Библиографическое описание:

Беликова Т. Н. Конспект НОД в старшей группе «Преподобный Павел Комельский — блаженный пустынник» // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №1. — С. 18-20.



Программное содержание:

Образовательные задачи:

 способствовать формированию основ исторического сознания и памяти о святых людях земли Русской.

Воспитательные задачи:

 воспитывать желание детей подражать святому в добродетелях послушания, смирения.

 воспитывать любовь к Богу и людям.

Развивающие задачи:

 способствовать восприятию преподобного Павла Комельского как образца скромности и трудолюбия, доброты, справедливости и милосердия.

Демонстрационный материал: Иллюстрация преподобного Павла спасавшегося в дупле липы (клеймо иконы 17 века).

Ход занятия — беседы

Воспитатель. Перед вами стоит икона преподобного Павла Комельского.

Кем был Павел?

Дети. Святым. Господу было угодно, чтобы преподобный Павел послужил спасению других, наставляя их своим словом, и примером подвижнической жизни.

Воспитатель.Верно, ребята, Павел Комельский был великим русским святым, молитвенником и заступником земли Русской. В его честь 10 января православная церковь отмечает день памяти святого преподобного Павла Комельского. А вы знаете, что значит слово «преподобный»?

Дети:Особенный человек, не такой как все.

Воспитатель:Людей, которые прожили жизнь в вере и любви к Богу, были честными, справедливыми и милосердными, добрыми и смиренными людьми, Господь прославляет как Своих святых. Некоторые из них называются преподобными, иначе говоря, особенными, подобными Богу хотите, я расскажу, как преподобным стал Павел Комельский?

Преподобный Павел родился в 1317 году в Москве и по рождении принадлежал к благородной и благочестивой семье. Молодые годы свои он проводил под руководством богобоязненных родителей, крепко державшихся в жизни обычаев и порядков, освященных Православной Церковью. С детства отличался кротостью и смирением. Шумные детские игры, резвый смех, сладкие кушанья никогда не были ему привлекательны. Постоянное посещение церковных служб и внимательное слушание церковных молитвословий рано приучили Павла к сосредоточенности. Пост, бдение, молитва с отроческих лет вошли в его жизненные привычки и наклонности. Юный подвижник был очень милосерден и подавал обильную милостыню нищим.

Когда преподобный Павел достиг 22-го года своей жизни, родители настаивали, чтобы он вступил в брак. Но природные наклонности, благочестивые упражнения и глубокие размышления влекли его на иной путь. И вот тайно от родителей Павел уходит в обитель Рождества Христова на Прилуке и принимает иноческое пострижение. Новопостриженный инок предается усиленному посту и труду. Хлеб, соль и вода служили ему для питания тела; бдение, молитва и неослабное соблюдение правил иноческого жития питали дух его; свободное от церковной молитвы время он отдавал на исполнение монастырских послушаний, служа братии как бы последний, худший всех и всем слуга.

Устремляясь на высшие подвиги, преподобный желал иметь себе опытного наставника на пути добродетели. В то время сиял своими подвигами и чудесами преподобный Сергий Радонежский, и Павел, слыша о великом подвижнике, отправился в обитель Живоначальной Троицы.

Воспитатель показывает икону Сергия Радонежского просит детей вглядеться в его глаза и сказать, что они в это время почувствовали и подумали. Потом внимательно слушает ответы детей. А также дети рассматривают иллюстрации с изображением храмов и построек святой Троице-Сергиевой лавры

Воспитатель.

Преподобный принял его с любовью; прилежно испытав пришельца, преподобный убедился, что он исполнен страха Божия и с великим тщанием прилежит подвигам добродетели, а потому и начал наставлять его на путь спасения. Преподобный Павел отказался от своей воли и отдал всего себя воле наставника, полагая в этом первую обязанность инока. В обители преподобного Сергия Павел с полным усердием нес послушания на кухне и хлебопекарне. С усердием и благоговением посещал подвижник храм Божий, с неослабным вниманием выслушивал слова церковных молитв и песнопений. Воздерживался от праздных разговоров, от излишества в пище. По смирению своему считал себя последним из братии. Своими подвигами преподобный Павел достиг дара умиления и обильного источника слез.

Так прожил преподобный в Радонежской обители немало времени и заслужил от братии общее почитание и славу. Но честь и слава от людей не привлекали подвижника: он стал просить у преподобного благословения на уединение и, получив разрешение, провел в отходной, или уединенной, келлиипятнадцать лет. Здесь труды телесные и непрестанная молитва наполняли все его время. Беседы с людьми он заменил и с великой пользой углублением в Божественные Писания.

Преподобный Павел упросил своего наставника благословить его на пустынножительство.

Преподобный Сергий, зная духовную зрелость Павла, благословил его на отшествие в пустыню и, отпуская с молитвой, вручил ему непобедимое оружие — крест Господень, как верное напутствие. Сей медный крест до последнего времени хранился на гробе преподобного Павла в устроенной им обители.

Выйдя из Троице-Сергиева монастыря, преподобный Павел отправился на север, за Волгу, в лесную пустыню. Он переходил с одного места на другое: жил некоторое время в уединенной келлии недалеко от Успенского Аврамиева монастыря, но отсюда был изгнан игуменом; потом подвизался вблизи Городецкого Феодоровского монастыря; жил и в других уединенных местах. Потом ушел в отдаленный Комельский лес и остановился на речке Грязовице, избрав себе для жительства дупло липы, в котором провел три года в полном уединении, в подвигах молитвы и поста, в созерцании, освобождавшим ум преподобного от пристрастия ко всему земному.

Воспитатель показывает, иллюстрацию Преподобный Павел спасается в дупле липы (клеймо иконы 17 век)

Воспитатель.

Но Господу было угодно, чтобы преподобный Павел послужил спасению других, наставляя их и своим словом, и примером подвижнической жизни. Преподобный оставляет дупло липы и еще раз переменяет место подвига: переходит к речке Нурме в том же Комельском лесу, где впоследствии он основал свою обитель;

Там остался преподобный до конца своей жизни, пребывая в строгом посте. Пищею служили ему хлеб и вода, притом в самом малом количестве; эту пищу он вкушал в субботу и в воскресенье. В остальные дни святой Павел вовсе не принимал пищи, проводя все время в своей уединенной келии в молитвенном славословии. Великие лишения претерпел блаженный пустынник.

Однажды бесы сделали нашествие на келию преподобного и намеревались ее разрушить, но блаженный Павел не испугался бесовских козней и посрамил Диавола силою креста Христова. В другой раз на святого напали разбойники, нанесли, ему жестокие побои и, ограбив келию, оставили пустынника связанным по рукам и ногам. Несколько дней пролежал преподобный в келии, пока не пришли в пустыню, по внушению Божию, добрые люди и не развязали блаженного старца. Все это безропотно переносил преподобный ради имени Христова. К отшельнической келии преподобного пустынника во множестве слетались лесные птицы; сюда же приходили и дикие кровожадные звери, которые становились кроткими по молитвам святого, и исполняли все, что приказывал им блаженный отец.

Воспитатель показывает икону, иллюстрацию Преподобного Павла с дикими животными вокруг него. Просит детей вглядеться в доброе лицо преподобного Павла и как ведут себя дикие животные и птицы по отношению к нему? Потом внимательно слушает ответы детей.

Воспитатель.

Много раз слышал святой Павел церковный звон на том месте, где поселился, и видел свет на одном месте, где впоследствии сооружен был храм во имя Пресвятые Троицы. В сопровождении ученика своего Алексия преподобный отправился в Москву и поведал об этом небесном откровении святому митрополиту Фотию. Святитель благословил преподобного построить храм в его пустыне, поставил Алексия в сан пресвитера и, дав богатую милостыню на сооружение храма, отпустил святого с миром. Возвратившись в Комельскую пустыню, преподобный построил храм во имя Живоначальные Троицы, Собрал братию и устроил обитель, настоятелем которой поставил упомянутого выше иеромонаха Алексия. Сам же блаженный отец наш Павел жил по-прежнему в уединенной своей келии, приходил в монастырь только в субботу и в день воскресный, и поучал тогда своих учеников; жил по заповедям Господним и по уставам святых отцов.

В то время татары напали на город Кострому, сожгли его и опустошили окрестные поселения; множество православных христиан было тогда перебито неверными, а другие захвачены в плен и отведены в рабство вместе с женами и детьми. Вскоре после того преподобный Павел преставился ко Господу от трудов временной сей жизни в вечный неизреченный покой, оставив в своих учениках светлое о себе воспоминание. Скончался преподобный 10 января 1429 г.; жития его было 112 лет.

Воспитатель. Наше занятие — беседа о преподобном Павле Комельском закончилось. Давайте мы еще раз рассмотрим икону, иллюстрации с изображением преподобного Павла Комельского и скажем каким же был Павел, как человек, как святой? Дети, а что вы чувствовали во время занятия? Внимательно слушает ответы детей.

Литература:

  1. Алексеева Н. И. Особенности развития готовности к сопереживанию у детей 6 летнего возраста (в детском саду и школе): Автореф. дисс… канд. психол. наук. — М.,1987 год.
  2. Ананичев Н. С. Православные праздники (И. Е. Золотусский — М.: ЗАО «Росиен — пресс…» 2006 год.
  3. Бабаева Т. И. Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в процессе общения. Автореф. дисс… Канд. псих. наук.- М.,1975 год.
  4. Гладких Л. П. Основы православной культуры: научно-методическое пособие для педагогов детских садов/Архимандрит Зиновий (А.А Корзинкин). В. М. Меньшиков; Курск. Гос. Ун-т 2008 год.
  5. Журналы Православные монастыри (путешествие по святым местам) 2008 год.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов