Воспитывать патриотов с детства | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Черных, И. Н. Воспитывать патриотов с детства / И. Н. Черных, И. В. Максимова, М. Н. Акимова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 11 (70). — С. 7-11. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/260/8836/ (дата обращения: 13.05.2024).



Духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения не теряло своей актуальности на протяжении многих веков, находя свое отражение в трудах философов, педагогов, писателей прошлого и настоящего.

События, происходящие в России и за ее пределами в настоящее время, тревожат не только взрослое население, но и совсем юных граждан. Особенно тех, кто проживает в приграничной полосе рядом с Украиной. Звуки взрывающихся снарядов, звуки работы противовоздушной обороны вызывают у детей страх и непонимание происходящего. Задача взрослых (педагогов, родителей) состоит в том, чтобы доступно рассказать детям об этом. Поэтому проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания выходит на передний план и становится одним из важных направлений в работе с детьми.

В Федеральной образовательной программе дошкольного образования отмечено, что разностороннее развитие каждого ребенка должно осуществляться «на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций» [2]. Данное направление находит свое отражение в требованиях к содержанию образовательных областей образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО (таблица 1).

Таблица 1

Образовательная область

Содержание

Социально-коммуникативное развитие

«...усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные,...формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации»... [1, с. 9]

Познавательное развитие

«...формирование первичных представлений о себе, других людях,...о малой родине и Отчизне, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира» [1, с. 9–10]

Речевое развитие

«...знакомство с книжной культурой, детской литературой»... [1, с. 10]

Художественно-эстетическое развитие

«...развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений»... [1, с. 10]

Физическое развитие

«...становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) [1, с. 10]

Как видно из таблицы 1, содержание работы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста должно быть охвачено всеми образовательными областями образовательной программы дошкольной организации.

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание — процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого его участника. Дошкольный возраст наиболее восприимчив к социальным воздействиям, это период, когда закладываются основы будущей личности. Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, готовы к сопереживанию. Совместные усилия педагогов и семей воспитанников позволят достичь позитивных результатов в духовно-нравственном и патриотическом воспитании.

Одна из проблем семейного воспитания состоит в том, что в воспитании не соблюдается историческая преемственность поколений. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения. Исходя из этого, необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные ценности и традиции. Кроме того, родители должны быть примером для своих детей во всем — в манере общаться, в делах, поступках, в организации семейного досуга и т. п.

Все начинается из семьи. Если родители знают свои корни, знакомят ребенка со своим прошлым, со своим настоящим, ребенок растет и развивается на знаниях о своей семье. Чувство патриотизма начинает зарождаться с отношения к семье, к самым близким людям — матери, отцу, братьям и сестрам, бабушке, дедушке. Патриотизм для ребенка — это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, любовь к родным местам, гордость за свой народ.

В нашей дошкольной организации педагогами в ходе встреч и занятий разъясняются такие базовые понятия, как «Моя семья», «Мой дом», «Мои родные», «Мои друзья», «Мои предки». Происходит связь поколений и это прекрасно! Через проектную деятельность, «Дерево моей семьи», осуществляемую в детском саду, раскрываются секреты ветвей генеалогического древа семьи. Дети подготовительной группы получают возможность поделиться своими знаниями о своих предках по папиной, по маминой линии, как кого звали и зовут, каким делом занимались члены семьи на протяжении всей жизни, чем запомнились для поколений семей.

Хотим поделиться с вами еще одной интересной традицией. Ежегодно 7 июля в день «Семьи, любви и верности» семьи наших воспитанников собираются на вечерние посиделки в детсадовской березовой рощице. Расстилают на полянке свои скатерти-самобранки, угощают друг друга особенным блюдом семьи, делятся рецептом приготовления, поют старинные и современные песенки. Ведь у каждой семьи есть свои любимые песни, которые передаются из поколения в поколение. Дети и взрослые листают страницы семейных альбомов, вспоминают и вместе с ребенком делятся рассказом о том, кто особенно дорог или кто чем прославил свою фамилию или сделал ее знаменитой. Затем родителями организуются интересные игры, в которые играли в своем далеком детстве. Заканчивается такой семейный праздник хороводом вокруг красиво украшенных лентами березок, под русскую народную песню «Во поле береза стояла». Девочки надевают на голову сплетенные тут же из луговых и полевых цветов веночки. Эти теплые, нежные мероприятия сближают детей, родителей и нас педагогов. Наполняют сердца особым трепетом, особой любовью, от осознания близости общения друг с другом. Ведь в обычные дни их так не хватает. И это очень благодатная почва для установления доверительных партнерских отношений между педагогами и родителями в решении задач духовно-нравственного воспитания детей.

Подобные встречи можно приурочить к любой дате — дню матери или дню отца, к дню защиты ребенка и многим другим датам. На этих мероприятиях дети, родители и педагоги вместе играют, танцуют, поют, оформляют коллективные работы. Такие встречи позволяют гибко решать имеющиеся проблемы в семейном воспитании. Ведь семья это та первичная среда, где человек учится творить добро. Семья, отчий дом и детский сад — это то главное, что формирует личность дошкольника.

Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к матери, семье, родному дому, культурному достоянию своего народа, своей нации, но и уважительное отношение к труженику и результатам его труда, гордости за свой народ, который из поколения в поколение передаёт народную культуру и историческое прошлое страны, к родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Знать о подвигах своих дедов и предков особенно важно подрастающему поколению. В настоящее время актуальным является уважение к истории родного края и его традициям, устоям, любви к земле родной, к ее историческому прошлому.

Без уважения к истории своего Отечества нельзя воспитать в детях чувство собственного достоинства и уверенности в себе. Еще в дошкольном возрасте очень важно сформировать у детей первоначальное представление о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне, пробудить гордость за принадлежность к своей стране — России. Повествование о Великой Отечественной войне стоит начать с истории семьи. Победа в Великой Отечественной войне — наша слава и гордость.

Очень запоминающееся событие, яркое и великое, бередящее душу до слез от гордости за свою страну, за свою семью и за наше дошкольное учреждение — акция «Бессмертный полк». Это то событие, которое на протяжении нескольких лет захватывает душу и сердце. Даже в то время, когда люди были заперты в своих домах (в период коронавирусной инфекции) и не могли участвовать во Всероссийском шествии, семьи выставляли фото своих Героев в тематически оформленные окна своих домов, зажигали свечу памяти, включали негромкую музыку, вывешивали на территориях своих домовладений советские, российские флаги под лозунгом «МЫ ПОМНИМ! МЫ ГОРДИМСЯ!»

Ежегодно в нашем детском саду в канун дня Победы проводится торжественное мероприятие в память о погибших героях. Дети в форме военных лет с георгиевской лентой на груди идут строем под песни военных лет, а в руках несут штендер своего Героя. Это очень трогательное и завораживающее зрелище. И это уже стало традицией. «Бессмертный полк» — это вечная благодарность тем, кто отдал свою жизнь, защищая нашу страну от врага.

Наш Белгородский край прославлен победоносным сражением Великой Отечественной войны — Курской битвой. И наши воспитанники знают о ней не понаслышке. Мы, педагоги, вместе с родителями знакомим их с этим событием. Мы рассказываем детям о том, как пятьдесят дней и ночей кровопролитных боев, которые стали переломным моментом в ходе войны, Советская Армия одержала историческую победу на «Огненной дуге». Самое крупное в истории Второй Мировой войны танковое сражение состоялось 12 июля 1943 года на ржаном Прохоровском поле, под Белгородом. Бой шел на земле и в воздухе. Семь недель длилась эта битва. Жестокие бои на огненной дуге решили исход крупнейшей операции войны. Стало уже традицией, каждый год Белгородчина 12 июля празднует «День Прохоровского Поля». В нашей дошкольной организации тоже проходят патриотические мероприятия, приуроченные к этому дню. Они воспитывают в детях чувство гордости за свою Родину и свой народ, желание защищать свою страну.

В выходные дни педагоги совместно с воспитанниками и их родителями совершают экскурсии в музеи города Белгорода — «Диораму Курской битвы», в краеведческий музей, на Соборную площадь с ее достопримечательностями. Самостоятельно семьи с нашими детками совершают поездки к местам боевой славы — на «Звонницу», в музеи «Третьего ратного поля России», где знакомят детей с бронетанковой техникой, с оружием Великой Победы.

Проводится в нашем саду и акция «Голубь мира». Педагоги вместе с детьми изготавливают белых бумажных голубей как символ мирной жизни. Многие годы ко дню 9 Мая организовывались встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Дети вместе с педагогами готовили праздничный концерт с песнями, танцами, стихами. И ветераны делились с детьми боевыми эпизодами из своей жизни. Повара нашего сада готовили вкуснейшую солдатскую кашу, которой угощали пришедших гостей и жителей микрорайона. Вместе с ветеранами высаживали Деревья Памяти, и в нашем детском саду постепенно выросла Аллея боевой славы. Дети вместе с педагогами ухаживают за деревьями и Аллея радует нас. Можно спрятаться в тени деревьев в жару, собрать вкусный урожай яблок, вишен, слив. У каждого дерева есть именная табличка с фамилией, именем, отчеством ветерана, посадившего это дерево. И мы минутой молчания чтим память о них, передавая эстафету Памяти новым поколениям.

К сожалению с каждым годом, один за другим от нас уходят люди, которым мы обязаны своей свободой и жизнью. Но с теми, кто остался, мы устраиваем встречи на дому. Обязательно приходим с цветами, концертом, и на память дарим подарки, сделанные руками детей. Очень приятно смотреть в глаза ветеранов, которые радуются встречам с детьми.

Своими мероприятиями Памяти мы помогаем родителям воспитать детей сильными и добрыми, ответственными и милосердными. Мы помогаем детям понять, что мы победили, потому что любим свою Родину, чтим своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях улиц, площадей, городов. В их честь воздвигнуты памятники.

Быть патриотом своей страны — значит принимать близко к сердцу ее интересы, заботы, горести и радости, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. — М.: ТЦ Сфера, 2019. — 80 с.
  2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования // https://files.oprf.ru/storage/image_store/docs2022/programma15122022.pdf (Дата обращения 16.11.2023 г.).
Задать вопрос