Библиографическое описание:

Захарчук А. Л. Организация системы мониторинга достижений по формированию представлений о родном городе у старших дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №1. — С. 37-40.



В статье раскрыты вопросы, посвященные организации системы мониторинга достижения планируемых результатов в процессе работы над формированием представлений о родном городе у старших дошкольников. С этой целью описан диагностический инструментарий, изучены уровни развития представления детей о родном городе, проведен анализ педагогической работы и определены направления работы педагога и родителей с детьми по данной теме.

Ключевые слова: родной город, диагностика, представления, патриотическое воспитание, задачи, анкетирование, анализ, уровень сформированности, направления работы.

Постановка проблемы.Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования призвана обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения данной программы и динамики развития детей. Мониторинг промежуточных результатов освоения программы осуществляется в конце каждого психологического возраста, и по его результатам можно делать выводы об успешности решения программных образовательных задач. При организации мониторинга учитывается положение Л. С. Выготского [2] о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.

Способы осуществления мониторинга разнообразны: наблюдение, обследование детей, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом, сбор информации в Банк данных о педагогах детского сада, анкетирование родителей и педагогов.

Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится педагогами, ведущими занятия с дошкольниками. Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в каждом разделе образовательной программы. С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе.

Целью статьи является описать диагностический инструментарий и изучить представления детей о родном городе, провести анализ педагогической работы и определить направления работы педагога с детьми по данной теме.

Актуальность проблемы обусловлена тем, одним из необходимых условий организации педагогической работы по формированию представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста является мониторинг. Таким образом, актуальной задачей выступает подбор методов и средств для осуществления мониторинга, в частности для изучения уровней развития представлений детей о родном городе, изучение педагогического процесса организации работы с детьми по формированию данных представлений в практике работы детского сада.

Анализ исследования.

Экспериментальная работа, направленная на изучение представлений детей о родном городе и работы педагога по данной теме проводилась в г. Симферополе, Федеральном государственном казенном дошкольном учреждении «Детские ясли-сад «Сказка» Министерства внутренних дел Российской Федерации», а также Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении № 66 «Барвинок». Для исследования были взяты дети старшего дошкольного возраста (шестой год жизни) в количестве 40 человек. Из них –20 человек из дошкольного учреждения «Сказка» и 20 человек из дошкольного учреждения № 66 «Барвинок». Дошкольные учреждения, на базе которых организовывался педагогический эксперимент, работают по примерной образовательной программе «Истоки» и региональной программе «Крымский веночек».

Мониторинг осуществлялся по трем направлениям:

  1. Первичный анализ работы педагога по данной теме. Цель. Выяснить, какая педагогическая работа проводится в детских садах по формированию у детей чувства любви и привязанности к родному городу; какие созданы для этого условия в дошкольных учреждениях.
  2. Диагностика детей с целью определения у них уровня сформированности представлений о родном городе. Цель: определить, какими представлениями о своём городе владеют дошкольники.
  3. Анализ работы родителей с детьми. Цель: определить какая работа проводится в семьях по формированию у детей знаний о родном городе, любви и привязанности к нему.

