Библиографическое описание:

Тюнеева А. А., Богатырева А. В. Скоро в школу? // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №1. — С. 88-91.



Поступление в школу — важный этап, как для самого ребёнка, так и для его родителей. Какие вопросы прежде всего интересуют родителей: сможет ли ребёнок успешно учиться? Справится ли он со школьной программой? Как адаптируется в новых условиях?

Практический опыт логопедической работы показывает, что не все дети, всесторонне подготовлены к учебной деятельности и у них, вполне вероятно, возникнут трудности овладения школьной программой. Прежде всего, у ребёнка должно быть желание идти в школу, т. е. сформирована мотивация к обучению. Большое значение имеет сформированность социальной позиции школьника: умение контролировать своё поведение, умение общаться со сверстниками, навык работы в коллективе, выполнение требований учителя. Родителям необходимо как можно раньше учить детей пониманию слов «нельзя» и «надо», но не гасить при этом познавательных эмоций чрезмерно высокими требованиями и строгостью.

Основное место в подготовке к школе детей следует уделять развитию речи, мышления, памяти, внимания, восприятия и работоспособности. Необходимо научить ребёнка слушать, воспринимать, запоминать и воспроизводить полученную информацию.

Одним из важных условий становления речи у ребёнка является овладение правильным звукопроизношением. Если до поступления в школу у ребёнка нарушено произношение звуков, их дифференциация (т. е. различение), ребёнку необходима помощь логопеда. К сожалению, многие родители не замечают дефектных звуков у своих детей, либо относятся к этому спокойно, объясняя, что сами в детстве говорили так же. Но такие дефекты произношения звуков приводят к возникновению ошибок в письменной речи, поскольку влияют на формирование фонематического слуха, нарушение которого приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи (р — л, ш — с, ч — щ, ц — с, б — п, т — ть и др.). Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Словарный запас ребёнка начинает значительно отставать от возрастной нормы.

Обогащение словарного запаса происходит в течение всей жизни. И чем больше ребёнок сумеет «запасти» слов, тем богаче и выразительнее будет его собственная речь, тем легче он будет понимать окружающих. Прежде всего, ребёнок усваивает те слова, которые связаны с его повседневной жизнью. Словарный запас ребёнка дошкольного возраста составляет не менее 2000 слов. В нём должны присутствовать все части речи: существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, союзы. Лексический состав языка представляет собой сложную систему, в которой слова объединены в тематические группы. поэтому очень важно, чтобы у детей были сформированы так называемые «обобщающие» слова (фрукты, овощи, мебель, обувь и т. д.). Чем богаче словарный запас ребёнка, тем точнее он может выразить свою мысль за счёт подбора наиболее подходящих по смыслу слов. Умение подбирать и использовать в речи синонимы (слова, близкие по смыслу) и антонимы (слова, противоположные по смыслу) свидетельствуют о высоком уровне речевого развития ребёнка.

Качественный рост словаря происходит за счёт усвоения новых значений уже знакомых слов. И здесь неиссякаемый источник обогащения словаря — это пословицы, поговорки, фразеологические обороты (т. е. овладение переносным смыслом слов и выражений). Проверьте, понимает ли Ваш ребёнок переносное значение таких выражений, как: золотые руки, железное сердце, тёплая встреча и т. д.

Накопление словарного запаса происходит не изолированно, а одновременно с совершенствованием грамматического строя речи. Важен не сам по себе богатый словарь, а умение активно пользоваться имеющимся словарём, и правильно оформлять свои мысли, строя предложения разных грамматических конструкций.

В дошкольном возрасте в процессе практического овладения речью, ребёнок усваивает основные закономерности языка. И хотя ребёнок не знает никаких грамматических правил, он вполне верно строит предложения, согласуя и изменяя в них слова, т. е. у ребёнка формируется чувство языка, он осваивает логику грамматического строя речи.Для успешного овладения грамматическими законами родного языка необходимо не только богатое речевое общение, правильные образцы для подражания, но и специальные речевые упражнения. Это нужно для того, чтобы запомнить многочисленные исключения из правил русского языка и научиться грамотно их использовать.

Родителям следует обратить внимание на следующие моменты:

 Умеет ли ребёнок правильно употреблять падежные окончания.

 Может ли он правильно образовывать формы единственного и множественного числа имён существительных. Здесь важно отметить многообразие окончаний имён существительных: -и, -ы (стол — столы, плащ — плащи), -а, -я (дом — дома, глаз — глаза, дерево — деревья, стул — стулья), с изменением слова (лоб — лбы, рот — рты, пень — пни, ухо — уши), не изменяющиеся по числам (пальто, кенгуру, санки).

