Библиографическое описание:

Голубева С. В. Проект на тему «История нашей Родины» (из опыта работы воспитателя подготовительной к школе группы) // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №1. — С. 31-35.



Мы живем в очень сложное время, когда отклонения от высоких нравственных идеалов становятся нормой. Мы в немалой степени растеряли свои национальные черты, предали забвению русскую народную культуру, отвергли то, что является сутью русского народа. Как же нам, россиянам, сохранить свою духовность? Как помочь молодым родителям разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть?

Что может заинтересовать ребенка, чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Конечно же, это наша многовековая история и культура.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, дому, семье к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследие нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте — это и есть самый естественный, а потому и самый верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

Итак, патриотическое воспитание в детском саду — это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.

Культурное наследие русского народа — огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться. Безусловно, воспитывать патриота на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым жила могучая Россия. Но при этом надо помнить и о сегодняшнем дне, вместе с детьми постоянно послеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины. Мы живем в очень сложное время, когда отклонения от высоких нравственных идеалов становятся нормой. Мы в немалой степени растеряли свои национальные черты, предали забвению русскую народную культуру, отвергли то, что является сутью русского народа. Как же нам, россиянам, сохранить свою духовность? Как помочь молодым родителям разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть?

Цель проекта.

Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойного гражданина и патриота своего Отечества

Задачи.

  1. Дать представления детям о национальных традициях в хозяйственной и семейной жизни россиян с обрядами и обычаями народного календаря;
  2. Знакомить с историческим героическим прошлым своей страны (от образов былинных героев до героев современной эпохи);
  3. Развивать эстетические, интеллектуальные, физические и трудовые способности воспитанников на основе народного творчества;
  4. Приобщать к художественному народному слову;
  5. Сформировать высокие нравственные качества (любовь к ближнему, милосердие, трудолюбие, уважение к истории и культуре русского народа, любовь к Отечеству, своей «большой и малой» Родине).

Ожидаемый результат.

  1. Дети свободно владеют и используют на практике (в игре, на занятиях, в свободной деятельности) основные понятия и термины древних русичей;
  2. Дети знают и умеют играть в народные игры;
  3. Дети знают основные праздники традиционного народного календаря и государственные, умеют рассказывать об особенностях их празднования;
  4. Дети знают виды УНТ, умеют драматизировать некоторые из них;
  5. В продуктивной деятельности умеют создавать поделки и композиции на примере известных им народных ремесел;
  6. Умеют самостоятельно организовывать сюжетно — ролевую игру («Богатыри», «Пограничная застава»)

Перспективный план

СЕНТЯБРЬ

Тема

Программные задачи

Ознакомление с методической литературой по данной теме

«Что летом родится, зимой пригодится»

Беседа о лете. Повторение пословиц, поговорок и песенок о лете.

П. Воронько. «Лучше нет родного края»

Учить выявлять идейное содержание произведения в ходе его коллективного обсуждения; закрепить умение выразительно читать стихотворный текст; формировать умение воспринимать смысл пословиц, выраженный образно («Всякому мила своя сторона», «Нет земли краше, чем Родина наша»); воспитывать любовь к родному краю.

«К худой голове своего ума не приставишь».

Беседа об уме и глупости. Знакомство со сказкой «Про Филю». Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям; побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа; помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения;учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.

«Чудо — чудное, диво, дивное — Золотая Хохлома»

Познакомить с понятиями «народное искусство», «виды и жанры народного искусства»; расширять представления детей о народных художественных промыслах.

ОКТЯБРЬ

Тема

Задачи

Моя семья — детский сад»

Расширять словарь по теме; учить самостоятельно составлять генеалогическое дерево семьи; формировать умение рассказывать о семейных обязанностях и традициях своей семьи; знакомить с особенностями уклада семейной жизни русских людей в прошлом; знакомить с историей сада, его традициями, людьми, которые в нем работают.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

Виртуальная экскурсия в Нижегородский кремльПознакомить со спецификой храмовой архитектуры: купол, арки, аркатурный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом) и т. д. Знакомить с архитектурой с опорой на региональные особенности местности, в которой живут дети. Рассказать детям о том, что, как и в каждом виде искусства, в архитектуре есть памятники, которые известны во всем мире: в России это Кремль, собор Василия Блаженного, Зимний дворец, Исаакиевский собор, Петергоф, памятники Золотого кольца и другие — в каждом городе свои.

«Живет в народе песня»

Беседа о русской народной песне. Разучивание русской народной песни «Ой вставала я ранешенько»

«Сердце матери лучше солнца греет».

Этическая беседа о матери с включением народных песен и поговорок.

«Гжель прекрасная»

Знакомство с гжельским народным промыслом. Формировать художественно-творческие способности;продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством Гжель; расширять представления о народных игрушках (матрешки — городецкая, богородская; бирюльки);учить составлять узоры по мотивам гжельской росписи.

