Сценарий литературного развлечения «К. Д. Ушинский — мастер слова для детей» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (70) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 02.12.2023

Статья просмотрена: 339 раз

Библиографическое описание:

Черных, И. Н. Сценарий литературного развлечения «К. Д. Ушинский — мастер слова для детей» / И. Н. Черных, И. В. Максимова, М. Н. Акимова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 11 (70). — С. 107-108. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/260/8837/ (дата обращения: 12.05.2024).



Участники развлечения: воспитатели и дети старшей и подготовительной к школе групп, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, музыкальный руководитель.

Цель: вызвать у детей интерес к путешествию по сюжетам произведений К. Д. Ушинского, желание активно включаться в выполнение творческих и игровых заданий.

Задачи:

  1. Обобщить знания о творчестве К. Д. Ушинского, познавательном характере его произведений, позволяющих детям понять поступки героев и уметь высказать свою точку зрения.
  2. Развивать внимание, восприятие, мышление, воображение, речь в процессе выполнения предлагаемых заданий.
  3. Воспитывать у детей нравственные качества личности (чуткость, заботу о ближних, взаимопомощь), умение понимать мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей.
  4. При выполнении творческих заданий развивать артистизм, выразительность речи, навыки изобразительной деятельности.

Предварительная работа:

  1. Ознакомление детей с жизнью и творчеством К. Д. Ушинского.
  2. Чтение рассказов К. Д. Ушинского с последующей беседой по их содержанию.
  3. Подготовка драматизации по сюжетам рассказов «Умей обождать» и «Козлики».
  4. Подготовка основы для коллажа по сюжетам рассказов К. Д. Ушинского.
  5. Подготовка презентации о жизни и творчестве К. Д. Ушинского.

Оборудование и материалы: экран, проектор, ноутбук, магнитная доска, магниты, 2 детских стола для выполнения коллективной работы (коллажа), заготовки для коллажа, клей, дощечки, салфетки, атрибуты для драматизации, иллюстрации к произведениям К. Д. Ушинского («Спор деревьев», «Спор животных, «Дедушка», «Петух да собака», «Умей обождать», «Козлики», «Яблонька» и др.), подборка музыкальных произведений для сопровождения работы детей.

Ход развлечения:

Ведущий 1 (воспитатель): Ребята, вы любите сказки? Какие бывают сказки? (Народные, авторские). Верно, народные сказки передают из уст в уста друг другу, из поколения в поколение, а у авторских сказок есть свой автор.

Какие вы знаете народные сказки? А авторские?

В каждой сказке передается понятие о добре, справедливости, трудолюбии. Посмотрите на портрет, который висит на доске, кто это? Верно, это Константин Дмитриевич Ушинский. А что вы знаете об Ушинском? Верно, К. Д. Ушинский написал много сказок и рассказов. Некоторые из них он сочинил сам, а другие просто пересказал.

Ребята, кто скажет, о чем писал Константин Дмитриевич в своих рассказах и сказках? (Ведущий выслушивает ответы детей). Верно, Константин Дмитриевич писал о временах года, о животных и птицах, о явлениях природы и, конечно же, о детях и их любимых занятиях и играх. Еще в своих произведениях он писал про человека-труженика, выращивающего хлеб, строящего дома, любящего свою родину.

Наше литературное развлечение посвящено творчеству Константина Дмитриевича Ушинского — известного педагога и писателя.

Ведущий 2 (воспитатель): демонстрирует и комментирует презентацию о жизни и творчестве К. Д. Ушинского.

Ведущий 1 (воспитатель): Ребята, Саша и Ярослав подготовили для нас сценку по рассказу К. Д. Ушинского «Два козлика». Давайте посмотрим. (Дети в костюмах козликов разыгрывают сценку).

— Чему учит нас этот рассказ?

— Правильно, этот рассказ учит нас тому, что нужно уметь уступать друг другу. А если этого не делать, то может приключиться беда, как это случилось с козликами.

Ведущий 1 (воспитатель): Вот и получается, ребята, что упрямство до добра не доведет. Поэтому нужно уметь уступать друг другу.

Ведущий 2 (воспитатель): А сейчас, ребята, мы предлагаем вам поиграть в дидактическую игру «Собери картинку». (Детей делят на 2 команды и предлагают собрать картинку на скорость. Дети обеих команд собирают одинаковые картинки с изображением петуха из произведения «Петух да собака». Звучит музыкальное сопровождение. По окончании выполнения задания детей хвалят за быстроту и взаимопомощь).

