Интеграция деятельности музыкального руководителя и инструктора по физической культуре с использованием инновационных технологий | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (75) май 2024 г.

Дата публикации: 28.04.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Лиховидова, И. В. Интеграция деятельности музыкального руководителя и инструктора по физической культуре с использованием инновационных технологий / И. В. Лиховидова, А. В. Буравлёва. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 5 (75). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/267/9182/ (дата обращения: 17.05.2024).



Рассматривается система интеграционной деятельности педагогов детского сада. Описаны инновационные технологии, реализуемые в рамках Федеральной образовательной программы дошкольного образования. Подтверждена эффективность инновационных технологий и методов образовательной деятельности.

Ключевые слова: дошкольники, педагоги, интеграция, физическая культура, музыка.

Введение. Современные экономические, политические, культурные реалии устанавливают новые требования к социальному и физическому потенциалу человека. Исходя из этого, возникает необходимость к переходу на новые формы физкультурно-оздоровительной работы среди подрастающего поколения. Занятия физической культурой в детском саду необходимо планировать таким образом, чтобы осуществлять образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО.

Для того, чтобыдошкольники получали от физической культуры удовлетворение, занятия требуют инновационного подхода к их проведению. Соблюдение дидактических принципов является важным аспектом в реализации Стратегии воспитания, но при этом образование в целом должно быть направлено на сохранение и укрепление здоровья детей. Физическая культура и музыкальные занятия в совокупности являются средствами развития личностного начала и потенцируют эмоционально-волевое и нравственно-патриотическое воспитание.

Степень разработанности проблемы

Ученым Ю. В. Смирновой выдвинута и доказана гипотеза о том, что разработка технологии регулирования процесса занятий физической культурой посредством музыкального сопровождения способствует более эффективному развитию двигательных и музыкальных способностей детей, если учитывать «особенности сопряженного воздействия на них физических упражнений и музыкального сопровождения» [3].

Авторы Л. Н. Кутакова, Е. Н. Персикова описывают совместные мероприятия инструктора по физической культуре и музыкального руководителя, включая досуги, спортивные праздники, развлечения, квест-игры, цель которых — повысить у детей интерес к физкультуре и спорту через музыку [1].

Ссылаясь на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Е. Ю. Плетнева, Э. В. Коновалова, Л. И. Кистина описывают взаимодействие музыкального руководителя и инструктора по физической культуре в МБДОУ. Сделан акцент на важность музыкального сопровождения утренней гимнастики и физической культуры, так как музыка активизирует детей, повышает качество выполняемых упражнений [2].

Авторы сходятся в научном и практическом подходе к проведению физкультурно-оздоровительных занятий с дошкольниками и их музыкальном сопровождении.

Цель настоящего исследования — рассмотреть особенность интеграции интегративной деятельности музыкального руководителя с инструктором по физической культуре с использованием инновационных технологий.

Объект исследования образовательный процесс в детском саду.

Предмет исследования — инновационные технологии в интегративной деятельности музыкального руководителя с инструктором по физической культуре.

Задачи : изучить научную и научно-методическую литературу по проблеме исследования; изучить инновационные технологии в дошкольном образовании; разработать схему интегрированной деятельности инструктора по физической культуре и музыкального руководителя в условиях реализации ФОП; обосновать эффективность интегрированной деятельности педагогов.

Схема интеграционной деятельности инструктора по физической культуре и музыкального руководителя в условиях реализации ФОП ДО

Рис. 1. Схема интеграционной деятельности инструктора по физической культуре и музыкального руководителя в условиях реализации ФОП ДО

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие дошкольники и педагоги МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 124» г. Воронежа. Обеспечивали интегрированную деятельность музыкального работника с инструктором по физической культуре воспитатели групп, которые также являлись участниками проводимых мероприятий.

Результаты и их обсуждение

Схема интеграционной деятельности инструктора по физической культуре и музыкального руководителя в условиях реализации ФОП ДО представляет собой организованную систему деятельности, в которой прописаны:

— цель в виде формирования интереса к физической культуре и музыкальным занятиям посредством инновационных технологий в интегрированной деятельности педагогов;

— интегрированная музыкальная и физкультурно-оздоровительная деятельность;

— здоровьесберегающие и личностно-ориентированные инновационные технологии с их характеристикой;

— педагогические принципы дошкольного образования;

— ожидаемый результат — воспитание здоровой, креативной, физически развитой личности.

Сравнительный анализ системы интегрированной деятельности музыкального руководителя и инструктора по физической культуре показан в таблице. Оценка по 5-балльной системе. Показаны среднеарифметические значения. Проводилось два мониторинга с разницей в три месяца. Анализируя полученные данные, мы пришли к выводу о целесообразности интеграции образовательных областей «Физическая культура» и «Музыка». Причем, такие занятия необходимы не только при подготовке к праздникам, спортивным мероприятиям, а имеется целесообразность проводить под музыку утреннюю зарядку, физическую подготовку, сопровождение соревнований.

Таблица 1

Анализ эффективности инновационных технологий и интеграции образовательных областей музыка и физическая культура

Методики

Музыкальная память

Физическая активность

Креативность

0

3 м

0

3 м

0

3 м

«Веселое попурри»

2,56

3, 43

2,07

3,64

2,53

3,52

«Музыкальное путешествие»

3,09

3,68

2,62

3,06

3,21

3,76

«Ловкий, сильный, меткий»

3,76

4,09

2,45

3,97

3,65

4,32

В таблице показана разница между первым мониторингом и вторым (через три месяца). Наибольший результат в развитии физической активности и креативности на интегрированных занятиях.

Таким образом, интегрированные занятия показали развивающий и образовательный потенциал и могут использоваться как целостная педагогическая система.

Литература:

  1. Кутакова, Л. Н. Сотрудничество музыкального руководителя и инструктора по физической культуре в организации музыкально-оздоровительной работы / Л. Н. Кутакова, Е. Н. Персикова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 11 (197). — С. 167–171. — URL: https://moluch.ru/archive/197/48793/ (дата обращения: 25.04.2024).
  2. Плетнева, Е. Ю. Взаимодействие музыкального руководителя и инструктора по физической культуре в ДОУ / Е. Ю. Плетнева, Э. В. Коновалова, Л. И. Кистина. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 5 (41). — С. 16–18. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/236/7760/ (дата обращения: 25.04.2024).
  3. Смирнова, Ю. В. Регулирование занятий физическими упражнениями посредством музыкального сопровождения. Дисс...канд.пед.наук. Санкт-Петербург, 2013, — 252 с.
Задать вопрос