Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (75) май 2024 г.

Дата публикации: 19.04.2024

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Гальцова, И. А. Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста / И. А. Гальцова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 5 (75). — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/267/9165/ (дата обращения: 17.05.2024).



В статье поднимается проблема развития совокупности скоординированных действий ребенка младшего дошкольного возраста, направленных на выполнение мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Автором разработана система развития мышечной, зрительной и костной систем.

Ключевые слова: дошкольники, развитие, моторика, модель, система, педагоги.

Введение. Мелкая моторика относится к двигательной сфере, которая с анатомической точки зрения, занимает около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга и непосредственно связана с овладением детьми предметными действиями, развитием различных видов деятельности, письмом и речью.

Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее — ФОП ДО) в целевом разделе планируемых результатов указывает на то, что у ребенка в 3–4 года должна быть развита крупная моторика, активность в ранее освоенных движениях, повторение за взрослым простых имитационных упражнений, кратковременный бег, выполнение движений по зрительному и звуковому ориентирам, участие в подвижных играх. Частично должно быть сформировано слуховое и зрительное внимание, проявление интереса к стихам, сказкам, музыкальным занятиям.

Актуальность темы исследования обусловлена проблемой речевого развития детей младшего школьного возраста и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Взаимосвязь моторного и речевого развития доказаны, в связи с чем особое внимание необходимо уделять развитию мелкой моторики.

Степень разработанности проблемы

Проводя теоретический анализ проблемы моторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, В. Ф. Воробьев считает эффективными педагогические методы, направленные на «…стимуляцию дозревания центральной нервной системы», т. е., применение различных групп физических упражнений, развивающих общую и мелкую моторику [1].

А. А. Григорьева, О. В. Владимирова описывают нетрадиционные логопедические технологии развития меркой моторики рук. По мнению авторов, одним из эффективных методов является Су-Джок терапия, которая по своей эффективности сравнивается с корригирующими методами и обеспечивает развитие высших психических функций, эмоционально-волевой сферы ребенка и мелкой мускулатуры пальцев рук. Интеграция Су-Джок терапии и упражнений по коррекции звукопроизношения значительно повышает эффективность логопедического воздействия [2].

Т. А. Кусмарцева считает, что в дошкольном возрасте особое внимание следует уделять работе с ножницами. Начиная с младшего дошкольного возраста прививать умение правильно использовать данный инструмент и проводить следующие виды работ, направленные на развитие мелкой моторики рук: вырезание геометрических фигур; разрезание бумаги на ленточки и др. [3].

У. Э. Сидорова и Л. Э. Румянцева доказывают, что развитость мелкой моторики у детей является одним из показателей готовности к обучению в школе. Дети, имеющие достаточный уровень развития мелкой моторики, имеют связную речь, у них в достаточной степени развиты когнитивные процессы.

Изучение научной и научно-методической работы по теме исследования позволило сформулировать цель — разработать систему работы воспитателя детского сада по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Для достижения цели разработана Модель развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Модель представляет собой сферу деятельности воспитателя в дошкольной образовательной организации по реализации ФОП ДО.

Модель развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Рис. 1. Модель развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Разработанная модель представлена как форма педагогического исследования, имеет обобщенный образ, отражающий структуру и функции педагогического объекта (мелкая моторика у младших дошкольников). Модель имеет вид схематической совокупности понятий и взаимосвязей в педагогической деятельности воспитателя детского сада. Модель носит теоретический и практический характер.

Цель модели достигается за счет реализации форм педагогической деятельности воспитателя с младшими дошкольниками (исследование уровня развития мелкой моторики и детей младшего дошкольного возраста; исследование когнитивных процессов; использование настольных дидактических игр; эрготерапевтические занятия; сенсомоторное развитие; образовательная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО).

Образовательная деятельность построена на межсистемных связях, а именно: интегрированные занятия с инструктором по физической культуре; интегрированные занятия с логопедом; интегрированные занятия с педагогом психологом в условиях психолого-педагогического сопровождения.

Педагогические принципы в дошкольном образовании — это сложившиеся образовательные закономерности. В работе с дошкольниками использовались следующие принципы: принцип целенаправленности; принцип учета возрастных особенностей; принцип комплексности; принцип воспитания и развития в деятельности.

Конечный результат реализации модели — это развитые в соответствии с возрастом высшие психические функции, мелкая моторика и координация в пространстве у младших дошкольников.

Созданные педагогические условия для развития мелкой моторики у младших дошкольников способствовали достижению цели. Проведенные мониторинги позволили выявить результативность форм и методов развития мелкой моторики.

Настольные дидактические игры развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют креативность и личностное развитие. Настольные дидактические игры требуют владения мелкими игрушками (мини-волчок, фишки, шарики и др.), развивают логическое мышление и внимание.

Эрготерапевтические занятия с дошкольниками как междисциплинарное направление, объединяет практическую психологию, педагогику и физическое развитие. Основная цель — восстановление необходимых для повседневной жизни навыков и создание условий для развития дошкольников через игровую занятость, через продуктивную деятельность занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук. Кроме того, такие занятия восстанавливают взаимосвязь между полушариями головного мозга. Например, эффективными для развития мелкой мускулатуры являются следующие игры: «Золушка» (сортировка фасоли и гороха); «Уборка в доме» (умение расставлять предметы на свои места).

Сенсомоторное развитие ребенка — это развитие его психических познавательных процессов через восприятие окружающей действительности и формирование представлений о внешних свойствах предметов. А также общее моторное развитие в игровой деятельности. Сенсомоторное развитие включает: сенсомоторную интеграцию (формирования зрительно-тактильно-кинестетических связей); сенсомоторную координацию (согласованные действия рук и глаз).

Образовательная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО включает следующие игровые занятия: «Ежик», «Найди игрушку», «Рисунок манной крупой», «Лепка шарика», «Бусы из деревянных фигур», «Клад», игры с мозаикой, игры с конструктором и др.

Эффективность реализации модели оценивалась методом сравнительного анализа. Сравнивались показатели проведенных мониторингов. На основании этого было установлено, что непрерывность занятий имеет большое значение.

Были сделаны следующие выводы:

— развитие мелкой моторики имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка;

— дети с высоким уровнем развития мелкой моторики имеют хорошую скоординированность движений рук, ловкость, равномерный темп движения рук, правильное удержание позы;

— уровни развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста имеют свои отличительные характеристики. У преобладающего большинства детей мелкая моторика развита недостаточно.

Литература:

  1. Воробьев В. Ф. Теоретический анализ проблемы моторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья // Научное обозрение. Биологические науки. — 2017. — № 5. — С. 5–12; URL: https://science-biology.ru/ru/article/view?id=1082 (дата обращения: 13.03.2024).
  2. Григорьева А. А. Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи / А. А. Григорьева, О. В. Владимирова // Развитие современного образования: от теории к практике: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 23 дек. 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. С. 308–311
  3. Кусмарцева Т. А. Развитие мелкой моторики ребенка, как одна из проблем современного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 30. — С. 33–35. — URL: http://e-koncept.ru/2017/770961.htm. (дата обращения 12.03.2024)
  4. Митюрева И. В. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста при помощи технического конструктора с болтовыми соединительными элементами // Наука, образование и культура — № 3 (27), 2018, — с. 2–4
Задать вопрос