Конспект театрализованной деятельности в средней группе по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (71) январь 2024 г.

Дата публикации: 05.12.2023

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Федотова, Л. С. Конспект театрализованной деятельности в средней группе по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» / Л. С. Федотова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 1 (71). — С. 63-67. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/261/8844/ (дата обращения: 02.05.2024).



В нашем дошкольном учреждении существует добрая традиция отмечать праздники. Конспект досуга был написан мной по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» ко Дню театра. Для показа театрализованной деятельности мы вместе с детьми показали спектакль для детей старших групп дошкольного учреждения. Было так приятно смотреть как маленькие актеры старательно и с удовольствием исполняют свои роли, а юные зрители и педагоги, затаив дыхание, смотрят на сказочных героев. Хочется так же отметить, что мне как, взрослому человеку, исполняя роль Сказочницы, было самой очень интересно и приятно погрузиться в атмосферу сказки и увидеть радостный огонек в глазах своих воспитанников.

Цель : развитие творческой активности детей, формирование у детей чувства радостного эмоционального настроя.

Задачи:

Образовательные: учить творчески подходить к решению проблемных задач, оценивать поступки сказочных героев, дать детям возможность побывать в роли персонажей, прочувствовать эмоции. Помочь ребёнку раскрыть свой творческий потенциал.

Развивающие: развивать выразительную речь, произвольное внимание, воображение. Вызвать интерес к русским традициям (помощь ближним, уважение к старшим, желание прийти на помощь).

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за порученное дело, доброту, смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Декорации: дом бабы-яги, Алёнушки и братца Вани, избушка на курьих ножках, трава, цветы, деревья, печка, яблонька, а также костюмы для персонажей, кудель, яблоки, матрешка, платочек, пирожок, чашка.

Действующие лица:

Сказочница (Воспитатель), ведущий, отец, мать, сестрица Аленушка, братец Иванушка, баба-яга, печка, яблонька, речка, мышка, ежик, гуси-лебеди, подружки, дремучий лес.

Предварительная работа: рассказывание детям русской народной сказки, беседа по её содержанию. Рассматривание с детьми иллюстраций к сказке, ответы на вопросы. Рисование отпечатками ладошек. Объяснить детям, что такое семья (это родители, мама и папа, и их дети, сыновья и дочери, семья — все те люди, которые живут вместе и являются друг другу родственниками, в семье могут быть не только родители и дети, но и самые старшие члены семьи — родители родителей, которые называются бабушкой и дедушкой).

Организационный момент: Действие происходит в музыкальном зале. Аленушка с Иванушкой сидят около домика. Родители за домиком. Подружки сидят на полянке. На сцене дремучий лес, а за ним сидят гуси-лебеди. Печка, яблонька, речка становятся перед детьми. Воспитатель предлагает детям посидеть на волшебной поляне, отдохнуть и разгадать загадки про сказочных героев. Аленушка с Иванушкой сидят около домика. Родители за домиком. Подружки сидят на полянке. На сцене дремучий лес, а за ним сидят гуси-лебеди. Печка, яблонька, речка становятся перед детьми. Воспитатель предлагает детям посидеть на волшебной поляне, отдохнуть и разгадать загадки про сказочных героев.

Сцена 1

Сказочница: Возле леса, на опушке,

Трое их живёт в избушке,

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

Дети: Три медведя.

Сказочница: На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок,

Румяный бок,

Покатился…

Дети: Колобок.

Сказочница: «Как налетели, подхватили братца моего Иванушку, унесли на крыльях к Бабе Яге…»

Дети: Гуси-лебеди.

Сказочница хвалит детей за разгаданные загадки, предлагает поиграть в сказку «Гуси-лебеди» (Роли выбраны заранее).

C:\Users\Администратор\Desktop\гуси-лебеди постановка\P1100783.JPG C:\Users\Администратор\Desktop\гуси-лебеди постановка\P1100708.JPG C:\Users\Администратор\Desktop\гуси-лебеди постановка\P1100724.JPG

Сцена 2

Сказочница: Водном далеком селе жили-были: мать, отец, двое их деток. Дочку звали Аленушкой, а ее младшего братца Иванушкой.

Ведущий: Собрались однажды отец с матерью в город по делам, да на ярмарку за гостинцами. Аленушку оставили дома за братцем присматривать.

Из домика выходят: отец и мать.

Мать: Доченька, мы в город уезжаем, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек.

Отец (крича Ванюше):Ваня, ты, сестренку слушай!

Ведущий: Уехали отец с матерью в город по делам. А к Аленушке подружки прибежали и давай ее на улицу звать.

Появляются подружки, смеются, кружатся.

1-я подружка: Аленушка, пойдем с нами играть!

2-я подружка: Песни петь, плясать, играть.

Подружки веселятся, кружатся за руки .

Аленушка : Скучно мне сидеть без дела. Пойду с подружками немножко поиграю и успею прибежать до приезда родителей.

Ведущий : Посадила Аленушка братца на травку под окошко, дала ему матрешку. Сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.

Сказочница : Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда сюда — нету! Она его кликала, слезами заливалась — братец не откликнулся.

Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси лебеди и пропали за дремучим лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей лебедей давно шла дурная слава — что они пошаливали, маленьких детей уносили.

