Экологический проект в ДОУ «Берегите природу!». Сказка о Мальчише-Плохише и Девочке-Хорошке | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №8 (67) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 21.08.2023

Статья просмотрена: 69 раз

Библиографическое описание:

Ронжина, О. Н. Экологический проект в ДОУ «Берегите природу!». Сказка о Мальчише-Плохише и Девочке-Хорошке / О. Н. Ронжина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 8 (67). — С. 74-76. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/255/8549/ (дата обращения: 28.04.2024).



Берегите, ребята, природу, -

И цветы, и деревья, и луг,

И животных, и почву, воду,

Ведь природа — надежный наш друг.

Предыстория:

На территории нашего детского сада, на соседнем участке, висит кормушка, к которой слетаются каждый день птицы, а то и белка прибегает… Всем найдется угощение. Ребята с интересом наблюдают за трапезой «братьев наших меньших». «А почему у нас нет кормушки?» — спросили как-то дети. «Мы тоже любим птиц и животных, мы тоже хотим их кормить, ухаживать!» Так и порешили: «Будет у нас кормушка, а может и две или три…».

Актуальность проекта:

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Необходимость экологического воспитания — следствие из вышесказанного. Экология — наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Человек — не главное действующее лицо, а особая, разумная, но всё же только часть природы. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. Люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение к ней на признание её самоценности. Человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека — может.

Наша земля в опасности! Мы выдвигаем лозунг: «Берегите природу!»

Цель проекта:

– Формировать экологическую культуру детей, расширять представления о природе родного края, о взаимосвязях в ней и о способах ее сохранения.

– Прививать навыки культурного поведения в природе, продолжать воспитывать любовь к ней, нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожению птиц, животных, насекомых.

– Вызвать желание посильно помогать ей и защищать. Познакомить с птицами родного края.

Задачи:

– подвести к пониманию самоценности природы;

– осознание себя, как части природы;

– воспитание уважительного отношения ко всем, без исключения, видам, вне зависимости и антипатий.

– понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе;

– воспитание активной жизненной позиции;

– формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру;

– подведение к пониманию неповторимости красоты природы.

Вид проекта: творческо-информационный.

По содержанию: ребёнок и окружающий мир.

По характеру контактов: внутри ДОУ, внутри района, округа

По количеству участников: коллективный

По продолжительности: длительный

Участники: воспитатели, дети, родители.

Образовательная область: Знакомство с природой ближайшего окружения, с причинами её загрязнения и со способами её защиты; знакомство с птицами родного края.

Результат:

– участие в конкурсе рисунков на тему «Птицы родного края», «Берегите природу!» (рисунки-плакаты»), «Моё любимое животное»;

– изготовление кормушек и скворечника;

– викторина «Знатоки природы»;

– участие в фотовыставке «Я оберегаю природу!», «Как я ухаживаю за животными»;

– экспериментирование с природным материалом;

– постановка спектакля по экологии «Сказка о Плохише и Хорошке»;

– Презентация «Мы любим и бережем природу!»

Этапы проекта:

1 этап: подготовительный:

Воспитатели и дети:

– занятия по ознакомлению с природой:

«Что такое экология?»,

«Почему надо беречь водоёмы?»,

«Лес — богатство и краса! Береги свои леса!»,

«Покормите птиц зимой!»,

«Не обижайте животных»,

«Что такое Красная и Чёрная книга»,

«Зачем нужны зоопарки?» и др.

– знакомство с растениями и животными родного края;

– Беседы о редких растениях, о людях — защитниках природы, о красоте окружающего нас леса, о загрязнении родников и водоёмов, о правилах поведения в природе, о том, как каждый из нас помогает природе;

– экскурсии в ближайший парк «В парк ребята пришли, а что увидели? Что интересного нашли?»;

– сюжетно-ролевые игры: «Юный друг природы», «Ветеринар», «Лесничий»;

– дидактические игры: «Назови растение», «Что за птица?», «Где чей домик?», «Сохраним чистый воздух в городе!», «Какое это животное?-разрезные картинки.

– рассматривание иллюстраций, картин художников, наборов открыток;

– заучивание стихов, песен, пословиц о природе, отгадывание загадок;

– чтение сказок об охране природы «Серая Шапочка и Красный Волк», «Жила-была река» и др.,

– просмотр программ из цикла: «Земля в опасности»;

– просмотр мультфильмов: «Да здравствует природа!», «Сказки старого дуба», «Лесные истории».

– чтение рассказов о животных М. Пришвина, В. Бианки и др.

