Библиографическое описание:

Юрченко Л. Ю. Самостоятельность в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №1. — С. 7-9.



Раскрыта проблема формирования самостоятельности в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Проведена параллель и найдена связь между самостоятельностью и творчеством, что проявляется в некоторых общих показателях самостоятельности и творческой изобразительной деятельности.

Ключевые слова: изобразительная деятельность, самостоятельность, старший дошкольный возраст, формирование.

Актуальность проблемы. В настоящее время проблема развития дошкольника как индивидуальности, субъекта деятельности, приобретает особую актуальность. Обращая внимание его на самостоятельность, умение ориентироваться в конкретных жизненных обстоятельствах, является методологической целью воспитания и обучения современности.

Дошкольный возраст является основным этапом генезиса личностных качеств, одно из ведущих мест которого занимает самостоятельность. По доказательствам исследования можно определить, что в данный период открываются возможности для построения баз ответственности, самостоятельности и творчества. Учитывая это, возрастает значимость изучения проблемы самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста как основы их активной творческой реализации.

Цель статьи. Сделать анализ теоретических представлений ученых психологов и педагогов о развитии самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Раскрыть актуальность вопросов, которые связанны с проблемами развития самостоятельной изобразительной деятельности старших дошкольников.

Анализ литературы. Существуют различные интерпретации самостоятельности ребенка дошкольного возраста. В исследованиях психологов говорится, что в старший дошкольный период открываются большие потенциалы для развития самостоятельности и творчества (А. Запорожец, А. Ковалев, А. Леонтьев, А. Люблинская). В середине прошлого века и до настоящего времени, встречается повышение интереса ученых педагогов и психологов к вопросам организации самостоятельности детей дошкольного возраста (Н. Данилов, И. Лернер, М. Скаткин, Г. Щукина и др.). Были отмечены условия развития самостоятельности в процессе обучения детей дошкольного возраста (В.Аванесова, Н.Елизарова, А. Усова, Н. Сакулина, И.Якиманская, и др.).

Изложение основного материала. Самостоятельность — это психологически непростой феномен. Определим точнее, что же по существу входит в это понятие. В толковом словаре русского языка Даля мы находим: «Самостоятельность: работа, совершаемая собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи». Заглядывая в главную педагогическую книгу «Педагогическая энциклопедия»: «Самостоятельность трактуется как «одно из свойств личности» и «характеризуется двумя факторами: во-первых, совокупностью средств — знаний, умений и навыков, которыми обладает личность; во-вторых, отношением личности к процессу деятельности, ее результатам и условиям осуществления, а также осуществляемыми в процессе деятельности связями с другими людьми». [4, с.263] На наш взгляд, самостоятельная деятельность наиболее полно раскрывается ученым психологом И. А. Зимней. Самостоятельная деятельность, по определению ученого, представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корректирующая им в процессе и результате деятельности. Ее выполнение требует достаточно значительного уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, приносит ребенку удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания. Также она утверждает, что самостоятельная деятельность дошкольника — это результат правильной организации учебной деятельности в процессе воспитания.

Духовность, знания, навыки, привычки, умения — все это нельзя передавать от воспитателя к ребенку как физические предметы «из рук в руки». Ребенок постигает их путем самостоятельного познавательного труда. Самостоятельность в ребенке запрограммирована. В определенном возрасте она проявляется сама собой. По мере роста возможностей ребенка увеличивается и уровень самостоятельности выполнения сложных физических и интеллектуальных действий. Самостоятельность нужно поощрять, к ней надо готовить — вырабатывать навыки и умения ребенка, которые могут обеспечить достижения в начальных самостоятельных шагах.

Теперь обратимся к самостоятельности в изобразительной деятельности.«Изобразительная деятельность» — это занятия по аппликации, лепке, рисованию в массовом детском саду или продуктивная деятельность результатом которой является создание ребенком определенного продукта: рисунка, аппликации, лепки. Основная цель рисования — образное отражение действий. Самостоятельное рисование — одно из самых увлекательных и полезных видов изобразительной деятельности в дошкольном возрасте. Это возможность отобразить в своих работах впечатления, полученные в окружающем их мире: удивление, беспокойство, восхищение. Наличие самостоятельности говорит о достаточно высокой степени развития ребенка. Перенос детьми опыта с одних действий на другие является высшим этапом развития самостоятельности, который выражается только в старшем дошкольном возрасте. Воспитание самостоятельности в изобразительной деятельности в дошкольном возрасте происходит как на занятиях, так и вне их. Занятия по воспитанию самостоятельности в изобразительной деятельности имеют огромное преимущество по сравнению с иными занятиями. Такие занятия сосредоточены на развитие умения свободно и творчески применять приобретенные знания, усовершенствовать навыки, умения, художественный опыт и поэтому способствует формированию социально активной личности. [5, с.43] Уровень самостоятельности ребенка зависит от способности воспроизводить представления, от умения составлять их и преобразовывать в изображение, и от степени владения техническими навыками. Приняв все это во внимание можно утверждать, что самостоятельная деятельность и творческая деятельность являются равноправными смысловыми определениями.

Выводы. Проанализировав вышеизложенный материал, можно сделать несколько выводов по теме. Во-первых, самостоятельность есть динамическая характеристика личности, находящаяся в постоянном развитии. Во-вторых, самостоятельная деятельность — это наивысшая степень познавательной деятельности старшего дошкольника, которая является компонентом в структуре целостного педагогического процесса. К нему относятся такие функции как воспитательная, образовательная, развивающая.

В-третьих, между самостоятельностью и творчеством четко прослеживается связь, которая проявляется в общих показателях. В-четвертых, самостоятельность в изобразительной деятельности стоит рассматривать как отступление от подражания, осознанное отношение к использованию личного опыта, знаний и способов изображения.

Литература:

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (Проект). М., 2013 [Электронный ресурс] // URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
  2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. Завед. — М.: Асаdема, 1999.
  3. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. — М., 1991.
  4. Парафеева П. И. Изобразительная деятельность и умственное воспитание детей. «Дошкольное воспитание» № 4, 1973.
  5. Шибанова Н. К. Воспитание у детей дошкольного возраста самостоятельности в рисовании. — Пермь.: Звезда, 1974.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов