Конспект занятия по рисованию в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР от 3 до 5 лет на тему «Петриковские узоры» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (75) май 2024 г.

Дата публикации: 08.04.2024

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Чеботарева, О. В. Конспект занятия по рисованию в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР от 3 до 5 лет на тему «Петриковские узоры» / О. В. Чеботарева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 5 (75). — С. 94-96. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/267/9142/ (дата обращения: 17.05.2024).



Представленный конспект занятия по рисованию на тему: «Петриковские узоры» направлен на приобщение детей к наследию Кубанской народной культуры с целью их нравственного и эстетического воспитания, на их всестороннее развитие. Он формирует у дошкольников представления о духовно-нравственных ценностях, приобщает к культуре, фольклору, быту, нравам, традициям своего народа. Подлинное чувство любви к народному искусству нельзя воспитать, если детей не приобщать к фольклору, быту, культурным ценностям своей малой родины.

Занятие проведено в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР от 3 до 5 лет.

Занятие по народному декоративно-прикладному искусству Кубани активно воздействует на формирование патриотических чувств, на духовное развитие ребенка, на возрождение уважения к национальной культуре, к национальным культурным ценностям.

Цель: создать условия для развития художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности (рисовании).

Задачи:

формировать устойчивое положительное эмоциональное отношение и желание заниматься изобразительной деятельности; способствовать становлению у ребёнка отношения к базовым ценностям «Красота», «Родина», «Семья»;

создать условия для знакомства с «Петриковской росписью»; поддерживать у детей стремление самостоятельно сочетать знакомые техники (техника рисования кистью, нетрадиционная техника рисования пальчиками); стимулировать связную речь; способствовать становлению детской субъектности: желанию и умению совершать выбор, опираясь на свой жизненный опыт, обеспечивать условия для реализации задуманного; воспитывать любовь к прекрасному; уважение к традициям и культуре родного края.

В данном конспекте используются все традиционные формы организации работы по рисованию и познавательной деятельности.

На занятии использовались следующие методы: словесные, наглядные, практические использовались и методы стимулирования в виде одобрения, похвалы.

В целом можно отметить положительный психологический климат всей непосредственно образовательной деятельности, на протяжении которой у детей поддерживалась мотивация. Немаловажным явилось то, что каждый ребенок получил возможность активного участи на всех этапах занятия. Просматривалась большая предварительная работа, разнообразие наглядного материала подобрано в соответствии с целями и задачами образовательной деятельности. Поставленные цели были реализованы. Все виды заданий, запланированные с детьми, были проведены.

Занятие построено с учетом возрастных особенностей детей и уровня их развития.

Длительность занятия соответствует возрасту детей.

Занятие состоит из 5 этапов, каждый из которых имеет определенную цель.

Первый этап занятия привлечения внимания, актуализация знаний

Его цель — введение в тему занятия, создание положительного настроя, пробуждение интереса к занятию. Занятие начинается с показа корзинки с полотенцем для определения темы занятия.

Второй этап Этап становления детской цели.

Определив тему занятия, воспитатель рассказывает об этой росписи. Таким образом подводя детей к освоению нового материала.

Третий этап этап планирования деятельности

Перед детьми варианты выбора материала. В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация образовательного процесса (минимальная помощь, советы, дополнительное объяснение).

Ч етвертый этап - этап реализации замысла.

Дети, познакомившись с элементами петриковской росписи, начинают реализовывать свой замысел.

Пятый этап . Рефлексивный этап.

Педагог вместе с детьми подводит итог занятия. Цель занятия достигнута. В процессе образовательной деятельности я создавала условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.

Данное занятие предназначено для детей младше-среднего дошкольного возраста и может быть использовано педагогами ДОУ в рамках образовательного события.

Материал: полотенце с «Петриковкой росписью», таблица «Петриковская роспись», бумага прямоугольной формы, пальчиковые краски, кисти, баночки с водой, салфетки.

Ход занятия

Этап привлечения внимания, актуализации знаний

Ребята, кто хочет посмотреть, что я вам принесла в корзине?

В. Предлагает всем желающим детям подойти к корзине.

— Что ты увидел, имя ребенка? Что это? Возможно… Давай у других детей спросим. Что же вы решили, дети? Что я вам сегодня принесла? Да, верно, полотенце.

Этап становления детской цели

Ребята, это полотенце я принесла сегодня не случайно. Оно украшено «Петриковской росписью». «Ребята, помните, мы с вами рассматривали эти красивые и яркие рисунки. А хотите я расскажу вам сказку о мастерах, которые рисовали такие узоры?». Рассказывает сказку: «Давным-давно в нашем городе Тихорецке, в котором мы с вами живем, и в других городах и станицах нашего края, жили люди, которые назывались казаки. Это были очень смелые люди: они охраняли нашу страну, а еще они были очень трудолюбивые и умелые. Казаки выращивали пшеницу, чтобы потом из нее печь хлеб, строили дома, лепили из глины посуду, в которой готовили себе еду, лепили игрушки для своих детей. А чтобы посуда и игрушки были красивыми, они их разрисовывали разными узорами. Рисунок наносили на стену куриным перышком, самодельными кисточками, пальцами, ладошкой, палочкой. Так появилась роспись, которая называется «петриковская».

— Есть отличная новость! В нашем детском саду будет выставка красивых полотенец. Нашей группе тоже предложили поучаствовать. Какие будут предложения? Нам стоит принимать в этом участие? Отлично, я тоже с удовольствием приму в этом участие!

Этап планирования деятельности

На том столе я уже приготовила бумагу, которую вы сможете выбрать.

В. заранее приготовил на одном столе различные по размеру листы бумаги (разного размера прямоугольники из бумаги -шире, уже; длиннее, короче).

Этап реализации замысла

Кто уже готов к работе, жду вас за большим столом, здесь все, что нужно еще для работы. А еще на наш мольберт повешу полотенце, украшенное «Петриковской росписью» и картинки «Петриковская роспись».

— Давайте мы с вами попробуем нарисовать самые маленькие элементы из петриковской росписи, которые называется «рябина» и «виноград».

В. ведет беседу с детьми, по ходу делая свою работу и задавая вопросы:

Выбирайте сами, кто какой узор будет рисовать.

Чем будем рисовать узор? (Пальчиками)

Как мы начинаем рисовать узор?

— Что сначала нарисуем? (Веточку)

Что для этого надо? (Кисточка)

— Что надо нарисовать около веточки? (Ягоды)

— Ягодки как нарисуем? (Ягоды рисуем пальчиком). Спасибо за совет, имя ребенка!

Посмотрите, как ( имя ребенка) украсил свою работу! Мне очень нравится твоя идея — я тоже украшу свою работу. И обязательно ее подпишу! Кто хочет тоже подписать — вперед!

Рефлексивный этап

По окончании рисования, воспитатель предлагает оставить работы на столах, и полюбоваться на них.

— Для чего мы это с вами сделали? Что нового вы сегодня узнали? Как ты думаешь, что скажет твоя мама, когда увидит твою работу на выставке? А твоя? Давайте отнесем ваши полотенца на выставку.

Задать вопрос