Особенности работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (69) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 23.10.2023

Статья просмотрена: 122 раза

Библиографическое описание:

Кнутова, Л. И. Особенности работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ / Л. И. Кнутова, И. В. Шеремет. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 10 (69). — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/258/8684/ (дата обращения: 13.05.2024).



В статье раскрывается особенность работы музыкального руководителя с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с целью повышения эффективности коррекционно-педагогической работы.

Ключевые слова: музыка, воспитание, музыкальное развитие, музыкальные способности.

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве, требует деликатного и гибкого подхода. Только с помощью взрослых, опытных педагогов, умеющих взаимодействовать в едином детском коллективе, дети, имеющие нарушения в развитии, могут постепенно включаться в коллектив сверстников. Свой потенциал дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать только при правильно созданных условиях и организованного процесса воспитания и обучения.

Музыкальные занятия занимают важное место в развитии детей с ОВЗ. Музыка помогает детям выйти из своего внутреннего мира. У них появляется эмоциональный отклик на музыку и желание взаимодействовать с окружающим миром. В процессе музыкальных занятий у детей развивается слуховое внимание и восприятие, ориентировка в пространстве, пластика.

Одним из основных направлений коррекционной работы, проводимой на музыкальных занятиях, является умение подражать действиям взрослого. Дети, подражая взрослому, учатся танцевать, извлекать звуки при помощи музыкальных инструментов, подпевать.

Слушание музыки способствует развитию слухового внимания, активизирует эмоции, развивает интерес к окружающему миру звуков. Дети учатся узнавать знакомые мелодии.

Пение способствует активизации слухового внимания и речевого развития. Дети учатся припевать слоги и целые слова вместе с педагогом.

Музыкально — ритмические движения и танцы способствуют эмоциональному, психическому развитию детей. В процессе освоения движений под музыку дети учатся ориентироваться на музыку как на особый сигнал к действию и движению. На занятиях поощряется проявление детьми самостоятельности в движениях под музыку. Умение передавать простейшие ритмические движения: ходить по залу, не мешая друг другу, сходиться вместе и расходиться, двигаться по кругу по одному и парами, реагировать сменой движения на изменение характера музыки (маршевый, танцевальный, песенный, плясовой, спокойный). Выполнять элементарные движения с предметами (платочками, погремушками) помахивать ими, вращать их. Владеть простейшими танцевальными и образными движениями по показу взрослого, притопывать ногами, пружинить на двух ногах, вращать кистями рук, помахивать одной и двумя руками, легко прыгать на двух ногах, идти спокойным, мягким шагом, выполнять движения, соответствующие характеру и поведению персонажей (изображаемых людей и животных).

В процессе танцев у детей совершенствуется моторика, координация движений, развивается произвольность движений, невербальные коммуникативные способности, формируются и развиваются представления о связи музыки и движения.

Игра на музыкальных инструментах является составной частью музыкального занятия. В процессе совместной игры на музыкальных инструментах у детей развивается умение сотрудничать друг с другом, формируется чувство партнёрства и произвольная организация собственной деятельности. Этот вид занятий развивает у детей музыкальные способности, в первую очередь тембровый и мелодический слух, чувство музыкального ритма.

Театрализованная деятельность вызывает у детей желание взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, закрепляет умение передавать движения, имитирующие повадки птиц и зверей, стимулирует образно-игровые проявления при использовании элементов костюмов персонажей.

Логоритмика для малышей — это комплексные занятия, куда входят музыка, движение и ритм.

Каждое занятие направлено на развитие детей. Ребёнок совершенствует речь и учится ориентироваться в пространстве.

Основными методами и приёмами работы с детьми ОВЗ на музыкальных занятиях является:

  1. Наглядно-слуховой (исполнение педагогом песен, игра на музыкальном инструменте, использование аудио и видеозаписей);
  2. Зрительно-двигательный (показ игрушек и ярких картинок, раскрывающих содержание песен; показ взрослым действий, отражающих характер музыки; показ танцевальных движений);
  3. Совместные действия со взрослыми;
  4. Подражание действиям взрослого;
  5. Жестовая инструкция;
  6. Собственные действия ребёнка по вербальной инструкции взрослого.

При проведении музыкальных занятий необходимо соблюдать ряд условий:

  1. Регулярность проведения занятий;
  2. Простоту и доступность для восприятия детьми музыкальных произведений, их яркость и жанровую определённость;
  3. Сочетание в рамках одного занятия различных методов работы педагога и видов деятельности детей;
  4. Повторяемость предложенного материала не только на музыкальных занятиях, но и на других видах занятий;
  5. Использование ярких дидактических пособий (игрушек, элементов костюмов, детских музыкальных инструментов и т. д.);
  6. Активное и эмоциональное участие взрослых (воспитателей, педагогов-дефектологов, родителей) в проведении музыкальных занятий, праздников, досуга.

В успешном освоении программных задач с детьми ОВЗ зависит от совместной слаженной работы музыкального руководителя и воспитателя той или иной возрастной группы во время музыкальных занятий, а также повседневной жизни детей в разные режимные моменты.

Роль воспитателя заключается, в умении побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада. Компетентность воспитателя, доброжелательность, заинтересованность влияют на то, насколько ребенок освоит данный материал.

В воспитательно-образовательном процессе воспитателю необходимо знать все программные требования по музыкальному воспитанию в соответствии с ФГОС, знать музыкальный репертуар своей группы. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, на прогулке, во время утренней гимнастики, а также в самостоятельной художественной деятельности. Развивать музыкальные умения и навыки детей. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски. Использовать имеющиеся музыкальные умения и навыки в других видах деятельности и в режимных моментах. Участие воспитателя на музыкальных занятиях зависит от возрастной группы.

На примере взрослого у детей формируется способность внимательно слушать музыкальное произведение, выражать заинтересованность. Во время музыкальных занятий, важной стороной является умение воспитателя следить за дисциплиной, наблюдение за активностью детей, оказывать помощь музыкальному руководителю при использовании наглядных пособий и другого методического материала.

В режимные моменты воспитатель повторяет ранее изученный материал для закрепления. Привлекает детей к творческим играм, углубляя музыкальные впечатления, путем прослушивания музыкальных произведений. Обогащается музыкальная среда, которая играет большую роль для развития самостоятельности у детей и развития творческого начала.

Таким образом, работа музыкального руководителя с детьми с ограниченными возможностями здоровья требует определенного подхода с соблюдением специальных условий в музыкальном воспитании и развитии. Успешность овладения детьми ОВЗ общеразвивающих задач зависит от слаженной работы музыкального руководителя и воспитателя, педагогов, родителей, которые настроены в позитивных изменениях в состоянии ребенка ОВЗ. Совместная работа помогает заполнить жизнь детей яркой, радостной и веселой, а самое главное творчески подходить к вопросам музыкального воспитания и развития, сделать жизнь интересной и разнообразной.

Литература:

  1. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В. И. Селиверстова. — М., 1979.
  2. Медведева Е. А. Изучение особенностей развития воображения старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх // Дефектология. — 1998. — № 4.
  3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-304Сс.
Задать вопрос