Организация патриотического воспитания старших дошкольников посредством вовлечения в волонтерскую деятельность | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (74) апрель 2024 г.

Дата публикации: 26.03.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Глушецкая, Е. В. Организация патриотического воспитания старших дошкольников посредством вовлечения в волонтерскую деятельность / Е. В. Глушецкая, Ю. Д. Антонова, С. Ю. Селеменева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 4 (74). — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/265/9106/ (дата обращения: 01.05.2024).



На современном этапе развития общества наблюдается ситуация доминирования материальных ценностей над духовными. Во всем мире напряженная и конфликтная обстановка. Поэтому становится особо актуальным вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года обозначены приоритетные направления — это гражданское и патриотическое воспитание. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства» [3].

Поэтому патриотическое воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях приобретает особую актуальность, поскольку упущения в воспитании патриотических и нравственных качеств оборачивается изъянами в облике всего российского общества. Мы видим равнодушие, нетерпимость и агрессивность между детьми, полное отсутствие социальной, гражданственной позиции. Решению данной проблемы способствует применение волонтерской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования.

Волонтерская деятельность в детском саду осуществляется с целью реализации образовательной программы дошкольного образования в области социально-коммуникативного развития. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает в себя область социально-коммуникативного развития, в которой основным направлением является формирование патриотических чувств детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа [4].

В Федеральной образовательной программе дошкольного образования обозначены задачи и содержание данной деятельности: расширения инновационных практик социальной деятельности; создания условий для возможности участия в волонтерской деятельности всех участников образовательных отношений — сотрудников, педагогов, детей, семей. В детском саду педагог знакомит детей с назначением и доступными практиками волонтерства в России, вызывает эмоциональный отклик, осознание важности и значимости волонтерского движения. Предлагает детям при поддержке родителей включиться в социальные акции, волонтерские мероприятия в ДОО и в поселке. [5].

В связи с этим в МБДОУ «Колокольчик» одним из эффективных средств патриотического воспитания определяется волонтерская деятельность детей и их родителей. Волонтерское движение в детском саду — это активная форма общения в детской среде — от сверстника к сверстнику, способствующая ранней позитивной социализации ребенка через активную социальную позицию, где дети выступают инициаторами социально-значимой деятельности. В основе детского волонтерства лежит принцип взросления. Общаясь и помогая младшим дошколятам, дети — волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности [2].

В детском саду реализовывается система работы с целью организации патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством вовлечения в волонтерскую деятельность.Всоответствии с целью определены задачи: знакомство детей с назначением и доступными практиками волонтерства в России, вызывающими у них эмоциональный отклик, осознание важности и значимости волонтерского движения; формирование активной гражданской позиции дошкольников через участие в волонтерском движении : мероприятия, социальные акции, флешмобы и т.д.; развитие духовно-нравственных качеств у старших дошкольников, навыков общения детей — умение оказывать помощь тем, кто нуждается; организация работы с социальными партнерами дошкольной организации и с общественными организациями района с целью обмена опытом организации волонтерского движения.

Для решения поставленных целей и задач патриотического воспитания, был разработан образовательно-воспитательный проект «Маленькие волонтёры или добрые дела дошколят». Система педагогической работы по реализации проекта строилась с учётом возрастных особенностей старших дошкольников и с привлечением родительского и педагогического сообщества. Работа осуществлялась поэтапно:

1 этап — подготовительный (4–5 лет). Цель: знакомство детей с назначением и доступными практиками волонтерства в России, вызывающими у них эмоциональный отклик, осознание важности и значимости волонтерского движения, мотивирование детей на волонтерскую деятельность , организация команды. На данном этапе проводилась социально-психологическая подготовка волонтёров . Своспитанниками были проведены беседы о том, кто такие волонтеры, чем занимаются волонтеры, какими они обладают качествами, что значит волонтерское движение, «Где живёт доброта?», «Легко ли быть добрым?», «Как сохранить добро», «Мы — защитники малышей». Дошкольникам рассказывали о возможности стать волонтерами для малышей. Дети, которые проявили желания участвовать в волонтерском движении, были объединены в команду.

2 этап — основной (5–6 лет). Цель: Развитие духовно-нравственных качеств у старших дошкольников, навыков общения детей — умение оказывать помощь тем, кто нуждается; воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности, доброжелательности, стремления быть полезным обществу. На данном этапе проходит формирование волонтёрского движения : разработка эмблемы дошкольной группы волонтеров, вовлечение детей в данную деятельность.

Вначале волонтерского движения старшие дошкольники 1–2 раза в неделю приходили к малышам с целью оказания помощи младшим дошкольникам. Например, акция «Помощники для малышей», где дети-волонтеры помогали малышам одеваться на прогулку. Или была организована акция «Час веселых игр», где дети-волонтеры во время прогулки играли с малышами в подвижные игры. Дети в группе вели «Календарь добрых дел», он выглядел как стенд, на котором фиксировались «добрые дела», сделанные старшими дошкольниками в конце каждого дня. В рамках празднования Дня добровольца (волонтера) в России, (5 декабря) совместно со старшими дошкольниками был проведен конкурс рисунков «Береги свою планету, ведь другой такой же нету!» [1].

3 этап — заключительный (6–7 лет) . Цель: формирование активной гражданской позиции дошкольников через участие в волонтерском движении : мероприятия, социальные акции, флешмобы и т.д.; организация работы с социальными партнерами дошкольной организации и с общественными организациями района с целью обмена опытом организации волонтерского движения. На данном этапе с дошкольниками были организованы и проведены социальные акции, такие как: «Засветись! Стань заметнее на дороге», с детьми-волонтерами были организованы игры «Найди дорожный знак», «Сигнал светофора», «Светоотражающие элементы». В конце акции дети в вечернее время раздавали родителям светоотражающие смайлики для того, что бы прикрепить на одежду взрослым. «Трудовой десант» в рамках данного мероприятия, была организована уборка территории ДОУ. В ходе акции дети получили не только массу положительных эмоций и впечатлений, но и узнали много нового о «добрых делах» волонтеров. Так же в детском саду проходила акция «Помогите птицам зимой!», дети-волонтеры совместно с родителями, подготовили кормушки, и вышли в парк, чтобы развесить их, насыпав туда корма для птиц. В канун праздника «День защитника Отечества», детьми была организована акция «Письмо солдату». В рамках празднования «Дня Победы», в детском саду провели патриотические акции: «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», «Мы помним, мы гордимся!». Итоговым мероприятием проекта стало выпуск и распространение буклета «Волонтер — это актуально!».

Таким образом, проект «Маленькие волонтёры или добрые дела дошколят», рассчитан на тесное сотрудничество всех участников образовательного процесса (педагоги, дети и родители). Активное взаимодействие с родителями воспитанников позволило построить работу систематически и последовательно, чтобы представления о волонтерском движении в России дошкольники получили полноценно и доступно в соответствии с возрастом.

Литература:

1. Вырщиков А. Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект / А. Н. Вырщиков, М. П. Бузский. — Волгоград: Издатель, 2014. -245 с.

2. Певная, М. В. Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики. — Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2016. — 431 с.

3. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: офиц. текст. — М.: Центр педагогического образования, 2014. — 32 с.

5. Федеральная образовательная программа дошкольного образования утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874

Задать вопрос