Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (72) февраль 2024 г.

Дата публикации: 14.01.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Сергухина, Е. Л. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста / Е. Л. Сергухина, О. В. Фомина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 2 (72). — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/263/8907/ (дата обращения: 28.04.2024).



Ранний возраст характеризуется как самый активный период изучения детьми окружающего мира (сензитивный). Он благоприятствует интенсивному сенсомоторному развитию ребенка, закладывая прочный фундамент для дальнейшего развития.

Главным стимулом развития всех психических процессов и речи в раннем возрасте является развитие и совершенствование мелкой моторики рук. Анализируя проблему развития мелкой моторики, освещенной в психолого-педагогической литературе, можно утверждать, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», как писал создатель народной педагогики В. Сухомлинский, а известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга. Поэтому специально созданные условия и целенаправленное обучение способствуют эффективному развитию движений рук. Итальянский гуманист и педагог Мария Монтессори успешно использовала ручные навыки в работе с детьми. Познание окружающего мира малышами начинается с «живого созерцания», с таких сенсорных процессов как ощущение, восприятие, представление, развитие которых создаёт у детей необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. По личному 10-летнему опыту работы с детьми раннего возраста отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. С чем это связано? Влияние современного комфортного мира упростило двигательную активность людей: бытовая техника, гаджеты, пуговицы и шнурки на одежде и обуви заменили липучки и молнии, а карандаш в руке ребенка заменили компьютерная мышь или сенсорный экран планшета. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов — ножниц, иголки, лопатки и др., застегивание и расстегивание застежек и т. д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка. [1, c. 3]

В программе детского сада не предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. Поэтому подобные упражнения целесообразно проводить в режимных моментах: во время игр в помещении или на прогулке либо использовать в качестве разминок на занятиях. В методической литературе имеется богатый выбор игр по развитию мелкой моторики: пальчиковые игры, упражнения с мелкими предметами и игрушками, игры с крупами, бумагой, дидактические игры, задания творческого характера и проч. Все игры классифицированы по возрасту, по уровням сложности, по видам движений… Работать по таким книгам не очень удобно, т. к. нужно просмотреть большой объем литературы, потратить драгоценное время, чтобы произвести подборку игр по нужной лексической теме.

На помощь пришла книга автора Рогожкиной И. В. «Игры на развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» 2020 года выпуска. В ней дается описание игр и упражнений, объединенных одним сюжетом или подчиненных одной теме , а также направленных на обогащение чувственного опыта детей через действия с различными предметами. Это пособие вкупе с рабочими тетрадями Ульевой Е. А. «Творческие задания» очень пригодились при разработке дополнительной общеразвивающей программы «Ладушки» по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Отсутствие готовых конспектов занятий по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста вызвало необходимость их написания.

Пример конспекта игрового занятия на развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста, тема: «Лягушка-квакушка»

Задачи: Развивать движения пальцев и кистей рук, умение подражать движениям взрослого, развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев, укреплять мышцы пальцев, развивать зрительную координацию, формировать умение рисовать штампами, лепить капли дождя методом надавливания и размазывания.

Демонстрационный материал: лягушка би-ба-бо, картина «На пруду», муха на ниточке, игрушка «цапля» (можно заменить плоскостной фигуркой), аудиозапись кваканья лягушки, тазик, накрытый голубым платком.

Раздаточный материал : стаканчики с приклеенными мордочками лягушат, бельевые прищепки, карточки для лепки и рисования дождя, краска, штампы, кисточки, пластилиновые шарики.

Методика проведения

В гости к детям приходит лягушка би-ба-бо, громко и протяжно квакает (аудиозапись).

Восп.: Дети, кто это? Кто к нам пришел? (Лягу-у-ушка)

Лягушка: Ква-ква!

Восп.: Это она с нами здоровается, давайте и мы с ней поздороваемся по-лягушачьи «Ква-ква!» и приглашает ребят присесть на ковер.

Потом лягушка показывает картину пруда и говорит:

На улице стало тепло, лед на пруду растаял. Кое-где на берегу зазеленела травка. Я так рада, что кончилась зима! Ведь я всю зиму спала на дне пруда, зарывшись в ил. Пришла весна, и я проснулась, вот теперь всему радуюсь — тому, что тепло, что светит солнце, что растет травка. Я радуюсь весне!

Но я сейчас так сильно проголодалась, ведь я давно ничего не ела, я очень люблю комаров и мошек. [3, с. 27]

Восп.: Давайте, ребята, поможем лягушке поймать мошек. Воспитатель кружит над головами детей мухой на ниточке. Дети пытаются ее поймать руками, дотянуться, подпрыгнуть.

Проводится физминутка «Поймай муху»

Потом воспитатель раздает детям стаканчики-лягушки, муха села на стол и стала ползать. Воспитатель зовет детей за стол, чтобы поймать муху, накрыв ее стаканом.

Зеленая лягушка

Обедала с подружкой,

Съела маленькую мошку

И комариков немножко.

Вдруг прилетела на пруд цапля и хочет схватить лягушат. Давайте спрячем стаканчики-лягушки под воду. Воспитатель ставит на стол тазик, накрытый голубым платком, дети приподнимают платок и прячут лягушат.

Пришла цапля, осторожно ступает по болоту, ищет лягушек. Покажите пальчиками, как цапля ходит. Воспитатель раздает детям прищепки (это клюв цапли). Дети раскрывают и закрывают прищепки, затем насаживают их на кончики пальцев, сначала правой, затем левой руки.

Восп.: Лягушки боятся цапли, но боятся ли лягушки воды и дождя?

Она под дождиком не плачет,

Громко квакает и скачет.

Дети: Нет!

Лягушка: Посмотрите, сколько у меня лягушат (демонстрирует карточки для лепки и рисования), предлагает детям изобразить капли дождя синего цвета методом печати, примакивания; налепом из пластилина. [2, с. 83]

Восп.: Как хорошо лягушкам под дождем. Дождь пошел еще сильнее и появились на земле лужи.

Кап-кап-кап звенит снаружи,

Капли шлепаются в лужи.

Лишь лягушка не боится

Под дождем здесь простудиться.

Воспитатель организует выставку работ.

Лягушка благодарит детей, что помогли ей наловить мошек, накормили ее, спрятали от цапли и нарисовали для ее лягушат веселый дождик. Прощается и уходит.

Подводя итог, можно утверждать, что в раннем возрасте сенсомоторное развитие является ведущим, в современной обстановке складывается тенденция к снижению уровня развития мелкой моторики детей, что вызывает необходимость уделять особое внимание этой проблеме на протяжении всего дня и в качестве дополнительных занятий в саду можно организовать кружок по развитию мелкой моторики. Занятия мелкой моторикой не стихийный, а целенаправленный процесс, который оказывает благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогает ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

Литература:

  1. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1–3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез. 2007. — 56 с.
  2. Рогожкина И. В. Игры на развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста / И. В. Рогожкина. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020. — 104 с.
  3. Ульева Е. А. Творческие задания. Времена года. Весна: тетрадь для занятий с детьми 2–3 лет. — 2-е изд. — М.: ВАКО, 2017. — 48 с.
Задать вопрос