Библиографическое описание:

Яковлева И. А. Технология публичного выступления // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №1. — С. 9-12.



Конференции, семинары, педсовет, родительское собрание — все это неотъемлемая часть работы педагога в дошкольном учреждении. Педагог — авторитет для детей и родителей, а, значит, должен уметь правильно и красиво выражать свои мысли и доносить их до слушателей.

«Выработка уверенности в себе, смелости, способности говорить спокойно и ясно, выступая перед аудиторией, не представляет и десятой доли той трудности, которую воображает себе большинство людей. Это вовсе не талант, дарованный провидением лишь отдельным выдающимся личностям. Любой человек может развить свои скрытые способности, если у него будет достаточно сильное желание». Д. Карнеги.

Сегодня любая общественная, политическая, управленческая деятельность предполагает высокую интенсивность публичной деятельности.

Ораторское искусство еще в античные времена оказывало значительное влияние на общественную и политическую жизнь Древнего Рима и Греции. Основоположником ораторского искусства в России считается Михаил Ломоносов. Он добился того, чтобы предметы в высших учебных заведениях того времени преподавались на русском языке. Мастерами публичных выступлений, которые поддерживали российское академическое ораторское искусство, были легендарные писатели А.Герцен, В.Белинский, Н.Гоголь, М.Салтыков-Щедрин.

В наше время ораторское искусство не утратило своей важности.

Когда возникает потребность в эффективном публичном выступлении, на помощь могут прийти некоторые технологии и приёмы подготовки содержания выступления.

Попытаюсь, проанализировав некоторые авторские произведения по риторике, педагогике, психологии управления, социологии, найти для себя верный путь избавления от тревоги и волнения во время публичного выступления.

Термин ораторское искусство (лат. oratoria) античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика (гр. rhetorike) и русское красноречие.

Ораторское искусство являлось крупной политической силой в Древнем Риме. Умение убеждать аудиторию высоко ценилось людьми, которые готовились к политической карьере и видели себя в будущем правителями государства. Не случайно, когда в середине II века до н. э. в Риме появились греческие риторы и открыли там первые риторские школы, в них устремилась молодежь. Но греческие риторские школы были доступны не каждому: уроки риторов обходились недешево, и учиться в них можно было только, в совершенстве зная греческий язык.

Ораторское искусство носит сложный характер, оно неразрывно связано со многими научными дисциплинами и отраслями знаний.

Философия помогает познать ораторское искусство как форму общественной деятельности. Философия помогает понять риторику как составную часть духовной культуры, как средство речевой деятельности, без которой не обходится ни одно государство.

Логика дает ключ к раскрытию структуры красноречия, системности и стиля. По законам логики выстраиваются: логика мысли, логика действенного слова (задача и цель), логика действия и поведения оратора.

Лингвистика помогает использовать богатство родного языка, обеспечивает культуру устной речи и разрабатывает теорию речевого воздействия.

Речевое общение со слушателями строится по законам психологии, всех чувственных начал: зрения, слуха, обоняния, осязания. Истинный оратор немыслим без вдохновения, воображения и фантазии. Один из принципов речевого мастерства — принцип обратной связи — не может обойтись без внимания и эмоционально-психологического воздействия на аудиторию. По законам психологии выстраиваются эмоциональные всплески и спады, ритмический и темповый строй речи, обоснованные психологические паузы.

Этика связана, прежде всего, с вопросом «как». Как вести себя перед аудиторией? Как держаться? Как обращаться и как отвечать на вопросы?..

А эстетические начала должны быть заложены в чувствах, чтобы вдохновлять слушателей; в одежде, чтобы выглядеть красиво, в мелодике и напевности слова, в звуках и в речи в целом, чтобы волновать души.

Художественное чтение и публичная речь строятся по законам речевого мастерства, включающим выразительные средства: эпитеты, восклицания, жесты, мимику, пантомимику. Именно чтецы становятся ораторами.

В одном из стихотворений В. Шефнера есть такие строки:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

У слова великая сила, которая способна убить человека или исцелить его. Сила слова способна убедить окружающих, заставить их идти в бой, на жертвы, на великие подвиги.

Публичное выступление имеет свою классификацию, основанную на представлении о многообразии форм современной общественной жизни, учете целей и функций публичной речи, а также способах и формах ее произнесения.

