, выделить первый звук, определить гласный он или согласный, после чего спрятаться в домике (встать за мальчиком или девочкой в той или иной шапочке)
  2.     У каждого ребенка на столе лежит карточка. Ребенок называет ее, выделяет первый звук, определяет какой он, прячется в соответствующий домик.

Звуковой анализ и синтез.

  1.      Игра «Составь слово»

Цель игры: упражнять детей в определении первого и последнего звука в слове, в составлении слов из выделенных звуков.

Ход игры. Дети выделяют первый или последний звуки в слове, составляют получившееся слово/ либо обозначают звук соответствующей буквой и читают получившееся слово.

  1.      Игра «Подбери картинку»

Цель игры: учить детей определять количество звуков в слове.

Ход игры. На доске схемы слов (по количеству звуков) и предметные картинки. Детям предлагается подобрать картинки к схемам.

  1.      Игра «Какое слово я задумала?»

Цель игры: учить детей определять гласный звук в середине слова и соотносить с артикуляцией гласных звуков.

Оборудование: рисунки девочек, предметные картинки.

Ход игры. На доске рисунки девочек, у которых положение губ соответствует артикуляции гласных звуков: а, о, у, и, и предметные картинки (мак, дом, волк, кот, лук и т. д.). Дети должны подобрать картинку в соответствии с произносимым гласным звуком.

  1. Игра «Как их зовут»

Цель: Закрепить у детей определять первый, последний, второй и третий звуки в словах. А также составлять из них имена.

Аналогичная игра: «Прочитай по первым буквам» (настольная печатная игра), игра «От буквы к слову» (Е. Д. Наумова «Игротека речевых игр»).

  1. Игра «Подбери слово к схеме».

Оборудование: Большая карта с тремя маленькими картинками и одной схемой слова.

Ход игры: ребёнок должен проанализировать и соотнести схему слова к одной из картинок.

  1. Игра «Магазин»

Цель игры: закрепление звуко-слогового анализа.

Оборудование: игрушки, чеки схемы.

Ход игры. Ведущий раскладывает игрушки, предметы и предлагает ребятам поиграть в магазин. Но купить игрушку вы сможете тогда, когда правильно за нее заплатите чеком-схемой, которая соответствует названию игрушки. Контролер (ведущий, ребенок) проверяет, правильно ли сделана покупка.

  1. Игра «Радист»

Цель: Упражнять детей в звуковом анализе и синтезе.

Ход игры: Логопед даёт картинку ребёнку. Ребёнок, не показывая картинки должен по звукам продиктовать ее название. Другой ребёнок принимает «радиограмму» и должен составит слово из звуков (другой вариант- записать буквы и прочитать получившееся слово).

  1. Игра «Сколько точек — столько звуков»

Цель игры: развитие умения подбирать слова по заданному количеству звуков, проводить звуковой анализ.

Оборудование: кубик, на гранях которого различное количество точек.

Ход игры. Дети по очереди бросают кубик и называют слова, в которых количество звуков соответствует количеству точек на верхней грани кубика.

Слоговой анализ и синтез.

  1.      Игра «Слог-шаг»

Цель игры: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

Ход игры. Ведущий дает задание:

‒          сделай 1 шаг вперед!

‒          сделай 2 шага вперед!

‒          сделай 3 шага вперед!

Ребенок должен вспомнить слово из стольких слогов, сколько сделал шагов.

  1.      Игра «Будь внимательным»

Цель игры: закрепление звуко-слогового анализа.

Ход игры. Дети ходят по группе. Ведущий стучит карандашом несколько раз по столу. Дети должны показать тот предмет, игрушку название которых состоит из такого же количества звуков, слогов.

  1.      Игра «День Рождения»

Цель игры: развитие умения определять количество слогов в слове.

Ход игры. Детям раздают игрушки. Выбираются именинницы (именинники). Например: Маша, Наташа (Саша, Антон). Дети должны вручить Маше подарки, название которых состоят из двух слогов, а Наташе — подарки названия которых состоят из трех слогов.

  1. Игра «Делим слово на слоги»

Цель игры: развитие умения делить слова на слоги.

Оборудование: карточка с изображением трех предметов и графическим изображением слогового состава одного слова.

Ход игры. Ребенок должен определить, какая картинка подходит к данной схеме.

