Обучение в движении как способ формирования познавательной активности дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (74) апрель 2024 г.

Дата публикации: 28.03.2024

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Жданова, И. А. Обучение в движении как способ формирования познавательной активности дошкольников / И. А. Жданова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 4 (74). — С. 7-10. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/265/9112/ (дата обращения: 10.05.2024).



Обучение в движении — это не про спорт и подвижные игры, а про возможность двигаться и обучаться в естественной среде, когда дети находятся не в статичной позе, а совершают различные двигательные действия, которые нужны в данный момент для решения познавательной задачи.

Почему же обучение в движении актуально в наши дни? Я думаю, что ответ на фотографиях с конкурсных занятий, которые я нашла на просторах интернета. Эту подборку я назвала «Двигаться нельзя так учиться. Где поставить запятую?».

Вот одна из таких фотографий. Что чувствуют дети? А воспитатель? Что слышно, глядя на фотографию?

C:\Users\User\Downloads\2024-01-31_08-25-36.png

Рис. 1

Можно ли говорить, что здесь дети проявляют инициативу? Познавательную активность? Взаимодействуют друг с другом? Ставят перед собой познавательную или игровую цель? Ответ очевиден — нет. А ведь все перечисленное — это целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

Почему же такая ситуация в дошкольном образовании сохраняется в наши дни? Ведь ФГОС ДО дает возможность использовать различные технологии на пользу ребенку.

Я думаю, что причина — это наши привычки, стереотипы, что надо научить ребенка сидеть, чтобы подготовить к школе, иначе он будет неусидчивым. Но разве дети не умеют сидеть? Конечно, умеют. За столом они и так проводят много времени: рисуют, лепят занимаются аппликацией, складывают пазлы.

А на детской площадке очень часто можно услышать: «Не беги! Не упади!» Некоторые родителя, приводя ребенка в детский сад, просят, чтобы он не бегал, а то вспотеет, упадет, замарает новые штаны или куртку… Но ведь движение — это жизненная потребность ребенка. Результатом такой детской обездвиженности является не только ухудшение физического здоровья, но и снижение познавательной активности.

Познавательная активность выражается:

— в стремлении ребенка к познанию,

— приобретению нового опыта, знаний,

— в преодолении трудностей,

— в приложении волевых усилий

— в энергии в умственной работе.

А где ребенок получает эту энергию? Конечно, в движении! Об этом писали еще в начале 20 века ученый, педагог, врач Ефим Аронович Аркин и основатель научной системы физического воспитания Петр Лесгафт, которые отмечали, что умственный рост требует серьезного развития двигательной активности. О связи интеллектуального развития и движения говорил автор широко известной книги «После трех уже поздно» Масару Ибука.

Я спросила у своих ребят, как им нравится заниматься на занятиях: сидеть за столом спокойно, или бегать, прыгать, ползать, приседать? Какой дети дали ответ, я думаю, всем ясно, без сомнения!

В наше время идею обучения в движении как способа развития ребенка продвигает Марк Вайнапель, создатель напольных развивающих игр ВЭЙ ТОЙ. Изучив напольные игры, которые разработал Марк Вайнапель, я пришла к выводу, что такой подход к познавательному развитию дошкольников будет эффективным. Так же я познакомилась с опытом доктора педагогических наук Ларисы Кругловой по созданию интерактивного пола. Изучила опыт Натальи Модель, которая предлагает в своих методических пособиях игры с фигурами на полу.

Как же совместить обучение и движение? Я предположила, что если взять знакомую дидактическую или настольную игру и перенести ее на пол, дополнить ее двигательной активностью, то игра превратится в подвижный квест, где решение образовательных задач будет происходить незаметно для ребенка. Инновационной составляющей моего опыта является использование игровых полей в сочетании с авторскими играми, интерактивный характер взаимодействия с детьми в процессе обучения.

Я поставила цель: формирование познавательной активности детей в напольных подвижных играх.

Определила задачи:

  1. Изучить опыт обучения в движении.
  2. Апробировать игровые приемы и разработать новые игры
  3. Мотивировать детей на познавательную активность через движение.

Ниже представлена система работы с детьми, родителями и педагогами по обучению в движении.