Так, задача информационной речи — дать слушателям новые знания. Информационная речь содержит факты, события, размышления и выводы.

Развлекательная речь призвана доставить слушателям удовольствие, снять стресс.

Агитационные речи убеждают слушателей, воодушевляют, побуждают к действию.

Без умения подобрать нужное слово, правильно составленного оборота, предложения не будет грамотной речи, а, следовательно, правильного выступления. Слово — великая сила только тогда, когда умеешь превратить простое «словоговорение» в «словодействие».

Нужны годы, чтобы другие люди начали слушать тебя с доверием и вдохновением. Нужны месяцы, чтобы изменить свои привычки и манеру общения. Порой нужны дни, чтобы подготовить и отточить важное выступление. Нужны минуты, чтобы выразить свою мысль и быть услышанным.

«Речь — великая сила: она убеждает, обращает, принуждает». Эмерсон

Майк Уилкинсон в книге «Ораторское искусство» пишет, что выступление на публике «должно доставлять удовольствие — при правильном подходе к делу».

Основная опасность в публичном выступлении — превращение выступления в монотонный доклад без эмоций времен партийных съездов, игнорирующий всякий контакт с аудиторией и вообще — аудиторию как таковую.

Цицерон еще две тысячи лет назад сказал, что всякое истинно хорошее публичное выступление должно быть взволнованным.

Подготовка речи начинается задолго до выступления.

Кроме первого, подготовительного этапа, следующий этап определяется видом ораторской речи, который зависит от темы, целей, состава аудитории.

Подготовка речи начинается с определения ее темы. Тема должна быть не абстрактной, а ясной и понятной для слушателей, точной и лаконичной. Тема может быть выбрана самим автором или ее может определить случай, ситуация.

Тема раскрыта, если освещены все выбранные аспекты, приведено достаточное количество нужных фактов, когда вывод логически вытекает из содержания лекции и слушателям все понятно. Затем определяют цель выступления, так как в одном случае цель — информировать слушателя, в другом — заставить слушателя переживать, в третьем — принять позицию автора.

Часто эти цели бывают объединены. Необходимым элементом подготовки является оценка состава слушателей и обстановки. Оратор заранее должен выяснить, какова предполагаемая численность слушателей, социальный состав аудитории, возраст, образовательный и культурный уровень, национальность, В отдельных случаях — вероисповедание. Также необходимо узнать, где будет проходить выступление — в большом зале, маленьком помещении, какова акустика выбранного помещения, не тесно ли будет слушателям.

Следующий этап работы — подбор материала для конкретного выступления.

Выступающий должен изучить официальные документы, справочную и научно-популярную литературу, обобщить наблюдения и размышления. В ходе этой работы рекомендуется делать записи, выписывать цитаты, цифры, факты, вести картотеку. Как бы мастерски ни владел оратор речью, текст речи необходимо готовить заранее. Подготовка заранее написанного текста имеет много преимуществ. Его можно проверить, исправить ошибки, внести дополнения и изменения, можно показать кому-либо для проверки. Кроме того, когда оратор работает над речью, он еще раз тщательно продумывает все детали выступления. Чтобы речь прозвучала, дошла до слушателей, чтобы оратор не уклонялся от темы, нужно расположить материал определенным образом. Поэтому очень важна композиция выступления — составление, расположение материала выступления. В композиции можно выделить пять частей: зачин, вступление, основная часть, заключение, концовка речи. Но отдельные части ее могут отсутствовать.

Выступая перед аудиторией, оратор совершает риторический поступок. Он ставит перед собой определенною сверхзадачу: поддержать позицию одних, вызвать сомнение: в правильности их суждений у других, приоткрыть пути, ведущие к цели, заразить желанием действовать, искать, открывать истины. То есть речевое действие всегда направлено па результат.

Оказывается, соблюдая некую технологию, можно уверенно выступать перед аудиторией.

  1. Поставить цель выступления

Успешно реализовать цель своего выступления возможно только при знании особенностей и потребностей аудитории. Наилучшей всегда оказывается речь, которая резонирует с представлениями и желаниями слушателей.