C:\Users\Администратор\Desktop\гуси-лебеди постановка\P1100774.JPG

Сцена 3

Ведущий: Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь.

Аленушка : Печка, печка, скажи, куда гуси лебеди полетели?

Печка ей отвечает

Печка : Съешь моего ржаного пирожка — скажу.

Аленушка : Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся. Печка ей не сказала.

Ведущий : Побежала девочка дальше — стоит яблоня.

Аленушка : Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси лебеди полетели?

Яблоня : Поешь моего лесного яблочка — скажу

Аленушка: Умоего батюшки и садовые не едятся…

Яблоня ей не сказала.

Ведущий : Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.

Аленушка: Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

Речка: Поешь моего простого киселька с молочком — скажу.

Аленушка: Умоего батюшки и сливочки не едятся…

Ведущий: Ничего не сказала речка, побежала Аленушка дальше, да забежала в дремучий лес. Испугалась она, заплакала, села на пенек и не знает то делать. Из-за кустов появляется ежик.

Аленушка: Ежик, не видел куда гуси-лебеди полетели?

Сказочница : Ежик ничего не ответил… только свернулся клубочком и покатился по дорожке. А Аленушка за ним побежала и прибежала к избушке на курьих ножках.

Сцена 4

В избушке старая баба яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.

Ведущий : Зашла Аленушка к Бабе Яге в избу, да принялась пряжу прясть. А сама думает, как бы ей побыстрее отсюда с братцем выбраться. Вдруг из норки выбежала мышка.

Мышка: Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.

Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала

Баба яга пошла баню топить. Она тебя вымоет выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается. Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель пряду.

Девочка взяла братца и побежала. А баба яга подойдет к окошку и спрашивает: — Девица, прядешь ли? Мышка ей отвечает: — Пряду, бабушка… Баба яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого.

C:\Users\Администратор\Desktop\гуси-лебеди постановка\P1100754.JPG C:\Users\Администратор\Desktop\гуси-лебеди постановка\P1100765.JPG

Баба Яга : Гуси лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!..

Сказочница: Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит — летят гуси- лебеди.

Аленушка: Речка, матушка, спрячь меня.

Речка: Поешь моего простого киселька.

Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.

В это время гуси-лебеди кружатся вокруг реки и улетают.

Гуси лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка с братцем опять побежала. А гуси лебеди воротились, летят навстречу, вот- вот увидят. Стоит яблоня…

Аленушка: Яблоня, матушка, спрячь меня!

Яблонька: Поешь моего лесного яблочка.

Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами.

Ведущий: В это время гуси-лебеди кружат перед яблоней и улетают.

Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси лебеди увидели ее, загоготали — налетают, крыльями бьют, того гляди братца из рук вырвут. Добежала девочка до печки.

Аленушка: Печка, матушка, спрячь меня!

Печка: Поешь моего ржаного пирожка.

Девочка скорее — пирожок в рот, а сама с братцем — в печь, села в устьице.

C:\Users\Администратор\Desktop\гуси-лебеди постановка\P1100772.JPG C:\Users\Администратор\Desktop\гуси-лебеди постановка\P1100775.JPG

Ведущий: Гуси лебеди полетали -полетали, покричали- покричали и ни с чем улетели к бабе яге. Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой. А тут и отец с матерью пришли. Увидели, что Иванушка жив здоров. Похвалили дочку и подарили ей платочек.

Заключительная часть

1 вариант: Воспитатель благодарит актеров и зрителей.

2 вариант: Воспитатель обращается к детям (зрителям сверстникам) с вопросами: — О чём эта сказка?

Дети: Алёнушка спасает своего брата Иванушку от Бабы-Яги.

Воспитатель: Главная героиня преодолевает трудности — получая новые знания и умения, благополучно возвращает брата домой из тёмного леса.

Дом — свой мир, тёмный лес — чужой мир.

Воспитатель: Чему учит сказка?

Дети: учит слушаться родителей, не уходить из дома без разрешения.

Воспитатель: Ещё сказка учит различать добро и зло. Зло наказывается, а добро побеждает.

Воспитатель: Почему Алёнушка спасает своего брата Иванушку?

Дети: Потому что, они семья, должны помогать друг другу в беде, Алёнушка любит своего брата.

Воспитатель: Какие чувства вызвала у вас сказка — радостные или грустные?

Дети: Сначала было грустно, когда гуси-лебеди унесли Иванушку, а потом весело — Алёнушка его спасла.

Воспитатель: сказка учит детей быть послушными, не капризничать (когда девочка помогает печке, речке и яблоньке, они тоже помогают ей).

Литература:

  1. Агапова, И. А. Давыдова М. А. «Театральные занятия и игры в детском саду: развивающие упражнения, тренинги, сценарии», АРКТИ, 2010.
  2. О. А. Шорохова. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников, Феникс, 2008 г.
  3. Щеткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду» (занятия с детьми 5–6 лет), Мозаика-Синтез, 2007 г.
  4. Путешествие по сказке «Гуси-лебеди», [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-v-srednei-grupe-socializacija.html
  5. Русские сказки. Толстой А. Н. «Гуси Лебеди», [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rus-skazki.com/skazka_245.html
Задать вопрос