НОЯБРЬ

Тема

Задачи

«Злое истребление»

Рассказ о монголо-татарском нашествии и предания о граде Китеже. Знакомство со старинным оружием

«На героя и слава бежит»

Рассказ о русских богатырях. Познакомить с укладом жизни, сословной принадлежностью жителей Руси, геральдикой; познакомить с историей великих сражений, знаменитыми полководцами; сравнить старинную армию с современной; познакомить с традициями русского войска.

Поэзия народного костюма

Рассказ о народном костюме. Слушание русских народных песен. Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых Учить детей выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида. Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки.

«Мое отечество Россия, «Моя Малая Родина-Новокузнецк»

Уточнять и углублять знания и представления о России, ее символике; расширять словарь по теме, обогащать речь образными выразительными средствами; подчеркнуть патриотическую идею стихотворений о Родине, отрабатывать интонационную выразительность при чтении наизусть; учить составлять рассказ о родном городе.

Синичкин день

Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки.

ДЕКАБРЬ

Тема

Задачи

«Зима — не лето, — в шубу одето»

Беседа о зиме. Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, находить пейзажную картину по образному описанию, обосновывать свой выбор; упражнять в подборе эпитетов, сравнений, метафор для описания зимней природы («Сонные, укрытые снегом, словно в белых шубах»)

Снегурочка — внучка Деда Мороза.

Знакомство со сказкой «Снегурочка» Прослушивание фрагментов оперы Н. А. Римского — Корсакова «Снегурочка»

«Пришел мороз — береги ухо и нос»

Знакомство со сказкой В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе.

«Строительство города, крепости»

Познакомить с особенностями строительства города в Древней Руси (выбор места материалы, рабочих строительных профессий); дать понятие столица

Малые фольклорные формы.

Уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц («Где лад, там и склад»); воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний («водой не разольешь», «бросать слова на ветер», «играть в кошки — мышки»); формировать умения анализировать образные выражения в загадке («живой порхает огонек»).

ЯНВАРЬ

Тема

Задачи

«Символы России»

Формировать элементарные представления о государственной символике; познакомить детей с российским флагом, с символическим значением цвета и образов флага и герба России; воспитывать чувство уважения и любви к своей Родине

«Моя семья».

Воспитывать интерес к истории семейных традиции; заинтересовать детей происхождением своего собственного имени; формирование первоначальных патриотических чувств; развивать, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы.

«Народные праздники»

Знакомить с историей и особенностями празднования русских православных праздников

«Пришла Коляда накануне Рождества».

Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение песенок. Знакомить с историей и особенностями празднования русских православных праздников; показать музыкальность русского языка

ФЕВРАЛЬ

Тема

Задачи

Чтение рассказов, стихотворений о зиме. Рассматривание иллюстраций.

Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления; учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов; воспитывать любовь к природе.

«Русь богатырская»

Формировать представления о защитниках Отечества, раскрыть значения слова «Отечество»; расширить словарь по теме; обогащать речь синонимами; упражнять в составлении небольших рассказов

Развлечение с родителями «Армия Российская — смелая, могучая».

Поздравить отцов воспитанников с днем 23 февраля, вызвать положительные эмоции детей и родителей.

МАРТ

Тема

Задачи

Беседа на тему «Великие полководцы России»: Суворов, Кутузов, Жуков.

Рассказать о великих полководцах, о том, какую роль они сыграли в судьбе нашей страны.

Чтение рассказов, стихотворений о весне. Рассматривание иллюстраций.

Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления. Учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов. Воспитывать любовь к природе.

Сюжетно-ролевые игры «Пограничники», «Танкисты»

Донести до детей трудность и особенность службы пограничников, важность их работы; расширение кругозора детей, развитие памяти, воспитание нравственности и любви к Родине; пробудить чувство гордости за свою Родину, нравственное воспитание детей

«Снегурочка» -рассказывание русской народной сказки.

Учить понимать образное содержание сказки, оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку. Развивать способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы. Закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

Развлечение «Защитники Святой Руси».

Закрепить знания детей о том, кто был защитниками Руси в разные этапы ее развития; закрепить знания о том, как защищали русские люди свою Родину в годы Великой Отечественной войны, как люди хранят память об этом; познакомить с героями Советского Союза, нашими земляками; воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Литература:

  1. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живём в России»
  2. Князева О. Л., Махнева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
  3. Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина»
  4. Иванова А. И., Михайленко В. Я. «Знакомим детей с народными приметами»
  5. Шиян О. А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для занятий с детьми 3–7 лет. ФГОС
  6. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой.
  7. Сборник народных пословиц и поговорок.
  8. Островская Л. Ф. «Каким растет ваш ребенок?»
  9. Панкеев И. «Русские праздники»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов