Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (75) май 2024 г.

Дата публикации: 10.04.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Миронова, М. А. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук / М. А. Миронова, К. Н. Ефанова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 5 (75). — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/267/9149/ (дата обращения: 17.05.2024).



Рассматривается взаимосвязь речевого развития с развитием мелкой моторики рук. Авторами разработана модель развития речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук, отражающая межсистемные и внутрисистемные связи дошкольной педагогики.

Ключевые слова: речь, дошкольники, мелкая моторика, сенсомоторное развитие.

Введение. Актуальность исследования несомненна, так как соответствует требованиям к реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее — ФОП ДО). В ФОП ДО обозначены задачи речевого развития детей 3–4 лет: формирование словаря; формирование звуковой культуры речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи; мотивация интереса к художественной литературе; подготовка к обучению грамоте.

Мелкая моторика представляет собой движения, в которых участвуют мелкие мышцы, и они требуют целенаправленного развития. Связь пальцевой моторики и речевого развития была подтверждена многими исследователями (Л. В. Антакова-Фомина, Е. И. Исенина, М. М. Кольцова, Н. Н. Лобанова, А. Г. Л.П. Савина, Соловьев, Т. А. Ткаченко и др.).

Доказано, (В. М. Башина, М. М. Кольцова, А. Н. Лузганова, Н. В. Симашкова, С. Н. Цейтлин и др.), что работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому важно с раннего возраста развивать у ребенка мелкую моторику рук.

Степень изученности проблемы

Имеется множество трудов, посвященных взаимосвязи речевого развития и мелкой моторики рук.

Автор Е. А. Волковская описывает роль пальчиковых игр для речевого развития детей. Проводит аналогию между развитием двигательных навыков и звукопроизношением, автоматизацией звуков, интонацией, выразительностью. Доказала, что мимика, жесты, пластика, точность и координация и мелкой моторики влияют на речевое развитие ребенка [1].

Данильченко Е. В. и Котова А. Г. считают, что « целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики дошкольников посредством пальчиковых игр способствует развитию речи и формированию интеллектуальных способностей». Авторы также описывают здоровьесберегающий эффект от пальчиковых игр, наблюдая за тем, как снижается физическая усталость детей во время занятий пальчиковыми играми [2].

В научной статье И. В. Маркувинас описывает взаимосвязь артикуляционного аппарата и центров головного мозга, отвечающих за двигательную активность пальцев рук. Исследуя проблему развития речи и значения для этого феномена мелкой моторики, автор обосновывает тот факт, что для «…полноценного развития речи и когнитивной функции ребенка» необходимо стимулировать мелкую моторику пальцев рук. По мнению автора существует необходимость раннего развития пальчиковой активности детей для повышения их творческого потенциала и развития высших психических функций [3].

Таким образом, даже сжатый обзор литературы, указывает на эффективность пальчиковых игр, упражнений, массажа на речевое развитие.

То есть, мелкая моторика напрямую связана с речью, а значит ее развитие непременно скажется на успешном развитии речи.

Модель развития речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук

Рис. 1. Модель развития речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук

Целью настоящего исследования стало изучение влияния мелкой моторики на речевое развитие младших дошкольников.

Объект исследования — речь младших дошкольников.

Предмет исследования — речевое развитие дошкольников посредством развития мелкой моторики рук.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие педагоги и дошкольники Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 124» города Воронежа. В качестве методов исследования разработана Модель, представляющая собой систему с взаимосвязанными компонентами педагогической деятельности.

Диагностика и сравнительный анализ эффективности модели оценивались качественным данными, т. е., когда качественные данные описывают ситуацию речевого развития через характеристики (эмоции, общительность, коммуникативность, умение вступать в диалог, позитивное социальное взаимодействие и др.).

Результаты и их обсуждение

Модель имеет цель — определить закономерности взаимосвязи речевого развития с развитием мелкой моторики рук у младших дошкольников и выбор методов педагогического воздействия.

Методы речевого развития: наглядные; практические; словесные.

Методы развития мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика; су-джок; лепка; шнуровка; сортировка крупы; сортеры; застегивание пуговиц; квиллинг; завязывание шнурков и др.

Деятельность по развитию мелкой моторики и развития речи строилась на следующих принципах: принцип системной организации высших психических функций; принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей; принцип развития языкового чутья.

Использовались следующие педагогические приемы: речевой образец; объяснение; сенсомоторное развитие; указание; словесное упражнение.

Результат реализации модели — овладение младшими дошкольниками речевым общением, что создает предпосылки для социальных контактов, способствует осознанию и регуляции их поведения, является фактором приобщения ребенка к ценностям духовной культуры.

Речь младшего дошкольника реализуется в таких ее основных видах, как слушание, говорение, повторение за взрослыми.

Сравнительный анализ динамики развития речи у младших дошкольников, проводившийся один раз в два месяца показал следующие результаты: речемыслительная деятельность младших дошкольников является средством реализации мыслительного содержания с помощью языковых единиц. Специфика мышления в таком возрасте упрощенная, так как картина мира еще не формирована. Однако, разница в речевом развитии значительно изменяется в течение времени.

Практически у всех исследуемых детей уровень отсутствия замысла и лишь немногие имеют уровень частичной реализации замысла в речевом развитии.

Таким образом, одним из важнейших показателей уровня развитости мышления и интеллекта является речь. Для развития речи необходимо развивать мелкую моторику рук

Литература:

  1. Волковская Е. А. Роль пальчиковых игр для речевого развития детей. Журнал Проблемы педагогики. 2023, с 49–50
  2. Данильченко Е. В., Котова А. Г. Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей младшего дошкольного возраста. Журнал Интерактивная наука, 2021, № 10 (65), с. 31–39
  3. Маркувинас И. В. Мелкая моторика как средство развития речи. Наука и реальность/Science & Reality. 2021, № 2(6), с. 71–72
Задать вопрос