Организация патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством государственной символики | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Глушецкая, Е. В. Организация патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством государственной символики / Е. В. Глушецкая, Ю. Д. Антонова, С. Ю. Селеменева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 10 (69). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/258/8686/ (дата обращения: 01.05.2024).



На современном этапе развития общество наблюдается ситуация доминирования материальных ценностей над духовными. Во всем мире напряженная и конфликтная обстановка. Поэтому становится особо актуальным вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения. В настоящее время патриотическое воспитание является ведущим направлением государственной образовательной политики, приоритеты которой направлены на развитие системы образования, обучения и воспитания как основы формирования развитой и социально ответственной личности.

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года обозначены приоритетные направления — это гражданское и патриотическое воспитание. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью» [4].

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает в себя область социально-коммуникативного развития, в которой основным направлением является формирование патриотических чувств детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа. Современные стандарты дошкольного образования ставят основными задачами патриотического воспитания — ознакомления детей дошкольного возраста с государственными символами: флагом, гербом страны, мелодией гимна [5].

Педагог О. В. Дровникова утверждает, что патриотическое воспитание старших дошкольников — это педагогическое воздействие, которое направлено на личность ребенка с целью обогащения своих знаний о Родине, формирования навыков и умений нравственного поведения, освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирования положительного отношения к стране и государству [2].

В МБДОУ «Колокольчик» п. Чернянка разработана образовательно-воспитательная программа «Юные патриоты России». Цель программы: организация патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством государственной символики.

В соответствии с целью определены задачи:

  1. Знакомство детей с государственными символами Российской Федерации (флаг, герб, гимн страны);
  2. Формирование актуальных представлений дошкольников об истории создания и конституционных требований к использованию государственных символов;
  3. Воспитание бережного отношения и уважения к символам государства;
  4. Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста;
  5. Привлечение к участию в патриотическом воспитании родителей воспитанников.

Система работы по программе строилась с учётом возрастных особенностей старших дошкольников и с привлечением родительского и педагогического сообщества. Ее реализация осуществлялась по трем направлениям:

  1. Работа с педагогами;
  2. Образовательная деятельность с детьми;
  3. Просвещение родителей.

Первое направление «Работа с педагогами», направлено на повышение профессионального мастерства педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников. С воспитателями проводились консультации, семинары-практикумы с применением активных и интерактивных методов обучения, деловые игры (исследовательские, инновационные, рефлексивные), неделя педагогического мастерства, на которой опытные педагоги смогли продемонстрировать свои разработки по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Просмотр видеозаписей организованной образовательной деятельности коллег из других детских садов, с последующим обсуждением и оценкой.

Второе направление «Образовательная деятельность с детьми», заключалось в разработке календарно-тематического планирования и организации мероприятий, направленных на патриотическое воспитание старших дошкольников посредством государственной символики.

В качестве методологической основы программы по патриотическому воспитанию, был выбран событийный подход, согласно которому воспитательная система организации рассматривается как пространство совместной деятельности детей и взрослых, организуемое с учетом: социальной ситуации развития детей, социально-культурных обстоятельств жизнедеятельности социума.

Ознакомление воспитанников детского сада с государственными символами России начиналось через включение установленных знаков в пространственной образовательной среде ДОО: холлы; рекреации, административные помещения. При проведении торжественных, конкурсных мероприятий, педагоги совместно с детьми исполняли Государственный гимна Российской Федерации [2].

Очень важно сформировать у детей дошкольного возраста первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем. Самым значимым событием является победа русского народа в Великой Отечественной войне. Поэтому наиболее эффективное ознакомление старших дошкольников с государственными символами Российской Федерации: гербом, флагом, гимном, проходило в рамках празднования Великой Победы. Дети участвовали в подготовке и проведении праздничного концерта для ветеранов и детей войны, тружеников тыла; организовывались конкурсы чтецов стихов о Победе; проводились акции «Письмо солдату», «Письмо ветерану»; тематические встречи в библиотеках; оформление стенда «Правнуки Победы», оформление уголка Героев.

В рамках данного направления с детьми проводилась образовательная деятельность «Моя Родина — Россия», «По тропам нашей малой родины», «Флаг и герб Белгородской области», такие дидактические игры как: «Найди герб Белгородской области», «Собери картинку», которые способствовали закреплению полученных представлений [3].

Детям дошкольного возраста ближе и интереснее сказочные, песенные фольклорные образы. Их яркость и красота помогают сформировать положительное восприятие Государственного герба и флага. Организация игровой и театрализованной деятельности с детьми, чтение стихов о Родине, флаге страны способствуют эмоциональному принятию и отождествлению государственных символов с историей своей семьи, малой родины и страны.

Третье направление «Просвещение родителей» способствует вовлечению родителей старших дошкольников в процесс патриотического воспитания. В работе с родителями применяли разнообразные формы взаимодействия: оформление информационных стендов для родителей; проведение собраний, мастер-классов, консультаций; «творческих мастерских»; создание фотоальбомов и плакатов.

В рамках реализации программы был проведен конкурс «Герб моей семьи». Где было дано задание родителям, совместно с детьми создать герб и флаг своей семьи. Для этого можно было использовать различные техники (аппликация, рисунок, рукоделие, компьютерная графика и пр.). Семейные гербы стали хорошим материалом для осознания себя частичкой одной страны — России. Затем каждая семья представляла свой герб и флаг, объясняя значение изображений на них. Родители и дети получили положительные эмоции, удовлетворение от совместного участия в творческой деятельности. По итогам такой работы был создан фотоотчет «Моя семья — точка на карте».

Таким образом, программа «Юные патриоты России» рассчитана на тесное сотрудничество всех участников образовательного процесса (педагоги, дети и родители). Предложенная система педагогической деятельности способствовала патриотическому воспитанию старших дошкольников. Активное взаимодействие с родителями воспитанников позволило построить работу систематически и последовательно, чтобы представления о государственных символах дошкольники получили полноценно и доступно в соответствии с возрастом.

Литература:

1. Вырщиков А. Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект / А. Н. Вырщиков, М. П. Бузский. — Волгоград: Издатель, 2014. -245 с.

2. Дровникова О. В. Воспитание у дошкольников патриотических чувств к своей малой родине //Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. — 2015. — № 3. — с. 208–210.

3. Ривина Е. К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. М.: АРКТИ, 2002. — 98с.

4. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: офиц. текст. — М.: Центр педагогического образования, 2014. — 32 с.

Задать вопрос