  1. Иметь представление об аудитории. Одно дело — выступать перед специалистами, другое — перед дилетантами. Возраст, социальное положение, личные и общественные интересы, степень осведомленности о предмете выступления, отношение к докладчику тоже весьма влияют как на восприимчивость аудитории, так и на ее интерес к теме доклада.
  2. Создать свой образ. Мнение людей подвергается более сильному влиянию со стороны выступающих, которые кажутся экспертами в своей области и вызывают доверие. Впечатление об искренности человека и доверие к нему могут быть усилены, если он ясно аргументирует позицию, которая заслуживает доверия в том, что она явно не затрагивает его прагматические интересы и не приносит ему никакой выгоды, и если он к тому же не пытается явно "в лоб" повлиять на мнения людей.
  3. Определить свою роль. Определив особенности аудитории, важно определиться с выбранной ролью. Исследователь А. Добрович считает, что для успешного психологического воздействия нужна особая социально-психологическая роль: "Если вы способны по отношению к своему слушателю выступить в роли Божества — считайте, что он уже загипнотизирован. С той же секунды как признал вас таковым".
  4. Написание речи. Основные критерии оценки содержания речи достаточно просты — она должна, прежде всего, соответствовать цели, быть уместной, понятной аудитории, обладать достаточной степенью новизны (при этом связана с тем, что людям уже знакомо и имеет для них значение).

Психолог Джордж Миллер в ходе исследований установил, что наша способность к запоминанию информации весьма ограничена. Один из способов запомнить больше единиц информации — связать их вместе в виде "пакетов". Хорошо структурированное содержание выступления способствует не только быстрому восприятию сообщения, но и запоминанию. Способность успешного восприятия речи сохраняется у слушателя около 15 минут.

  1. Выстраивать речь в соответствии с законами восприятия. Исследователи процесса общения давно пришли к любопытному выводу — сила влияния информации зависит не только от ее убедительности, но и от порядка предъявления в речи.
  2. Максимально использовать возможности языка. Речь желательно выстраивать с учетом визуального, аудиального и кинестетического восприятия. Она лучше воспринимается всей аудиторией.
  3. Выступление. Создание контекста — это первоначальная стадия выступления. Задача — добиться резонанса с аудиторией, настроиться на неё. Оратор должен создать у аудитории впечатление, что сейчас может и должно произойти нечто важное.
  4. Выход из выступления: закрепление достигнутого впечатления. Конец речи, как и начало, более всего запоминается, следовательно, необходим особый оборот речи, яркий пример, цепляющая эмоции цитата, призыв к действию.

Д. Карнеги в своей книге дает следующие советы:

  1. Начинать речь с сильным и упорным стремлением достичь цели.
  2. Готовиться к выступлению
  3. Проявлять уверенность
  4. Практика, практика, практика! Это самое важное для достижения цели.

Хорошая речь насчитывает десять элементов: объективность, ясность, образность, целенаправленность, повышение внимания, повторение, неожиданность, смысловую насыщенность, лаконизм и юмор.

Устойчивая способность добиваться целей выступлений приходит с опытом. Поняв схемы, приёмы, техники, облегчающие публичную коммуникацию, человек, методом проб и ошибок нарабатывает опыт поведения в разнообразных ситуациях. Опыт поражений и побед — самое ценное приобретение для успешной публичности.

Цель любого оратора — создание на основе общих риторических правил совершенно индивидуального, особенного стиля речи.

Для этого есть много путей. Бельгийский политик Пауль Генри Спак однажды написал: «Я слышал ораторов, которые говорили намного лучше, чем я, предложения которых, были построены лучше, чем мои, которые выражались легче, непринужденнее, и которые все же никогда не ценились как выдающиеся ораторы. У них отсутствовало самое существенное: тот необъяснимый дар излучения, который создает атмосферу».

Д. Карнеги говорит: «Всегда прекращайте свое выступление прежде, чем ваши слушатели захотят этого. После пика популярности скоро наступает пресыщение».

Литература:

  1. Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. Культура и искусство речи. Современная риторика..Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс». 1998 г
  2. Леммерман X. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями
  3. Д. Карнеги « Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично» Лениздат 1991г.
  4. З.В. Савкова «Искусство оратора» www.ritorika. igro.ru

5. Е.Н. Зарецкая «Риторика. Теория и практика речевой коммуникации». Москва · Издательство «Дело» · 2002

  1. Крис Стюард, Майк Уилкинсон «Ораторское искусство». Санкт — Петербург. Амфора / Эврика 2001 год.
  2. В. М. Шепель «Имиджелогия: секреты личного обаяния» М. «Культура и спорт» 1994г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов