Организация работы по формированию знаний о ПДД у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (63) апрель 2023 г.

Дата публикации: 25.03.2023

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Малиновская, Л. С. Организация работы по формированию знаний о ПДД у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности / Л. С. Малиновская, Н. В. Маревчева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 4 (63). — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/248/8206/ (дата обращения: 02.05.2024).



Обеспечение безопасности движения на дороге становится важной задачей. В решении этой проблемы большую роль имеет организация работы в детском саду. Наша задача- воспитать из маленьких дошколят грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Незнание детей правил поведения на дороге часто приводит к беде. Чем раньше удастся познакомить ребенка с правилами дорожного движения, сформировать у него навыки культуры поведения на улице, тем меньше вероятности нежелательных происшествий с ним на дороге.

Для ребёнка дошкольного возраста нормально воспринимать мир в форме игры, так устроен его мозг. Маленькие дети легко «включаются» в игру, любят воображать, что они «как взрослые». Поэтому и знания по ПДД мы будем получать в игровом формате.

Если у вас есть идея и у нас есть идея и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи.

(Б. Шоу)

Мы хотим поделиться нашей идей которую разработали сами, это пособие для изучения детьми безопасности дорожного движения «Автомульт». Данное пособие можно использовать, как в непосредственно — образовательной деятельности с детьми, так и в игровой, и в самостоятельной деятельности.

Цель: Формировать первоначальные навыки безопасного поведения на дороге у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

– Формировать у детей элементарные представления о правилах поведения на улице, во дворе, вблизи дороги;

– Формировать у детей представления об участниках дорожного движения, о видах транспорта, средствах обеспечения дорожной безопасности;

– Уточнять и расширять представления детей о понятиях «улица», «правила дорожного движения»;

– Воспитывать уважение к водителям и другим пешеходам;

– Развивать и пополнять словарь: светофор, (зеленый, красный, желтый цвет), руль, безопасность, дорога, транспорт, тротуар, проезжая часть, обочина, пешеходный переход (зебра), перекрёсток.

«Автомульт» это мобильное пособие, сделанное своими руками. Изготовлено из тонкой фанеры, его части складываются, что позволяет его легко переносить. Зеленым цветом обозначен газон, где можно расположить здания, которые дети сами смогут собрать из конструктора. Серым цветом дорога, по которой проезжают автомобили.

Пособие знакомит детей с основными правилами безопасности дорожного движения, развивает произвольное внимание, зрительную память, расширяет словарный запас ребенка, обогащает его речь новыми понятиями. Играя, дети закрепляют полученные знания в повседневной жизни и во время прогулок.

Мы подумали, что простое пособие может не привлечь у детей столько внимания, сколько привлекают мультяшные герои. И было решено привлечь любимых всеми героев мультика, с которыми легко донести важную мысль, закрепить полученные знания ПДД. Для пособия мы выбрали набор «Щенячий патруль» — любимый большинством детей мультсериал. В каждой новой серии перед питомцами возникают проблемы, которые они должны незамедлительно решить. С этим набором открываются множество захватывающих приключений. Щенки «спасатели» на своем примере учат детей добру и взаимовыручке. Так дети лучше усваивают материал и повышается интерес к работе, за счет привлекательности мультяшных героев.

А также нам помогает пособие кубик «Развивайка», спец. Чемоданчики с инструментами для оказания помощи и решения проблем. С привлечением родителей была разработана и изготовлена книга из фетра «Живая книга». «Живая книга» — это обучающий инструмент с интересными элементами, позволяющий решать задачи развития ребенка. Пособие используется как для работы с детьми младшего дошкольного возраста, так и среднего. Вариации упражнений не имеют предела. Самое главное пособие постоянно может пополняться новыми элементами и страницами!

Цель: Развитие самостоятельности и инициативы детей, познавательных интересов и творческих способностей, интеллектуальное развитие на основе практических действий, творческого потенциала в игровой деятельности.

Изучение правил безопасности начинается с игры. Воспитатель предлагает каждому игроку выбрать определенного персонажа: водителя, пешехода, врача скорой помощи, пожарного, полицейского. Каждый отправляется по индивидуальному заданию в дорогу. Воспитатель при этом комментирует сложившуюся ситуацию: когда нет проезда. пешеходной зоны, светофоров и знаков, каждый двигается как хочет, из-за чего происходит авария. И тогда на помощь спешат мультяшные друзья «Щенячий патруль».

В процессе игры дети знакомятся с основными правилами, определяющими взаимоотношения водителей и пешеходов, значению некоторых знаков, командам светофора, функцией «зебра», что делать, если случилась беда, кто приходит на помощь. Каждый понимает, что он важный участник игры. Затем воспитатель просит повторить задание, но уже не нарушая правила безопасности. Каждый смог выполнить свое задание. Результат порадует детей- теперь все двигаются правильно, нет пострадавших.

Пособие «Автомульт» помогает реализовать принципы ФГОС:

– доступность — свободный доступ всех детей к играм, игрушкам, материалам;

– насыщенность — наличие игровых вспомогательных материалов для игровой активности детей;

– трансформируемость — возможность изменения элементов, смены дидактического материала в зависимости от образовательной задачи;

– вариативность — наличие разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, их периодическая сменяемость и появление новых предметов;

– безопасность — соответствие всех элементов среды требованиям надежности и безопасности ихиспользования

Вывод: Работать с пособием очень удобно, а главное легко, так как оно интересное, познавательное, а самое главное безопасное. Таким образом с помощью пособия «Автомульт» формируется элементарное знания о правилах безопасности и что делать если опасность уже на пути.

Литература:

  1. Баринова Е. В. Безопасность малышей: улица, транспорт, дорога: пособие для детских садов и школ раннего развития/Е. В. Баранова. Ростов и/Д: Феникс, 2014.
  2. Гарнышева Т. П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. — СПб.: ООО Издательство «Детство — пресс», 2011
  3. Елжова Н. В. ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий/Н. В. Елжова.- Изд. 2-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2013
  4. Кузнецова, Т. Г. Создание условий в ДОУ для формирования у дошкольников элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения / Т. Г. Кузнецова, И. В. Болгова, А. Ф. Новикова.
  5. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста / Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева, Л. Б. Полякова, А. Н. Федотова.; Под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. — М.: ТЦ Сфер
Задать вопрос