Интеграция деятельности музыкального руководителя и инструктора по физической культуре с использованием инновационных технологий
Авторы: Лиховидова Ирина Викторовна, Буравлёва Анастасия Валерьевна
Рубрика: Развитие дошкольника
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (75) май 2024 г.
Дата публикации: 28.04.2024
Статья просмотрена: 7 раз
Библиографическое описание:
Лиховидова, И. В. Интеграция деятельности музыкального руководителя и инструктора по физической культуре с использованием инновационных технологий / И. В. Лиховидова, А. В. Буравлёва. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 5 (75). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/267/9182/ (дата обращения: 17.05.2024).
Рассматривается система интеграционной деятельности педагогов детского сада. Описаны инновационные технологии, реализуемые в рамках Федеральной образовательной программы дошкольного образования. Подтверждена эффективность инновационных технологий и методов образовательной деятельности.
Ключевые слова: дошкольники, педагоги, интеграция, физическая культура, музыка.
Введение. Современные экономические, политические, культурные реалии устанавливают новые требования к социальному и физическому потенциалу человека. Исходя из этого, возникает необходимость к переходу на новые формы физкультурно-оздоровительной работы среди подрастающего поколения. Занятия физической культурой в детском саду необходимо планировать таким образом, чтобы осуществлять образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО.
Для того, чтобыдошкольники получали от физической культуры удовлетворение, занятия требуют инновационного подхода к их проведению. Соблюдение дидактических принципов является важным аспектом в реализации Стратегии воспитания, но при этом образование в целом должно быть направлено на сохранение и укрепление здоровья детей. Физическая культура и музыкальные занятия в совокупности являются средствами развития личностного начала и потенцируют эмоционально-волевое и нравственно-патриотическое воспитание.
Степень разработанности проблемы
Ученым Ю. В. Смирновой выдвинута и доказана гипотеза о том, что разработка технологии регулирования процесса занятий физической культурой посредством музыкального сопровождения способствует более эффективному развитию двигательных и музыкальных способностей детей, если учитывать «особенности сопряженного воздействия на них физических упражнений и музыкального сопровождения» [3].
Авторы Л. Н. Кутакова, Е. Н. Персикова описывают совместные мероприятия инструктора по физической культуре и музыкального руководителя, включая досуги, спортивные праздники, развлечения, квест-игры, цель которых — повысить у детей интерес к физкультуре и спорту через музыку [1].
Ссылаясь на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Е. Ю. Плетнева, Э. В. Коновалова, Л. И. Кистина описывают взаимодействие музыкального руководителя и инструктора по физической культуре в МБДОУ. Сделан акцент на важность музыкального сопровождения утренней гимнастики и физической культуры, так как музыка активизирует детей, повышает качество выполняемых упражнений [2].
Авторы сходятся в научном и практическом подходе к проведению физкультурно-оздоровительных занятий с дошкольниками и их музыкальном сопровождении.
Цель настоящего исследования — рассмотреть особенность интеграции интегративной деятельности музыкального руководителя с инструктором по физической культуре с использованием инновационных технологий.
Объект исследования — образовательный процесс в детском саду.
Предмет исследования — инновационные технологии в интегративной деятельности музыкального руководителя с инструктором по физической культуре.
Задачи : изучить научную и научно-методическую литературу по проблеме исследования; изучить инновационные технологии в дошкольном образовании; разработать схему интегрированной деятельности инструктора по физической культуре и музыкального руководителя в условиях реализации ФОП; обосновать эффективность интегрированной деятельности педагогов.
Рис. 1. Схема интеграционной деятельности инструктора по физической культуре и музыкального руководителя в условиях реализации ФОП ДО
Методы исследования и исследуемые
В исследовании приняли участие дошкольники и педагоги МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 124» г. Воронежа. Обеспечивали интегрированную деятельность музыкального работника с инструктором по физической культуре воспитатели групп, которые также являлись участниками проводимых мероприятий.
Результаты и их обсуждение
Схема интеграционной деятельности инструктора по физической культуре и музыкального руководителя в условиях реализации ФОП ДО представляет собой организованную систему деятельности, в которой прописаны:
— цель в виде формирования интереса к физической культуре и музыкальным занятиям посредством инновационных технологий в интегрированной деятельности педагогов;
— интегрированная музыкальная и физкультурно-оздоровительная деятельность;
— здоровьесберегающие и личностно-ориентированные инновационные технологии с их характеристикой;
— педагогические принципы дошкольного образования;
— ожидаемый результат — воспитание здоровой, креативной, физически развитой личности.
Сравнительный анализ системы интегрированной деятельности музыкального руководителя и инструктора по физической культуре показан в таблице. Оценка по 5-балльной системе. Показаны среднеарифметические значения. Проводилось два мониторинга с разницей в три месяца. Анализируя полученные данные, мы пришли к выводу о целесообразности интеграции образовательных областей «Физическая культура» и «Музыка». Причем, такие занятия необходимы не только при подготовке к праздникам, спортивным мероприятиям, а имеется целесообразность проводить под музыку утреннюю зарядку, физическую подготовку, сопровождение соревнований.
Таблица 1
Анализ эффективности инновационных технологий и интеграции образовательных областей музыка и физическая культура
Методики |
Музыкальная память |
Физическая активность |
Креативность |
|||
0 |
3 м |
0 |
3 м |
0 |
3 м |
|
«Веселое попурри» |
2,56 |
3, 43 |
2,07 |
3,64 |
2,53 |
3,52 |
«Музыкальное путешествие» |
3,09 |
3,68 |
2,62 |
3,06 |
3,21 |
3,76 |
«Ловкий, сильный, меткий» |
3,76 |
4,09 |
2,45 |
3,97 |
3,65 |
4,32 |
В таблице показана разница между первым мониторингом и вторым (через три месяца). Наибольший результат в развитии физической активности и креативности на интегрированных занятиях.
Таким образом, интегрированные занятия показали развивающий и образовательный потенциал и могут использоваться как целостная педагогическая система.
Литература:
- Кутакова, Л. Н. Сотрудничество музыкального руководителя и инструктора по физической культуре в организации музыкально-оздоровительной работы / Л. Н. Кутакова, Е. Н. Персикова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 11 (197). — С. 167–171. — URL: https://moluch.ru/archive/197/48793/ (дата обращения: 25.04.2024).
- Плетнева, Е. Ю. Взаимодействие музыкального руководителя и инструктора по физической культуре в ДОУ / Е. Ю. Плетнева, Э. В. Коновалова, Л. И. Кистина. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 5 (41). — С. 16–18. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/236/7760/ (дата обращения: 25.04.2024).
- Смирнова, Ю. В. Регулирование занятий физическими упражнениями посредством музыкального сопровождения. Дисс...канд.пед.наук. Санкт-Петербург, 2013, — 252 с.