Развитие коммуникативных способностей детей с тяжелыми нарушениями речи посредством использования игровой коррекционной технологии «Логопедическая лесенка» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Волобуева, Ю. В. Развитие коммуникативных способностей детей с тяжелыми нарушениями речи посредством использования игровой коррекционной технологии «Логопедическая лесенка» / Ю. В. Волобуева, О. Г. Жаркова, М. М. Посохова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 10 (69). — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/258/8670/ (дата обращения: 30.04.2024).



Ключевая установка Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) — поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация дошкольника и важнейшая ее часть — развитие коммуникативных умений, т. е. умения общаться со сверстниками и взрослыми [5].

Дети с нарушениями речи зачастую обладают неполными и неточными представлениями об окружающем мире, их практический опыт имеет недостаточное обобщение и закрепление в речевой деятельности. Как правило, чем более тяжелые речевые нарушения у дошкольника, тем меньше у него развиты коммуникативные способности.

Для полноценного развития ребенку с тяжелыми нарушениями речи необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе, по его замыслу с привлечением в нее сверстников для получения определенного результата.

Одним из путей решения данной проблемы педагоги детского сада «Колокольчик» выделяют коррекционную технологию «Логопедическая лесенка», которая позволяет создавать условия для полноценного развития речевой коммуникации дошкольников с тяжелыми нарушениями речи путем повышения логопедической компетенции родителей и педагогов [3].

Целью коррекционной деятельности в данном направлении является развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи посредством игровой коррекционной технологии «Логопедическая лесенка».

В соответствии с целью определены задачи: 1. Развитие коммуникативных способности в разных видах коррекционной деятельности; 2. Развитие правильного дыхания, артикуляционной и мелкой моторики; 3. Повышение мотивации, интереса к совместной речевой деятельности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи; 4. Развитие воображения, восприятия, внимания, памяти, увеличение объема коррекционного воздействия, через игровые сеансы; 5. Стимулирование родителей воспитанников к совместной деятельности с детьми по коррекции речевых нарушений.

Система коррекционной деятельности по развитию коммуникативных способностей детей с тяжелыми нарушениями речи посредством игровой коррекционной технологии «Логопедическая лесенка» реализовывалась поэтапно:

  1. Начальный этап. Цель: создание условий для развития коммуникативных способностей детей с тяжелыми нарушениями речи посредством игровой коррекционной технологии «Логопедическая лесенка».

В начале работы была создана предметно-развивающая среда с элементами игровой коррекционной технологии «Логопедическая лесенка», которая наполнена определенными логопедическими играми, дыхательными тренажерами для тренировки силы вдоха и выдоха, коллекцией камешков Марблс и карточек для развития мелкой моторики, творческого воображения, фантазии, многофункциональным лэпбуком, в котором представлены все «ступеньки Логопедической лесенки».

В детском саду создан игровой центр, в котором проходила как индивидуальная, так и подгрупповая коррекционная деятельность с детьми с тяжелыми нарушениями речи. В который входят: развивающие пазлы, лото, дидактические игры «Подбери пару», «Кто больше назовет», «Часть и целое» тренажеры для развития дыхания, «Мыльные пузыри», надувные игрушки, воздушные шарики, схемы для игр с камешками Марблс, шапочки для театрализованных этюдов и психогимнастики и т. д. Совместная коррекционная деятельность с дошкольниками способствует формированию у них компонентов коммуникативной компетенции и их успешной социализации в обществе [4].

  1. Основной этап. Цель: Формирование коммуникативных проявлений дошкольников в разных видах коррекционной деятельности; развитие правильного дыхания, артикуляционной и мелкой моторики; повышение мотивации, интереса к совместной творческой деятельности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи; накопление опыта через игровую коррекционную технологию «Логопедическая лесенка».

Каждая ступенька «Логопедической лесенки», представляется как определенное коррекционное направления в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи: 1. Ступень: «Развитие правильного речевого дыхания». Цель: расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата; дифференциация ротового и носового дыхания; формирование длительного фонационного выдоха; тренировка речевое дыхание в процессе произнесения текста. На данной ступени проводятся: дыхательная гимнастика, игры и упражнения на развитие правильного речевого дыхания; развитие силы голоса: «Гудок», «Три медведя»; упражнения по развитию высоты голоса: «Пой со мной!»; «Звуки вокруг нас»; проговаривание скороговорок, чистоговорок. 2. Ступень. «Формирование артикуляционной моторики». Цель: выработка полноценных движений органов речи, необходимых для правильного произнесения звуков, подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам. Проводится артикуляционная гимнастика, логосказки. 3. Ступень. «Усвоение правильного звукопроизношения». Цель: добиваться правильного произношения изолированного звука, различать смешиваемые звуки, сформировать у детей умения и навыки безошибочного употребления звуков во всех ситуациях речевого общения. Применяются игры и упражнения: «Тишина», «Поезд», «Мухи в паутине», «Кот на крыше Жуки». 4. Ступень. «Развитие мелкой моторики» Цель: развивать мелкую моторику рук , тактильные навыки, логическое мышление, речь, умение выражать словами свои ощущения от прикосновения. Применяются игры с прищепками, рисование на песке, игры с камешками Марблс: «Выложи по заданию», «Выложи по контуру», «Домики для камешков» и т. д. [2]

Процесс «движения» по «Логопедической лесенке» проходит в три шага на каждой ступени. Первый шаг: дошкольников знакомим с определенными упражнениями, учитель-логопед поясняетвыполнения каждогоэлемента упражнения. Особое внимание в данный момент уделяем не скорости выполнения, а правильности его выполнения. Второй шаг направлен на совершенствования техники выполнения упражнений, постепенное усложнение в соответствии с возможностями детей. Третий шаг заключается в самостоятельном использовании данных упражнений в совместной творческой деятельности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, воспитатель корректирует деятельность детей при применении тех или иных упражнений.

  1. Заключительный этап. Цель: Стимулирование родителей воспитанников к совместной деятельности с детьми по коррекции речевых нарушений.

На данном этапе была организована работа с родителями воспитанников: проведен мастер-класс для родителей по использованию игровых коррекционно-развивающих технологий, творческие конкурсы по изготовлению пособий и тренажёров. Для родителей воспитанников, имеющих речевые нарушения, была создана группа на платформе «Вконтакте», где их знакомили с информацией, размещались ссылки на ютуб-каналы с рекомендациями учителей-логопедов по применению логопедических игр и упражнений по развитию творческих способностей детей в домашних условиях.

Таким образом, эффективность коррекционной деятельности во многом зависит от взаимодействия всех участников педагогического процесса (учителя-логопеда, воспитателя и родителя). Применение игровой коррекционной технологии «Логопедическая лесенка», влияет на эффективность коррекционного процесса, позволяет совершенствовать коммуникативные способности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Литература:

  1. Коновалова, Н. Г. Дыхательная гимнастика для детей дошкольного и младшего школьного возраста /Н. Г. Коновалова, Л. В. Корниенко. — Волгоград: Учитель, 2016. — С.123.
  2. Кучмезова, Н. В. По ступенькам к звуку. Формирование звукопроизношения у ребенка с ОВЗ / Н. В. Кучмезова, Е. А. Лигостаева. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — С.89–94.
  3. Лопухина И. С. Логопедия. Упражнения для развития речи /И. С. Лопухина. — Дельта С. — П. 1999.
  4. Невская, В. П. Речевые игры и упражнения /В. П. Невская. — М., 2013. — 213с.
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. — 2013. — 25 ноября.
Задать вопрос