Сценарий экологической квест-игры «Приключения на весенней полянке» для детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (61) февраль 2023 г.

Дата публикации: 18.01.2023

Статья просмотрена: 291 раз

Библиографическое описание:

Самоделова, Н. Е. Сценарий экологической квест-игры «Приключения на весенней полянке» для детей старшего дошкольного возраста / Н. Е. Самоделова, Н. М. Воронина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 2 (61). — С. 134-136. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/243/7963/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье авторы представляют опыт работы по формированию у дошкольников экологических знаний по теме «Насекомые» посредством технологии квест-игры.

Ключевые слова: экологическое воспитание, квест-технологии, дошкольники.

Экологическое воспитание дошкольников в наше время очень актуально и является неотъемлемой частью общего образовательного процесса дошкольного учреждения.

Повышение эффективности экологического образования детей возможно путем интеграции разных образовательных областей, в том числе физического и музыкального воспитания. Достичь этого можно при взаимосвязи инструктора по физической культуре и музыкального руководителя. Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту всех специалистов. Наша цель — добиваться высоких результатов посредством интеграции всех видов деятельности.

В нашем дошкольном учреждении экологическое воспитание является приоритетным направлением. В течении года с детьми 5–6 лет реализуются экологические проекты, а наша задача, как специалистов является организация и проведение экологических праздников, развлечений и акций.

Безусловно, эффективность экологического мероприятия может быть достигнута лишь при комплексном использовании всего арсенала методов и средств обучения как традиционных, так и инновационных. Одним из таких комплексов являются квест-технологии, которые представляют собой симбиоз игры, поиска и соревнования. Любая квест-технология призвана не только улучшить восприятие поставленных задач, но и стимулировать умственное, физическое, художественно-эстетическое и нравственное развитие детей, что является актуальным в современном образовании, включая и экологическое. Воспитанники получают возможность применить свои экологические знания, умения и навыки в нестандартных, игровых ситуациях, что способствует совершенствованию их умений, знаний по данной теме. Кроме того, способствует воспитанию таких качеств личности, как настойчивость, упорство, смелость, инициативность, умение работать в команде.

Проведение экологических мероприятий, приуроченных к праздничным датам: день птиц, день земли, голубая лента и т. д, стало в нашем саду традицией. А применение квест-технологий при разработке сценариев — новой, интересной и познавательной возможностью разнообразить праздник для детей, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным и веселым.

Предлагаемый сценарий квест-игры был разработан как итоговое мероприятие по экологической теме «Насекомые» для детей 5–7 лет.

Цель: Воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, формирование экологической культуры.

Задачи :

— Обобщать и закреплять знания детей о насекомых.

— Закреплять знания детей о правилах поведения в природе

— Способствовать формированию у детей таких физических качеств как координация, ловкость, сила, быстрота.

— Формировать положительный эмоциональный тонус в процессе подвижных игр и игровых упражнений.

— Совершенствовать навыки игры на детских музыкальных инструментах.

— Развивать речь детей, умение сочетать слова и движения в игровых упражнениях; активизировать словарь детей по теме.

Методы и приемы :

Практические — игровые упражнения и задания, подвижные игры и эстафеты, исполнение песни, танца, игра на музыкальных инструментах.

Наглядные — презентация с мультимедийной игрой (загадки).

Словесные — логоритмические упражнения; речевые игры.

Материалы и оборудование : ноутбук, проектор, экран, крупный модульный строитель, красные шарики по количеству детей, ориентиры, корзины, колокольчики, деревянные ложки, металлофон, трещотка.

Ход квест-игры:

Дети под музыку входят в зал.

1-й ребенок: Есть на земле огромный дом под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.

2-й ребенок: Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья,

Живу в том светлом доме я и все мои друзья.

3-й ребенок: Куда б дороги не вели, всегда я буду в нем.

Землею — матушкой родной зовется этот дом!

4-й ребенок: Давайте вместе Землю украшать,

Сажать сады, цветы сажать повсюду.

Давайте вместе Землю уважать

И относиться с нежностью, как к чуду!

Ведущий:

Я хочу спросить у вас: Что на улице сейчас?

Лето, осень иль весна? Может снежная зима?

Как, ребята, угадали? Тогда хором все назвали!

Да, Весна уж к нам явилась, и вокруг все изменилось.

А что изменилось, ребята?

Вас хочу я попросить, а точнее — пригласить, на полянку всем сходить.

Но сначала давайте вспомним, как нужно вести себя на природе.

Игра: «Если я приду в лесок»

Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечайте. Если я буду поступать хорошо, говорим «ДА», если плохо, то «НЕТ».

Если я приду в лесок и сорву ромашку (нет) Если съем я пирожок и выброшу бумажку (нет) Если хлебушка кусок на пеньке оставлю (да)

Если ветку подвяжу, колышек поставлю (да)

Если разведу костёр, а тушить не буду (нет)

Если сильно насорю и убрать забуду (нет)

Если мусор уберу, банку накопаю (да)

Я люблю свою природу, я ей помогаю (да)

Молодцы, ребята! Я не сомневаюсь, что именно вы никогда не причините вреда Матушке Природе. Будете ее оберегать и любить всем сердцем.

Я пригласила вас сегодня на цветочную полянку.

Посмотрите, как красиво вокруг. Но что-то не так. Послушайте ребята.

