Ознакомление старших дошкольников с историей развития спорта посредством проектной деятельности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ознакомление старших дошкольников с историей развития спорта посредством проектной деятельности / М. И. Безрукова, Н. Н. Волкова, Е. Н. Кожина [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 5 (64). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/250/8303/ (дата обращения: 02.05.2024).



Период дошкольного возраста чрезвычайно важен для формирования адекватного восприятия мира юного человека, в этом возрасте активно формируются все системы организма, совершенствуются тело и мозг, протекают процессы становления личности человека, его психоэмоциональные характеристики. Дети любопытны, у них чрезвычайно развито познавательное начало, активно социализируются с другими детьми, ярко воспринимают получаемый опыт.

Это хороший период для подбора подходящего вида спорта, приобщения детей к гимнастике и физической культуре, что и обуславливает необходимость создания подходящих условий для теоретического изучения истории спорта, поддержки Олимпийского движения по всему миру, волонтёрской деятельности.

Проектная деятельность в совместном взаимодействии взрослых и дошкольников представляется высокоэффективной и удобной, рассматривается отечественной научной мыслью как перспективная технология педагогики. Проектная деятельность характеризуется собственными признаками, имеет выраженную структуру и функциональность.

В контексте работы проектная деятельность выступает как вид культурной практики, ориентированный на развитие детей, их навыков и умений, включая универсальные компетенции, способствующее гармонизации социальных отношений детей и взрослых. Проектная деятельность в учебно-воспитательных процессах способствует развитию навыков любознательности, пытливости, познавательности, а также учит принимать взвешенные решения, опираясь на полученный опыт.

Актуальность обусловлена необходимостью выявления противоречий по тематике работы (Ознакомление старших дошкольников с историей развития спорта посредством проектной деятельности) и предложение рекомендаций по их разрешению.

Существует специальные образовательные стандарты ФГОС, в том числе и для дошкольного образования, в частности вопросов использования в учебно-воспитательной работе новых технологий и передовых педагогических наработок. Представляется необходимым чаще совершенствовать государственные образовательные стандарты, всё чаще возникает необходимость внедрения новых или доработанных инструментов и технологий педагогики.

Проектная деятельность в данном случае является прекрасным примером использования новых инструментов на базе фундаментальных научных исследований. Новые формы организации взаимоотношений взрослых и детей в рамках образовательных программ приобретают особую актуальность. Метод проектов способствует развитию детской самостоятельности, предлагает различные пути поиска и анализа информации, поддерживает инициативу, развивает творческое воображение детей. Проектная деятельность предполагает соучастие в проектах педагогов, родителей и детей, сплетает коллективы и семьи, стимулирует собственную исследовательскую деятельность и поиски путей решения.

Проект — это предприятие с совокупными моделями, характеристиками и свойствами, направленное на получение результата или уникального продукта, в переводе с древнего греческого означающее «путь исследования» [11].

Джон Дьюи [12] и его последователь У. Х. Килпатрик [13] в начале XX века разработали и популяризировали «метод проектов» в педагогике, именуемый сегодня привычной фразой «проектная деятельность». В работах этих авторов впервые было предложены выстраивать учебно-воспитательные процессы в соответствии с интересами и предпочтениями самих учеников.

На данном этапе в педагогике чувствуется недостаток научных исследований и разработанных программ по проблематике олимпийского образования детей

В сети Интернет существует огромное множество различных работ по направлению настоящей работы, однако подавляющее большинство из них эпизодичны и не системны.

Олимпизм представляет собой целую философию, социально-культурный феномен, воодушевляющая часть общемировой истории, способная отклик в сердце любого человека

Метод проектов однозначно можно рекомендовать к внедрению в учебно-воспитательные процессы общеобразовательных учреждений дошкольников

Формирование учебно-воспитательного процесса с применением проектного метода способствует развитию познавательной и исследовательской инициативы у детей, стремления к достижению результата.

Для реализации поставленных задач, необходимо заблаговременно подготовить информационно-методологический банк данных.

Организация взаимодействия детей, родителей и образовательных учреждений необходима на каждом этапе реализации проектной деятельности, важно выявить интерес родителей и других близких дошкольникам взрослых к участию в предложенных мероприятиях, также применение проектной деятельности благоприятно сказывается на образовательном процессе дошкольников.

Проектная деятельность является важной сферой познавательной активности дошкольников, которая не может быть компенсирована иными видами активности. Она обладает рядом различных характеристик, оказывающих положительное влияние на дошкольников. В ходе выполнения проектной деятельности дошкольники расширяют свои знания и навыки, учатся познавать мир, обнаруживают исследовательский интерес и проявляют творческое мышление. В ходе выполнения проектной деятельности дошкольники развивают свои собственные коммуникативные и регуляторные функции.

Развиваются их социальные навыки — дошкольники учатся работать в группе, поддерживать и помогать друг другу, становятся внимательными к нуждам другого человека, строят взаимоотношения на базе признанных общечеловеческих ценностей.

Проектная деятельность оказывает положительное влияние на детскую игровую активность, делает её более разнообразной, дети начинаются усложнять и структурировать свои игры, возрастает интерес к получению опыта от других игровых активностей.

Стоит отметить и благоприятное действие, оказываемое на педагога от внедрения в образовательные процессы проектных практик: преподаватель призван всегда держать открытым окно возможностей, что меняет его мировоззрение, способствует отказу от шаблонных и заученных действий в пользу выбора нестандартных и оригинальных решений, способствует личностному и творческому росту.

Также стоит отметить благоприятное действие, оказываемое на родителей при выполнении проектной деятельности. Укрепляются семейные взаимоотношения детей и взрослых, совместные мероприятия и выполняемые работы в рамках проектной деятельности способствуют сплочению семьи, принятию и отстаиванию семейных ценностей, наполняют семейную жизнь дополнительным содержанием.

Проектная деятельность показывают свою эффективность, что предполагает определение дальнейших путей развития в рамках образовательных проектов, разработки новых методов и совершенствованию существующих.

Литература:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: офиц. текст. — М.: Проспект, 2014. — 160 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: офиц. текст. — М.: Центр педагогического образования, 2014. — 32 с.

3. Варфоломеева З. С. Особенности организации олимпийского образования детей старшего дошкольного возраста в современных условиях / З. С. Варфоломеева, И. А. Суринов, С. Е. Шивринская // Детский сад: теория и практика. — 2013. — № 8. — С. 22–31.

4. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — М.: Мозаика — Синтез, 2012. — 112 с.

5. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. — М.: Айрис — Пресс, 2008. — 208 с.

6. Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций / Н. В. Нищева [и др.]. — СПб.: Детство-Пресс, 2014. — 384 с.

7. Глушенко И. Ю. Проект как форма взаимодействия с семьей в работе по приобщению детей к занятиям физической культурой и спортом / И. Ю. Глушенко // Детский сад: теория и практика. — 2013. — № 8. — С. 94–105.

8. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно — методическое пособие / В. А. Деркунская. — М.: Центр педагогического образования, 2012. — 144 с.

9. Е. С. Проектная деятельность дошкольника и ее организация в детском саду / Е. С. Евдокимова // Детский сад: теория и практика. — 2012. — № 9. — С. 21–25.

10. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ / Е. А. Сыпченко. — СПб.: Детство-Пресс,2013. — 96 с.

11. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/25524

12. Д. Дьюи. От ребёнка к миру, от мира к ребёнку, 1927

13. У. Х. Килпатрик. Метод проектов: Применение целевой установки в педагогическом процессе, 1932

Задать вопрос