Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта и Федеральной образовательной программы дошкольного образования | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (70) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 10.11.2023

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Глухова, Е. В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта и Федеральной образовательной программы дошкольного образования / Е. В. Глухова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 11 (70). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/260/8762/ (дата обращения: 20.05.2024).



Статья посвящена описанию опыта работы педагога дошкольной образовательной организации в вопросах нравственно-патриотического воспитания. Научная новизна исследования — в создании системы работы в данном направлении и моделировании педагогических аспектов.

Ключевые слова: нравственность, патриотизм, дошкольники, педагог, детский сад, модель.

Введение. Актуальность исследования обоснована изменениями в дошкольном образовании в 2023 году — это Федеральная образовательная программа и Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФОП и ФГОС ДО). Единая Федеральная образовательная программа необходима для обеспечения такого образовательного пространства, которое объединит субъекты Российской Федерации на базе российских традиционных ценностей. В свою очередь, традиционные ценности базируются на нравственном и патриотическом воспитании. Сущностная характеристика нравственного воспитания как проблема описана древними философами Сократом, Платоном, Демокритом, Декартом, Лукреция и др., которые, признавая врожденный характер добродетелей, отмечали, что добродетели можно воспитать, в особенности через ум у человека появляется справедливость, мужество и рассудительность. Философ Фома Аквинский, представитель религиозной эпохи, логически обосновал божественное происхождение нравственности. Таким образом, они обосновали необходимость нравственного воспитания с раннего возраста [1].

Сущность патриотизма заключается в особом, эмоционально окрашенном отношению к Родине, выраженное через любовь и привязанность к ней, а также стремление жить и действовать во имя ее блага, готовность к самопожертвованию ради ее интересов [3].

Идея патриотизма как нравственного чувства, взращиваемого образом жизни и ее укладом, народными и семейными традициями, обоснована в трудах философов С. С. Авершщева, H. A. Бердяева, П. Ф. Лесгафта, М. К. Мамардашвили, К. Д. Ушинского и др.

Известные педагоги П. П. Блонский, A. C. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий и др. отмечали, что на проявление патриотических чувств влияет повседневная жизнь человека.

Бородина Е. Н. исследовала нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности. Автор выдвинула и подтвердила гипотезу о том, что эффективность процесса нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста будет проходить эффективно, если в основу этого процесса положены аксиологический и полихудожественный подходы, позволяющие активизировать опыт нравственных отношений ребенка с семьей и ближайшим окружением [2].

Актуальность проблемы и анализ изучаемой литературы определили выбор темы исследования и цель — теоретическое и практическое обоснование нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта и Федеральной образовательной программы дошкольного образования.

Объект исследования : процесс нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

Предмет исследования : методы и средства нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: провести теоретический и методологический анализ состояния проблемы нравственно-патриотического воспитания дошкольников; разработать модель нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС и ФОП ДО; оценить и проверить эффективность модели.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие педагоги и дошкольники МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 47» города Воронежа. Всего участвовали 35 дошкольников в возрасте 5–6 лет и воспитатели. Косвенно участвовали музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре. В качестве методов для оценки уровня нравственно-патриотической воспитанности использовались детские викторины, дидактические игры.

Результаты и их обсуждение

Разработанная Модель нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС и ФОП ДО имеет цель, показывает взаимосвязь субъектов образовательного процесса, описывает методы и средства нравственно-патриотического воспитания в детском саду и принципы, на которых строится воспитательно-образовательная деятельность педагогов.

Патриотизм дошкольника характеризуется позитивным отношением к родным, близким и другим людям. Нравственность — это самоотношение, построенное на любви к другим, эмпатии, аффилиации. Воспитание нравственности и патриотизма у ребенка старшего дошкольного возраста осуществляется в процессе познания им родного дома, природы, исторического наследия родного края и эмоционального взаимодействия с окружающими.

Для определения уровня сформированности нравственности и патриотизма использовались игры и викторины.

Пример вопросов викторины: в нашем регионе чаще можно встретить каких диких животных — бобров или тигров?

Модель нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС и ФОП ДО

Рис. 1. Модель нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС и ФОП ДО

Одна из дидактических настольных игр «Флаги разных стран». Дети должны узнать флаги разных стран и разложить их на то место, где располагается страна (предлагается 20 флагов).

Также проводится дидактическая игра «Знатоки родного края», которая напоминает игру «Что, где, когда?». В нашем детском саду практикуются интегрированные занятия. На занятиях с инструктором по физической культуре дети в игровой форме «покоряют вершины гор», «сплавляются по рекам России», «прыгают с кочки на кочку по болотам Севера России» и т. д.

Сравнительный анализ развития уровня компетенций детей в области патриотизма и нравственного развития доказал эффективность Модели, конечным результатом которой является сформированность первичных представлений о сущности нравственности и морали, гордости за Родину, за страну, любовь к близким и родному краю, бережное отношение к природе.

Литература:

  1. Айвазян А. А., Спицина Ю. К. Патриотизм: сущность, проявление, риски. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/61315/1/978–5-7741–0327–0_110.pdf (дата обращения 07.11.2023)
  2. Бородина Е. Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности: автореферат дис.... к. пед. н. Челябинск, 2016, -24 с.
  3. Федосеева О. Ю. Сущностные характеристики действий нравственно-этического оценивания на основе морального выбора и моральных норм // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2018. — № 3 (март). — С. 58–69. — URL: http://e-koncept.ru/2018/181015.htm.
Задать вопрос