Дети и родители:

– поездка на дачу:

– поход в лес, прогулки на природу;

– изготовление поделок и аппликаций из природного материала;

– изготовление гербария;

– сбор и приобретение семян; посадка огорода на окне;

– сбор коллекции камней, коряг, ракушек, интересных природных вещиц.

2 этап: продуктивная деятельность.

– изготовление кормушек и скворечников;

– участие в экологическом конкурсе рисунков «Животные Москвы».

– проведение консультаций для родителей: «Человек и природа», «Экологическая культура и экологическое здоровье».

– проведение экологической акции совместно с родителями «Сделаем парк чистым».

– оформление плаката «Береги природу!»;

– оформление папок — передвижек: «День защиты окружающей среды», «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»;

– проведение экологических праздников: «День Защиты Природы», «День Земли», «День птиц».

– рисование «Береги природу!», «Птицы родного края»; «Моё любимое животное», «Берегите лес от пожара!»; «Мой любимый цветок» и др.;

– засушивание гербария;

– сбор и приобретение семян для озеленения участка;

– работа в уголке природы, уход за комнатными растениями;

– оформление книжной выставки по теме;

– проведение экспериментов: «Свалка и дождь», со снегом, льдом, водой, песком, воздухом, почвой;

– разработка перспективного плана по экологии.

3 этап: Презентация проекта «Показ сказки «Сказка о мальчише — Плохише и девочке — Хорошке».

«Сказка о мальчише Плохише и девочке Хорошке».

Автор: Соловьева Е. В.

Автор: В одном городке жил-был мальчиш — Плохиш. Ох, и злой же он был! Не любил природу! Обижал кошек, собак, кидал в птичек камни.

Плохиш: Ха-ха-ха! Как смешно они мяукают, скулят, дергают лапками! Как мне это нравится!

Мама: Над чем смеешься ты, Плохиш? Нельзя обижать животных, птиц — они наши друзья! Нельзя быть таким жестоким!

Автор: Сколько не ругала его мама, воспитывала — все было без толку…

А в соседнем доме жила девочка — Хорошечка. Все звери, обиженные Плохишом, бежали к ней. Она их лечила, кормила, жалела.

Плохиш цветы топтал, срывал, а она снова сажала и поливала их. В речку он бросал бумажки, бутылки, деревья рубил, пока не остались одни пеньки…

Негде стало жить птичкам, гнезда вить. Воздух стал загрязняться и вода…

Автор: И вот однажды заболел Плохиш.

Плохиш: Ох, и плохо мне! Все болит, дышать трудно! Задыхаюсь…И вид из окна мрачный: ни деревьев, ни цветов, птицы не поют! Почему?

Автор: Ав это время вышла Хорошечка погулять и видит, что вокруг птицы, рыбы лежат, еле дышат, а вместо деревьев — пеньки…

Хорошечка: (спрашивает у пеньков)

Милые, деревья, кто вас срубил?

Деревья: Плохиш… Теперь потребуется много лет, чтобы снова вырасти…

Хорошечка: (спрашивает у птиц)

Птички — певуньи, почему вы не летаете, не поете?

1-я птичка: Плохиш срубил деревья, нам теперь негде жить и вить гнезда…

1-я птичка: А еще он в нас стрелял, и мы не можем теперь летать…

Хорошечка: (обращается к рыбкам)

Тихие рыбки, с вами — то что случилось? Почему вы не плаваете?

Рыбки: Плохиш загрязнил речку, и нам негде плавать и нечем питаться.

Хорошечка: (спрашивает у цветочков)

А вы, нежные цветочки, почему вы завяли?

Цветы: Плохиш затоптал нас...

Автор: Заплакала девочка и пошла к друзьям.

Плохиш: Мама, почему я так долго болею?

Мама: Это природа тебя наказала за твои злодеяния!

Заходит Хорошечка с друзьями.

Хорошечка: Ты заболел, потому что природу не берег!

1 друг: «Нельзя обижать животных и птиц!»

2 друг: «Нельзя топтать и рвать цветы!»

3 друг: «Нельзя загрязнять речку!

4 друг: «Нельзя рубить деревья!»

5 друг: «Надо беречь природу, и она ответит тебе добром!»

Плохиш: Я понял… Больше так не буду. Идем спасать природу!

Дети пошли убирать мусор в реке, деревья сажать, цветы поливать.

Автор: И расцвела Земля, ожила природа!

Дети вместе: Сказка — ложь, да в ней намек, человечеству урок!

Задать вопрос