Рис. 2

Я предположила, что в результате моей работы:

— у детей имеется устойчивый интерес к развивающим напольным играм, повысилась познавательная активность. Дети способны самостоятельно организовывать напольно-подвижные игры.

— родители проявляют интерес к познавательной деятельности детей, создают условия для обучения в движении дома, осознают значение движения для умственного развития детей.

— у педагогов повышается уровень профессионального развития. Появилась возможность решать образовательные задачи в игровой деятельности, обогащать развивающую предметно пространственную среду.

Я соотнесла этапы познавательного развития ребенка от простого любопытства до познавательной активности и составила универсальный алгоритм обучения в движении, который представлен на рис. 3.

.

Рис. 3.

1 этап — вношу новую игру, рассматриваем ее, изучаем правила игры

2 этап — пробуем играть по правилам игры

3 этап — предлагаю детям авторские игры, игры с дидактическим содержанием, карточки-схемы, новые правила игры

4 этап — придумываем совместно с детьми новую игру, правила игры, обучаем других детей

Каждый этап может быть растянут по времени — все зависит от интереса детей к предлагаемым играм. Последний этап — это как задание со звездочкой, не для каждого возраста, является дополнением к игре.

Знакомство детей с играми произошло во второй младшей группе. Я принесла детям большую красочную коробку с надписью: «Форма. Цвет. Размер». Открыв ее, ребята принялись рассматривать фигуры, сравнивать по размеру, раскладывать игровое полотно, предлагать варианты игры. Мы играли с ребятами в игру « Волшебные карманы» на классификацию фигур по нескольким признакам. В дидактической игре «Помогите зайке» ребята учились определять фигуру по ее внешним признакам и словесному описанию.

В настоящее время я работаю с детьми средней группы. Им также интересны напольные игры. Только сейчас они усложняются и больше направлены на обучение. В дидактической игре «Геометрическая полянка» ребята учатся классифицировать фигуры на группы, закрепляют названия геометрических фигур, в игре «Продолжи ряд» учатся выбирать фигуры по заданным признакам. Из фигур танграма ребята создают образы животных, строят дома, используют как напольную мозаику.

Знакомя родителей с технологией «Обучение в движении», я отправляю в родительский чат видеоролики, как мы играем с детьми, а с ребятами мы провели для мам и пап мастер-класс, на котором показали игры, рассказали, как мы играем и, конечно, устроили игротеку.

Реализация обучения в движении способствовала росту познавательной активности детей. Её я оценивала через наблюдение по таким показателям как:

— интерес к играм

— настойчивость в игровой деятельности

— эмоциональная вовлеченность в действие

Критерием оценки являлось проявление данного показателя.

Анализ результатов наблюдения показал:

— дети длительно и сосредоточенно играют

— активны в получении результата

— стремятся справиться с трудностями в решении игровых задач

— проявляют эмоции, сердятся, если не получается

— внимательно слушают инструкцию и правила игры

— повысилась познавательная мотивация

— дети стали сообразительнее, увеличилась скорость мыслительных реакций

— удерживают в памяти инструкцию из нескольких частей

— принимают игровую задачу в играх с правилами

— проявляют интерес к результату

— охотно сотрудничают друг с другом.

В любом детском саду с любой материальной базой возможно осуществить обучение в движении. Для этого не требуется существенно менять развивающую среду, специального обучения, так как время освоения этих игр и педагогом, и детьми является минимальным. Обучение в движении может с успехом применяться для детей любого возраста, например, в раннем возрасте, когда дети осваивают сенсорные эталоны, позволяет осуществлять индивидуальный подход к детям с разными учебными возможностями.

Итак, как показывает практика, лучшим развивающим и обучающим пособием становится то, что выбирают сами дети. А они отдают предпочтение подвижным развивающим играм, поскольку движение — это естественное состояние здорового ребенка.

Литература:

  1. Модель, Н. А. Играю. Двигаюсь. Учусь. Секреты подвижных игр для дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2022. — 112с.
  2. Модель, Н. А. Подвижные игры с геометрическими фигурами. — М.: ТЦ Сфера, 2020–112с.
Задать вопрос