Ведущий 1 (воспитатель): Следующее задание будет более сложным. Вам знакомы многие сказки и рассказы, которые написал Ушинский. Сейчас вам предстоит угадать, из какого произведения К. Д. Ушинского прозвучат следующие строки.

  1. Короткий рассказ, в котором деревья выясняют, кто из них лучше и полезнее. («Спор деревьев»).

Какое дерево больше всего помогает людям, живущим в холодной стороне? (Сосенка печки топит, избы строит).

  1. Поучительная история о домашней птице, которая не хотела ждать, за что пришлось ей поплатиться своей жизнью. («Умей обождать»).
  2. В какой сказке К. Д. Ушинского была наказана лиса за свою жадность, обман? («Петух да собака»).
  3. Какое плодовое дерево выросло из оброненного зернышка в одном из рассказов К. Д. Ушинского? («Яблонька»).
  4. Из какого произведения эти слова: «Уважай старика, сам будешь стар». («Дедушка»).
  5. Как называется рассказ, в котором заспорили лошадь, корова и собака, кто из них хозяину нужнее и кого он больше любит. («Спор животных»).
  6. Короткий рассказ, в котором хвастовство петушка-победителя закончилось для него бедой. (Два петушка).
  7. У какого животного из рассказа К. Д. Ушинского шубка не только греет, но и спасает?
  8. В каком рассказе пустая болтовня сравнивается с враньем? (Ворон и сорока).
  9. Как называется рассказ, в котором рак ворону перехитрил? (Ворона и рак).

Ведущий 1 (воспитатель): Ребята, вы молодцы! Верно ответили на все вопросы викторины. Предлагаем вам посмотреть сценку по рассказу «Спор животных», которую подготовили Артем, Виталик и Милана. Дети в масках, изображающих животных, выполняют инсценировку.

Детей благодарят аплодисментами.

Ведущий 1 (воспитатель): К. Д. Ушинский написал рассказы и о природе, ее волшебном мире в разное время года. Природа в рассказах и сказках К. Д. Ушинского учит доброму отношению ко всему живому, учит ценить прекрасное.

Физминутка «Времена года» (под звучание произведений П. И. Чайковского «Времена года» дети кружатся: когда звучит музыка о зиме — кружатся дети с серебристыми султанчиками в руках; когда звучит музыка о весне — кружатся дети с подснежниками в руках; когда звучит музыка о лете — кружатся дети с ягодами в руках; когда звучит музыка об осени — кружатся дети с осенними листьями в руках). На экране соответственно меняется изображение пейзажей соответствующих конкретному времени года.

Ведущий 1 (воспитатель): Как здорово у нас получилось! Мы побывали сразу в гостях у разных времен года! Вам понравилось?

Руководитель кружка изостудии предлагает детям выполнить творческую коллективную работу: Ребята, перед вами большой лист бумаги, на котором изображен только фон голубого и зеленого цвета. Вам нужно при помощи клея и заготовок, которые мы с вами подготовили заранее, изобразить фрагменты из рассказов К. Д. Ушинского. Для этого мы с вами разделимся на подгруппы, каждая из которых будет иллюстрировать один из эпизодов из произведений писателя.

Педагоги помогают детям разделиться на подгруппы и показывают ту часть общего листа, на котором они должны будут выполнить свою работу. Дети приступают к выполнению работы, звучит спокойная музыка. Педагоги при необходимости оказывают помощь детям. По окончании работы дети вместе с педагогами рассматривают получившийся коллаж.

Заключительная часть литературного развлечения

Ведущий 1 (воспитатель): Ребята, мы сегодня совершили с вами путешествие по поучительным произведениям К. Д. Ушинского. Подойдите к изображению дерева и, если вам было интересно и комфортно, повесьте на дерево красное яблоко, а если вам было скучно и неинтересно — повесьте желтый листочек. (Дети выполняют задание).

Посмотрите, сколько яблочек появилось на дереве и ни одного желтого листочка! Давайте поаплодируем себе за этот интересный праздник

А в память об этом празднике, посвященном творчеству К. Д. Ушинского, возьмите книжки-малышки, которые вы проиллюстрировали сами. Успехов вам! Под звуки музыки дети берут книжки-малышки и выходят из зала.

Литература:

  1. Сказки К. Д. Ушинского // https://ushinskij-konstantin-pisatel.larec-skazok.ru/
  2. Ушинский, Константин Дмитриевич // https://ru.wikipedia.org/wiki/
Задать вопрос