Влияние художественной литературы на развитие речи детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №10 (69) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 03.10.2023

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Силаева, О. М. Влияние художественной литературы на развитие речи детей дошкольного возраста / О. М. Силаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 10 (69). — С. 31-32. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/258/8632/ (дата обращения: 04.05.2024).



Проблема влияния художественной литературы на развитие речи детей дошкольного возраста является одной из актуальных, так как в современном мире дети отдают предпочтение различным гаджетам, а не книгам, в связи с этим у детей бедный словарный запас, плохо развита лексическая и грамматическая сторона речи.

Художественная литература является важным средством развития личности и развития речи ребенка дошкольного возраста. Произведения литературы помогают развивать речь ребенка, показывают ему образцы русского литературного языка, пополняют словарный запас новыми словами, образными выражениями, поэтической лексикой. Художественная литература помогает ребенку дошкольнику использовать готовые языковые формы, при изложении своего отношения к произведению, которое прочитал ему взрослый.

Е. А. Флерина отмечала, что «средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил, малый ребенок практически овладевает грамматикой родного языка в единстве с его словарным составом» [1, с.471].

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [7, c. 11] и в основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» в образовательной области «Речевое развитие» прописано, что речевое развитие включает в себя разные направления и одним из них является «знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы» [2, с.93].

Работа по развитию речи с дошкольниками часто строится на материале художественных произведений, так как развитие речи естественно интегрируется с художественной литературой.

«Основными методами ознакомления с художественной литературой О. И. Соловьева, В. М. Федеявская, Л. М. Гурович считают следующие:

1) чтение воспитателя по книге или наизусть (дословная передача текста с сохранением языка автора);

2) рассказывание воспитателя (относительно свободная передача текста — возможна перестановка слов, замена их, толкование);

3) инсценирование (метод вторичного ознакомления с художественным произведением);

4) заучивание наизусть» [5, с.123].

Микляева Н. В. отмечает, что «умение воспринимать литературное произведение, особенности его художественной выразительности не возникают спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного детства» [4, с.11].

Огромное значение для развития речи ребенка дошкольного возраста имеет правильный подбор литературных произведений. А. Н. Рубакин, всю жизнь изучавший процесс чтения, методику организации чтения и саму книгу высказал мысль, о том, что «выбирать книги для своего и чужого чтения — не только наука, но и искусство» [3, с.223].

В ходе своих исследований, учитывая специфику детской литературы «О. И. Соловьева В. М., Федявская, Н. С. Карпинская определили круг детского чтения и рассказывания. В него входят несколько групп произведений:

— произведения русского народного творчества и творчества народов мира, малые фольклорные формы;

— произведения русской и зарубежной классической литературы;

— произведения современной русской и зарубежной литературы» [4, с.10].

Вопросы отбора произведений и последовательности их преподнесения для каждого дошкольного возраста прописаны в Федеральной образовательной программе дошкольного образования. Так же в программе представлен примерный перечень литературных произведений по всем возрастным группам [6, с. 202].

В целях наилучшего влияния художественной литературы на дошкольников Е. А. Флерина считала, что правильным будет «параллельное использование двух принципов подбора художественного материала:

а) в первую очередь следует опираться на текущую воспитательно-образовательную работу с детьми, на интересы и те знания, которые они приобрели.

б) принцип новизны и даже контраста тому программному материалу, который проходят дети дает не менее положительные результаты» [1, с 475].

Важное значение для развития речи ребенка дошкольного возраста имеет, тот факт, как воспитатель донесет до ребенка произведение писателя, на сколько выразительно и точно оно будет звучать в исполнении педагога.

Также немаловажное значение для восприятия художественного произведения дошкольником имеет показ иллюстрации при чтении и рассказывании. «Перед педагогом стоит задача: научить детей воспринимать словесное художественное произведение с его специфическими словесными изобразительными средствами. На каком — то этапе в развитии детского восприятия умению слушать и понимать читаемое произведение ребенок учится через комплекс наглядных средств (игра, игрушка, картинка)» [1, с.479]. С помощью объединения этих средств можно добиться перехода к умению ребенка младшего возраста воспринимать художественное слово.

При организации домашнего чтения воспитателю нужно дать информацию родителям, о том, какие произведения им следует читать дома детям, также можно провести консультации по домашнему чтению и подготовить информационные стенды, буклеты.

Таким образом, исходя из выше сказанного можно определить, что на развитие речи с помощью художественной литературы влияют такие факторы как отбор книг и произведений для детского чтения, умение педагога донести до ребенка произведение, а также учет возрастных особенностей детей, только в этом случае художественная литература будет положительно влиять на развитие и обогащение речи ребенка дошкольного возраста.

Литература:

  1. Алексеева, М. М. Хрестоматия по теории и развитию речи детей дошкольного возраста / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — Москва: Академия, 1999. — 560 c. — Текст: непосредственный.
  2. Веракса, Н. Е. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. — 3-е изд. — Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. — 368 c. — Текст: непосредственный.
  3. Гриценко, З. А. Литературное образование дошкольников / З. А. Гриценко. — 5-е изд. — Москва: Академия, 2014. — 352 c. — Текст: непосредственный.
  4. Микляева, Н. В. Развитие способностей средствами ознакомления дошкольников с художественной литературой / Н. В. Микляева. — Москва: Перспектива, 2010. — 64 c. — Текст: непосредственный.
  5. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену / Н. В. Микляева. — Москва: ФОРУМ, 2012. — 256 c. — Текст: непосредственный.
  6. Федеральная Образовательная программа дошкольного образования. — Москва: ЦЕНТРМАГ, 2023. — 240 c. — Текст: непосредственный.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — Москва: Центр педагогического образования, 2014. — 32 c. — Текст: непосредственный.
Задать вопрос