Дети прислушиваются к тишине.

Что же не так ребята? ( не слышно голосов насекомых, не видно бабочек и т.д.)

Ведущий: На экране появляется загадка:

Вокруг нас они живут, целый день вокруг снуют

Усатые, мохнатые, прыгучие, крылатые. Кто мы? Насекомые

Назовите ласково как можно больше.

Игровое упражнение: «Назови ласково»

Комар — комарик, жук — жучок, пчела — пчелка

Муравей — муравьишка, муха — мушка, стрекоза — стрекозка

Голос с экрана: «Да, ребята, случилась беда. Злой паук отобрал голоса у жителей полянки, а их самих опутал паутиной. И теперь на полянке тихо и грустно. Мы хотим помочь своим друзьям. У нас нет голосов, но есть музыкальные инструменты. Если вы выполните наши задания, получите их и сможете освободить жителей полянки»

Ведущий: Ребята, злой паук забрал голоса у насекомых.

А все насекомые имеют голоса? Ответы детей

Игровое упражнение : «Голоса насекомых»

Зу-зу-зу — комар пищит, укусить скорей спешит

Он зудит — зззу-зззу-зззу, захочу и укушу.

(соединяем указательный и большой пальцы).

Уф-уф-уф — как паровоз, шмель пыхтит, — пыльцу повез (топаем ногами).

Жук гудит: жу, жу, жу. Я любого разбужу (ритмично хлопаем в ладоши).

Жу-жу-жу — жужжит пчела, хороши мои дела

(руками изображаем полет пчелы).

Не жужжу, когда лежу, Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда тружусь, А жужжу, когда кружусь .(кружатся)

Ведущий: Песенка жука, пчелы, шмеля жужалочка

Песенка комарика — зззуделочку.

А у стрекозы — стрекоталочка. Трттт-ртр-тр-трр-тр.

Давайте посмотрим, кто же нам хочет помочь.

На экране 1 задание:

На вид, конечно, мелковаты, но всё, что можно, тащат в дом.

Неугомонные ребята — вся жизнь их связана с трудом. (Муравьи)

Инсценировка песни «Не обижайте муравья» Музыка Г. Гладкова.

Эстафета «Муравейник»

Дети строятся в две команды. Для каждой команды приготовлены одинаковые наборы крупного строительного материала. Игроки по очереди берут один предмет и в указанном месте строят муравейник.

Получают музыкальный инструмент — колокольчики.

На экране 2 задание

Мчатся быстро по дорожке,сорок ног, мелькают ножки.

Кто такая, многоножка?Как зовут?.....сороконожка.

Игровое упражнение «Сороконожки»

Дети выстраиваются в колонну по одному, берут друг друга за пояс и передвигаются вперед до ориентира и обратно, не расцепляясь.

Получают музыкальный инструмент — металлофон.

На экране 3 задание:

В ярком платье модница — погулять охотница.

От цветка к цветку порхает, утомится — отдыхает. (Бабочка)

Танец «Бабочки» музыка и слова А. Евтодьевой

Получают инструмент — трещотки.

На экране 4 задание:

Надевает эта крошка платье красное в горошек.

И летать умеет ловко, это … Божья коровка.

Эстафета «Горошки»

Дети строятся в две команды. Перед каждой командой корзины с красными шариками. Нужно перенести в ложке шарик в одной корзины в другую.

Ложку передаем следующему игроку.

Получают музыкальный инструмент — ложки.

Ведущий: Ребята, мы собрали все музыкальные инструменты, которые нужны для нашего оркестра. Теперь мы можем нарушить покой паука звучанием наших инструментов.

Оркестр «Как у наших у ворот» (русская народная мелодия)

На экране паук убегает, а насекомые радуются.

Ведущий: Ребята, мы молодцы. Послушайте, как ожила наша полянка.

Дети слушают звуки насекомых и называют их. На экране появляются насекомые, которых узнали дети.

Ведущий: Посмотрите, как много насекомых живет на нашей полянке.

Как рады цветы и насекомые. Ведь они друг без друга жить не могут.

Ребенок Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы, —

Опустеют все поляны и не будет красоты!

Ребенок Насекомые весной вьются и порхают.

На полянке на лесной — Всё благоухает!

Танец цветов муз П. И. Чайковского.

Литература:

  1. Авдеева, Ю. В. Коммуникативное развитие детей 5–7 лет [Текст]: пособие для воспитателей, педагогов-психологов ДОУ, родителей / Ю. В. Авдеева, — М.: Сфера, 2012.-63 с.
  2. Касаткина, Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ [Текст]: //Управление ДОУ. — 2012. — № 5.
  3. Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М. В. Скребцова. — 2-е изд. — Москва: Амрита-Русь, 2008. — 256 с. — (Образование и творчество).
  4. Луконина, Н. Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н. Н. Луконина, Л. Е. Чадова. — Москва: Айрис- пресс, 2002. — 240с.: ил. — (Внимание, дети).
  5. Осяк, С. А. Образовательный квест-современная интерактивная технология [Текст]: / С. А. Осяк [и др.] // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1–2.
  6. Полат, Е. С., Бухаркина, М. Ю., Моисеева, М. В., Петров, А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат — М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Ключевые слова

экологическое воспитание, дошкольники, квест-технологии
Задать вопрос