 Согласование прилагательных с существительными начинается с прилагательных мужского и женского рода с ударными окончаниями (большой — большая, голубой — голубая). Затем подбираются прилагательные с безударными окончаниями. Окончания прилагательных среднего рода и множественного числа требуют особого внимания, т. к. являются наиболее трудными для ребёнка.

 Согласование числительных один, одна, одно; два, две с существительными формируется при усвоении категории рода имён существительных. Игры «Весёлый счёт», «Лото», «У кого сколько?», счётный материал помогают детям овладеть многообразием окончаний имён существительных при согласовании с числительными 5 и другими (5 домов, зайцев, гусей, тарелок и т. д.).

 Очень важно научить ребёнка слышать предлоги и осознавать их смысловое значение, т. к. только при этом условии малыш сможет правильно использовать «маленькие слова» в собственной речи. Проверьте, понимает ли Ваш малыш значение предлогов пространственного расположения и движения: на, под, в, за, из, с (со), из-под, из-за, к, от, по и т. д.

Помимо навыков словоизменения, ребёнку старшего дошкольного возраста необходимо научиться образовывать новые слова:

 Существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами (нос — носик — носище, комар — комарик — комарище, дерево — деревце, перо — пёрышко, глаз — глазище).

 Существительные, обозначающие названия детёнышей животных и птиц (тигр — тигрёнок, заяц — зайчонок, медведь — медвежонок, лев — львёнок, овца — ягнёнок)

 Существительные, обозначающие названия профессий (стекольщик, крановщик, танкист, пианист, актёр, комбайнёр и др.)

 Сложные слова (мясорубка, садовод, газонокосилка)

 Глаголы, образованные с помощью приставок (приходить, уходить, выходить, заходить, переходить, обходить и т. д.)

 Прилагательные, образованные от существительных (дерево — деревянный, пух — пуховый, глина — глиняный, дуб — дубовый).

 Прилагательные, обозначающие принадлежность какому-либо лицу или животному (мамин, Петин, лисий, кошачий, рыбий).

Главный фактор развития связной речи — наличие заинтересованного слушателя, и этим доброжелательным, внимательным, сосредоточенным слушателем должен стать родитель. Вовремя вставить какую-либо реплику, подбодрить, подсказать слово, да так, чтобы ребёнок не заметил, что его поправляет взрослый, — вот далеко не полный перечень средств, которыми располагает родитель в процессе становления у ребёнка связной речи.

Умение формулировать вопросы, развёрнуто и полно отвечать, запоминать и пересказывать небольшие литературные произведения, описывать события из собственной жизни, делиться своими впечатлениями от увиденного, составлять небольшой рассказ по картинке или по серии сюжетных картин — вот, что необходимо уметь ребёнку, поступающему в школу.

Некоторые родители считают самым главным показателем готовности к школе умение ребёнка читать, пренебрегая при этом развитием всех вышеперечисленных сторон устной речи. На самом же деле обучением чтению нужно заканчивать работу по становлению устной речи дошкольников, а не начинать с него. Если грамотно развивать устную речь, ребёнок легко и как бы сам собой зачитает, причём избежит тех трудностей, которые неизбежны при попытках обучения неподготовленного ребёнка. Некачественная помощь при обучении чтению может так сильно навредить, что в школе будет необходимо переучивать ребёнка. А это чревато нервными срывами и стойкими ошибками в письменной речи в будущем. Поэтому родителям не следует форсировать процесс становления письма, а следует обратить самое серьёзное внимание на развитие навыков звукового анализа исинтеза, лежащих в основе обучения грамоте. Последовательность формирования этого навыка такова:

 Определение наличия или отсутствия заданного звука в слове.

 Определение первого звука в слове.

 Определение последнего звука в слове.

 Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец).

 Определение количества звуков в слове, их последовательность, т. е. полный звуковой анализ слова.

 Определение количества слогов в слове.

Регулярная работа с ребёнком предупредит появление у него многих школьных проблем или поможет их преодолеть, если они не были предупреждены в дошкольном возрасте.

Литература:

  1. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Екатеринбург: АРД ЛТД, 1999
  2. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М.: Просвещение, 1985 г.
  3. Козырева Л. М. Учимся правильно говорить. Развитие речи. Дети 5–7 лет. Ярославль: Академия развития, 2002 г.
  4. Косинова Е. И. Учимся говорить правильно. Москва «Росмэн» 2008 г.
  5. Новиковская О. А. Логопедическая грамматика для малышей. Для детей 2–4 лет. СПб.: КОРОНА принт, 2004 г.
  6. Новиковская О. А. Логопедическая грамматика для малышей. Для детей 4–6 лет. СПб.: КОРОНА принт, 2004 г.
  7. Новиковская О. А. Логопедическая грамматика для детей 6–8 лет. СПб.: КОРОНА принт, 2005г.
  8. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб.: Союз, 2001 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов