Сенсорные особенности детей с расстройствами аутистического спектра: стратегии помощи
Авторы: Бондарь Татьяна Валерьевна, Мкртчян Лилит Леваи
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (74) апрель 2024 г.
Дата публикации: 19.03.2024
Статья просмотрена: 94 раза
Библиографическое описание:
Бондарь, Т. В. Сенсорные особенности детей с расстройствами аутистического спектра: стратегии помощи / Т. В. Бондарь, Лилит Леваи Мкртчян. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 4 (74). — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/265/9095/ (дата обращения: 21.09.2024).
{{{Сенсорные особенности детей с расстройствами аутистического спектра: стратегии помощи
Бондарь Татьяна Валерьевна, учитель-логопед;
Мкртчян Лилит Леваи, педагог-психолог
В статье рассказывается о приемах коррекционно-развивающей работы, позволяющих стимулировать сенсорные качества у детей с расстройством аутистического спектра.
Ключевые слова: РАС, стимуляция сенсорных навыков, специфические нарушения, восприятие, сенсорные ощущения, правила.
Расстройство аутистического спектра (далее РАС) — нарушение в развитии, характеризующееся трудностями в социальном взаимодействии и коммуникации, жестко ограниченными интересами и часто повторяющимся репертуаром поведения, приводящим к неспособности жить в обществе.
Проблемное поведение, исследуемое учеными, занимающимися социальной интеграцией людей с РАС, имеет свои особенности, связанные с механизмами запуска нежелательных реакций. В свою очередь, стимулы, запускающие эти механизмы воздействуют на сенсорные системы, причем восприятие и переработка поступающей информации человеком с РАС качественно разнится с этими же процессами, происходящими у человека с нормотипичным онтогенезом. Нейтральные для последних, для первых такие стимулы являются провоцирующими индивидуально разнящийся широкий спектр ощущений: от неприязненных до навязчиво приятных.
Для детей с РАС большинстве случаев характерна сенсорная депривация. В младенчестве она проявляется как отрицательная реакция на тактильное сближение. Что объясняется особенностью нарушения контакта, как ведущего вида деятельности этого возраста. В более старшем возрасте это может проявляться как непереносимость одежды, обуви, чистки зубов и т. п. Другая крайность нарушения сенсорики в тактильной сфере — отсутствие или слабая реакция на прикосновения, в том числе от мокрого, холодного раздражителя. Сенсорные нарушения в слуховом и зрительном восприятии также отражают спектр реакций от непереносимости у одной группы до отсутствия или слабой выраженности у другой раздражителей шумового и зрительного ряда. Отсюда нередко в младенческом возрасте у родителей складывается ложное впечатление глухоты у ребенка. Особенности сенсорного развития непосредственно сказываются на развитии коммуникативных компетенций ребенка, а в дальнейшем и взрослого с РАС. К таким особенностям можно отнести снижение ориентировки или наоборот острая реакция на речевые сигналы, мимику и интонационную стороны речи. Это приводит в том числе к проблемам в обучении, к проявлениям дезадаптивного поведения в группе сверстников.
Задача специалистов коррекционного и педагогического профиля -создать условия, оптимальные по сенсорной нагрузке, устранить непереносимые раздражители. Такими могут быть предметы или явления обычные для нормотипичных детей, но причиняющие дискомфорт детям с РАС: яркий свет, громкие звуки, определенные запахи и т. п. И, наоборот, внесение в среду сенсорно положительных элементов помогает ребенку с РАС стабилизироваться, устраняет ярко выраженные стереотипии в поведении, нормализует восприимчивость и способность к контакту.
О. Б. Богдашина приводит несколько примеров разных функций самостимуляции, представленные на рисунке 1.
Рис. 1. Возможные примеры самостимуляции (по О. Б. Богдашиной)
Самостимуляция не механизм защиты, а именно механизм стабилизации, способ саморегуляции. Не всегда следует исключать из поведенческого репертуара аутостимуляцию, поскольку ее можно считать эффективным средством компенсации. И здесь задача специалистов выстроить сотрудничество и взаимопонимание с родителями, желающими сделать поведение своего ребенка максимально социально одобряемым. Конечно, необходимо, чтобы аутостимуляция сходила на нет или корректировалась в сторону социально одобряемого поведения, поэтому в сенсорной интеграции используются приемы положительной сенсорной стимуляции, например, вращение на карусели, использование балансиров, сенсорных уголков и т. д. Для родителей можно рекомендовать ряд игр, обеспечивающих приток «сенсорной» пищи.
В коррекционном процессе сюжетно-ролевые игры рекомендуется заменять на игры, регламентированные четкими правилами и последовательностью действий. Игра вводится в работу со специалистом, прорабатывается до уровня навыка и только потом выводится на уровень сверстника и группы.
Вот лишь некоторые примеры игр на развитие сенсорных функций у детей с РАС, представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Примеры игр на развитие сенсорных функций у детей с расстройством аутистического спектра
Необходимо помнить, что при работе с детьми с РАС, важно соблюдать определенные правила, представленные на рисунке 3.
Рис. 3. Правила при работе с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра
Таким образом, можно сделать вывод, что, чем лучше мы будем чувствовать сенсорный мир ребенка с аутизмом и предугадывать причины возможных трудностей восприятия, тем больше у нас будет возможностей в создании комфортной, оптимальной для конкретного ребенка, внешней среды. Помните, причиной той или иной трудности восприятия ребенка может быть сенсорное расстройство, и всегда исследуйте окружающую среду. Пользуясь своим воображением, вы вырабатываете положительный процесс восприятия и сенсорный опыт у ребенка с РАС.
Литература:
- Богдашина, О. Б. Особенности сенсорного восприятия при аутизме: введение в проблему / пер. с англ. Т. Сафронова, А. Недомовная, М. Шахтарин // Сибирский вестник специального образования. — 2012. — № 2. — С. 13–17.
- Грэндин Т. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма: методическое пособие / Т. Грэндин, М. Скариано. — М.: Теревинф, 2018. –.184 с.
- Янушко, Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия: практикум / Е. А. Янушко. — М.: Теревинф, 2004. — 136 с.