  1. Игра «Слоговое лото»

Цель игры: развитие умения делить слова на слоги.

Оборудование: большие карточки лото, разделены на четыре квадрата, в каждом, графическое изображение слогового состава слова (один, два, три, четыре слога), предметные картинки.

Ход игры. Ведущий показывает детям карточки. Дети выбирают себе карточку и кладут на соответствующий квадрат, если она подходит к данной схеме. Или, детям предлагаются индивидуальные конверты с карточками. Нужно закрыть все квадраты игрового поля.

  1. Игра «Зоопарк»

Цель игры: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

Оборудование: три кармашка, на каждом нарисована клетка для зверей, под кармашками графическое изображение слогового состава слова (первый кармашек — один слог, второй — два слога, третий — три слога), карточки с изображением животных.

Ход игры. В зоопарке сделали новые клетки. Детям предлагается определить, каких зверей, в какую клетку посадить. По количеству слогов они находят клетку для выбранного животного.

БУКВЫ

1.Игра «Изобрази букву»

Цель игры: закрепление графического изображения букв.

Оборудование: книга Шибаева «Взялись за руки друзья».

Ход игры. Дети водят хоровод. Ведущий указывает на какого- либо ребенка. Ребенок встает в круг и один или с помощью друга изображает ту или иную букву. Дети должны ее назвать.

2.Игра «Угадай букву»

Цель игры: определение буквы, написанной на спине. Ход игры. Дети встают в круг. Ведущий говорит:

Мы немножко поиграем,

Вспомним буквы, отгадаем.

А ты (Витя) не зевай,

Быстро букву отгадай!

Водящему на спине пальцем медленно проводится контур буквы. Он должен назвать эту букву.

3.Игра «Чудесный мешочек»

Цель игры: определение буквы на ощупь по картонному контуру.

Оборудование: мешочек из пестрой ткани и вырезанные картонные буквы.

Ход игры. Дети по порядку подходят к логопеду. Логопед говорит: в мешочке спрятались буквы, смотреть на них нельзя. Надо узнать букву, ощупав ее руками. Достать букву можно тогда, когда придумаешь 2–3 слова, начинающихся с этого звука.

ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ

1.Игра «Пишущая машинка»'.

Цель игры: развитие внимания, закрепление звуко-буквенного анализа.

Ход игры. Каждому играющему присваивается название буквы. (Вешается на грудь круг с изображением буквы «А», «У»). Затем придумывается слово. По сигналу дети начинают печатать: первая буква хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово напечатано, все дети хлопают в ладоши.

2.Игра «Разведчики».

Цель игры: развитие умения определять последовательность букв в слове.

Ход игры. Детей делят на несколько команд. Для каждой группы логопед называет первую букву слова. Первый ребенок записывает ее дописывает еще одну и передает товарищу. Тот дописывает еще одну букву и т. д. В результате должно получиться слово. Выигрывает та группа, которая первая написала слово.

В результате проведения таких игр, дети разного уровня подготовки, с разными стартовыми данными, разной активностью одинаково, живо и с интересом включаются в игры со звуками, слогами, словами, буквами. К концу обучения дети на занятиях показывают высокий уровень подготовки к школе. И в дальнейшем, при обучении чтению и письму, ребёнок «не потеряет» ни одной буквы, так как он умеет выделять все звуки в слове от первого до последнего, определять их количество и последовательность, делить слова на слоги.

 

Литература:

 

  1.      Каше Г. А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи» М. Просвещение,1971
  2.      Филичева Т. Б Чиркина Г. В., Туманова Т. В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» М. Просвещение, 2009
  3.      Волина В. В. «Занимательное Азбуковедение» М. Просвещение, 1991
  4.      Иваненко С. Ф. «Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями произношения» М. Просвещение, 1984
  5.      Кобзарева Л. Г.,Резунова М. П., Юшина Г. Н. «Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения» Т. Ц. Учитель, 2001
  6.      Гадасина Л. Я., Ивановская О. Т. «Звуки на все руки. 50 логопедических игр». С-П Детство-Пресс,2008
  7.      Козырева Л. М. «Тетрадь для логопедических занятий. Загадки звуков, букв, слогов» Академия Развития, 2006
  8.      Наумова Э. Д. «Игротека речевых игр «Гном и Д, 2006.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов