Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у дошкольников в процессе реализации технологии А. И. Савенкова «Маленький исследователь» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (75) май 2024 г.

Дата публикации: 29.04.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Кадочникова, Н. А. Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у дошкольников в процессе реализации технологии А. И. Савенкова «Маленький исследователь» / Н. А. Кадочникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 5 (75). — С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/267/9185/ (дата обращения: 17.05.2024).



В статье говорится об актуальности формирования исследовательского поведения дошкольника в рамках формирования предпосылок естественно-научной грамотности. Раскрыто значение исследовательской деятельности для формирования у детей любознательности, инициативности, самостоятельности и навыков сотрудничества, в целом повышения качества дошкольного образования. В статье приведен пример реализации технологии А. И. Савенкова «Маленький исследователь» с детьми старшего дошкольного возраста. Раскрыты этапы работы по технологии исследовательской деятельности. Показан опыт применения методов исследовательской деятельности: «Подумай сам», «Спроси у взрослого», «Посмотри в книге», «Посмотри в интернете». Автор демонстрирует свой подход к исследовательской деятельности, открывает свои «изюминки» исследовательской деятельности: создание мотивации-провокации, использование новых методов исследования.

Автор приходит к выводу об уникальности технологии А. И. Савенкова по организации исследовательской деятельности не только для развития личностных качеств детей, учебной мотивации, но и для формирования предпосылок одного из основополагающих компонентов функциональной грамотности — естественно-научной грамотности, которая актуальна для любого человека в современном мире. В статье приведены выводы результатах работы в рамках исследовательской деятельности для детей и самого педагога.

Ключевые слова: исследование, методы исследования, технология А. И. Савенкова, естественно-научная грамотность.

В настоящее время в образовании много говорят о развитии у детей навыков XXI века. Образование обращается к идее: что такого дать ребенку универсального? Перефразируя Конфуция, ребенка не надо «кормить» готовыми знаниями, а нужно дать «рыбу»: научить добывать знания, распознавать их и использовать в жизни, опираться на них при принятии решений. В связи с этим актуальным становится формирование у детей предпосылок функциональной грамотности, начиная с дошкольного возраста. Одним из компонентов функциональной грамотности является естественно-научная грамотность, то есть ориентированность человека в естественно-научных знаниях и способность применять их в жизни.

Я предположила, что развитие данных компетенций у дошкольников возможно, если использовать технологию исследовательской деятельности А. И. Савенкова «Маленький исследователь», которую я изучила и решила использовать в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Данная технология позволяет включать ребёнка в собственный исследовательский поиск на любых занятиях в детском саду, в любых образовательных моментах дошкольника: прогулка, игровая деятельность. Технология исследовательской деятельности рассчитана не только на то, чтобы обучать детей наблюдению и экспериментированию, но включает в себя полный цикл исследовательской деятельности от определения проблемы до предоставления защиты полученных результатов [1; с.211].

Работая по технологии «Маленький исследователь», я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Развивать познавательную активность детей, как полноценных участников образовательных отношений;
  2. Развивать детскую инициативность и самостоятельность;
  3. Формировать навыки исследовательского поведения и обработки полученных материалов.

Работа по технологии проходит в несколько этапов:

  1. Выпор темы-выделение и постановка проблемы;
  2. Выработка гипотезы;
  3. Поиск и предложение возможных вариантов решения
  4. Сбор материала;
  5. Обобщение полученных данных;
  6. Подготовка проекта (сообщения, доклада, макета и др.)
  7. Защита [1; с.209].

Детское исследование начинается с выбора темы. Для того чтобы заинтересовать детей и подвести к теме, я задействую возможности развивающей предметно-пространственной среды, пользуясь приемом «Мотивация-провокация». То есть, в среде размещаю объекты, которые косвенно относятся к теме, а детям нужно их сопоставить, связать с ассоциациями и догадаться о теме исследования. Например, организуя исследовательский проект по теме «Пауки», я оформила предметно-развивающую среду в стиле экобионики. Натянула рыбацкую сеть, повесила в углу группы паутину, поставила на видное место велосипедное колесо развесила с потолка фотографии: платье из паутины, цифра 8, буква П, туннель, подвесной мост. Задала вопрос: «Ребята, догадайтесь, какую тему мы будем сегодня исследовать?». Мои ребята быстро догадались: «Пауки», «Пауки, потому что в группе есть паутина». Что объединяет паука и все эти предметы? Тут ребятам пришлось подумать. Они наперебой стали приводить аргументы в пользу пауков: «Сеть рыбацкая похожа на паутину». «А мост подвесной тоже похож на паутину». Девочки отметили, что буква П — первая в слове паук

Итак, тема выбрана. Задача детей в исследовательской деятельности по технологии А. И. Савенкова получить как можно больше сведений о том, что является предметом их исследования, и подготовить по теме доклад [1; с.214]. Но сначала актуализируем свои знания по выбранной теме. Мы дружно обсудили, что уже знаем про пауков и выяснили, что хотим узнать, сколько лапок у паука, как паук кусается, как плетет паутину и какие пауки бывают. Эти вопросы являются предвестниками гипотез, которые дети будут формулировать в дальнейшем, обучаясь в школе. Вопросы записали-зарисовали на карточках, чтобы не забыть, разместили их на доске.

Выдвигаем гипотезы, актуализируем знания

Рис. 1. Выдвигаем гипотезы, актуализируем знания

Пора приступать к исследованию. Для этого нужно выбрать методы исследования и сбора информации. Каждый метод — отдельная пиктограмма. Всего их восемь: подумать самостоятельно, спросить другого человека, обратиться к специалисту, узнать из книг, провести наблюдение, сделать эксперимент, посмотреть в интернете, посмотреть видео- и телефильм. Мы добавили с ребятами еще один значок — позвонить маме.

Методы исследования

Рис. 2. Методы исследования

Для изучения пауков мы выбрали следующие методы: подумать самостоятельно, спросить другого человека, посмотреть в книге, узнать в интернете. Эти методы стали планом исследовательской деятельности. Ребята разделились на четыре команды, выбрали метод исследования, взяли планшет для записи и зарисовок, выбрали вопрос, который будут исследовать. А дальше самый интересный этап — сбор информации. Атмосфера поиска наполнила группу: вопросы, ответы, спор, шелест страниц энциклопедии, зарисовки и записи…

Сбор информации»

Рис. 3. Сбор информации»

Процесс сбора информации может быть долгим, поэтому мы ограничились пятью минутами. В каждой команде был хранитель времени, который строго следил за песочными часами.

Следующий этап — обобщение данных и подготовка к докладу. Каждая команда рассказывает, на какой вопрос искали ответ, что узнали, смогли ли найти информацию.

Соня и Арина узнали из познавательного мультфильма как пауки плетут паутину, Глеб и Володя выяснили из энциклопедии, что у паука оказывается не шесть лапок, как у насекомых, а восемь. Никодим и Миша размышляли, почему пауки разного цвета, Даша и Варя выяснили у гостей какие бывают пауки. После выступления исследователей мы обсудили, как эта информация о пауках пригодится в жизни? Решили рассказать о пауках ребятам младшей группы. «Возможно в школе нас спросят о пауках, а мы уже все знаем» — сказала Соня. Стали думать, как фотография с нарядным платьем относится к теме про пауков. Одна из гипотез: «Может быть ткань платья сделана из паутины?». И это оказалось верным предположением.

Как только информация про паука была обобщена, я предложила детям сделать полный доклад по теме. Вместе мы нашли ответы на все свои вопросы.

Делаем доклады

Рис. 4. Делаем доклады

В продолжении темы мы с ребятами нашли паучка в группе и рассмотрели его, убедились в безопасности домашних пауков, еще раз пересчитали лапки, понаблюдали за тем, как он ползает. Интерес к теме у ребят только усилился.

Внедряя технологию исследовательской деятельности А. И. Савенкова, я обратила внимание, что дети стали договариваться друг с другом, слышать и слушать друг друга. Они самостоятельны и инициативны. Проявляют любознательность, стремятся к диалогу. А это шаги на пути к сотрудничеству. Дети охотно делятся информацией, которую исследовали в детском саду с родителями. Благодаря такой форме работы наша группа наполнилась следами детской деятельности, виден и слышен голос ребенка.

Исследовательская деятельность позволяет ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении, выявлять проблемы и решать их исходя из своего опыта. Она способствует расширению у детей кругозора, проявлению их инициативности и самостоятельности, индивидуализации развития личности каждого ребенка, выработке субъектной позиции. Технология исследовательской деятельности А. И. Савенкова даёт детям уверенность, что именно они является исследователями, «первооткрывателями» интересных идей. Исследовательская деятельность мотивирует детей быть активными и инициативными, самостоятельными не только, пока исследуется интересная тема, но и в течение всей жизни.

А что даёт исследовательская деятельность мне, воспитателю? Бесценный опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, которые характеризуют меня как творца образовательного процесса [1; с.210]. Даёт возможность уйти от традиционных форм работы.

Литература:

  1. Савенков, А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Национальный книжный центр, 2017. — 240 с.

Ключевые слова

исследование, методы исследования, естественно-научная грамотность, технология А. И. Савенкова
Задать вопрос