Для изучения педагогического процесса организации работы с детьми по формированию представлений о родном городе был сделан анализ календарного планирования воспитателей двух дошкольных учреждений в период с 01.12.2014г. по 01.05.2015. Анализ показал, что ознакомление с городом Симферополем проводится на занятиях по ознакомлению с окружающим, ознакомлению с природой, на целевых прогулках в природу. По ознакомлению с окружающим и ознакомлению с природой планируется по одному занятию в неделю. Целевые природоведческие прогулки планируются один раз в месяц. Таким образом, за вышеуказанный срок было проведено 20 занятий по ознакомлению с окружающим, 20 занятий по ознакомлению с природой, 5 целевых прогулок в природу. За истекший срок воспитатели ежедневно проводили одно наблюдение на прогулке природоведческого содержания. Темы занятий по ознакомлению с окружающим в дошкольном учреждении «Сказка» выглядели следующим образом: «Семья», «Транспорт», «Строительство» и другие; в дошкольном учреждении № 66 «Барвинок» — «Профессии», «Общественные места и правила поведения в них», «Транспорт» и другие. Темами занятий по ознакомлению с природой в дошкольном учреждении «Сказка» были: «Зимушка-зима», «Зима в лесу», «Деревья и кустарники: общие и отличительные признаки», «Зимующие и перелетные птицы», «Домашние животные», «Лекарственные растения» и другие; в дошкольном учреждении № 66 «Барвинок» — «К нам пришла зима», «Зимние краски», «Свойства воздуха», «Чистый воздух и вода — богатство страны», «Птицы — наши друзья», «Дикие животные» и другие. Темами природоведческих целевых прогулок в обеих дошкольных учреждениях явились следующие: «Деревья и кустарники вокруг нашего детского сада», «Лекарственные растения возле нашего детского сада» и другие. Все вышеуказанные темы, так или иначе, связаны с окружением города Симферополя, то есть, города, который для детей является родным. Проанализировав их программное содержание, было увидено, что продуманы они содержательно, интересно и доступно для дошкольников старшей группы, однако содержание их реально не увязывается с родным городом, его жизнью и типичными объектами.

Среди методической литературы воспитателя в группах есть источники, посвящённые моральному воспитанию (в них имеются соответствующие разделы по формированию у дошкольников основ патриотизма, в том числе любви к своему городу (селу)), а также достопримечательностям города Симферополя (яркий крупный иллюстрированный материал). В группах есть дидактические пособия (демонстрационный иллюстрированный материал) по ознакомлению детей с различными видами растений, трудящимися — представителями различных профессий, которые также можно использовать в работе по ознакомлению с окружением и жизнью г. Симферополя. В двух дошкольных учреждениях есть групповые детские уголки книг, в которых имеются стихотворения о Родине, написанные детскими поэтами. В методических кабинетах дошкольных учреждений есть куклы в национальных костюмах (в дошкольном учреждении «Сказка» — русский, украинский, крымско-татарский образы; в дошкольном учреждении № 66 «Барвинок» — русский, украинский, крымско-татарский, армянский образы).

Вывод. В детских садах достаточно условий для проведения педагогической работы по ознакомлению с родным городом. Необходимо спланировать проведение таких видов деятельности, в которых было бы предусмотрено не простое ознакомление с окружающим г. Симферополя, но и сделан упор на тот факт, что всё это — объекты родного города.

Для изучения уровня сформированности представлений старших дошкольников о родном городе был подобран диагностический инструментарий, основанный на анализе задач программы «Истоки» по которому работают данные дошкольные учреждения в области «Патриотическое воспитание».

Программа «Истоки» в образовательная области «Социализация» ставит следующие задачи по ознакомлению дошкольников с родным городом: создавать условия для формирования нравственной основы первоначальных чувств патриотизма как общечеловеческой ценности (любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, окружающим); развивать представления о родном городе и стране, гражданско-патриотические чувства; формировать чувство патриотизма и любви к природе родного края.

На основании задач программы, задачами диагностики выступали: определить, какие представления имеются у дошкольников о своей семье, улицах, на которой они живут и на которой расположен их детский сад, понимают ли они, что всё это (семья, близкие, знакомые улицы) находятся в родном городе, знают ли название своего города, его основные достопримечательности.

С целью определения уровня сформированности представлений о родном городе с детьми была организована индивидуальная беседы: «Что я знаю о себе», которая содержала ряд вопросов:

—Как называется наш город, в котором мы живём?

— На какой улице находится наш д/с ?

— Назовите улицы, на которых живёте вы и расскажите нравятся ли они вам ?

— расскажи о своей семье, кто живет с тобой вместе?

— Дети, а какая река протекает в нашем городе?

—Дети, что за здание здесь на фотографии и зачем люди ходят сюда?

— Д где ещё любят отдыхать наши горожане и большие и малые?

—Какие вы знаете парки? Вспомните их, какой вам более всех нравится и почему? А что ещё украшает наш город?

— Какие вы знаете площади города? На какой площади проходят праздники?

Анализ ответов детей показал, что все дети, кроме четверых из экспериментальной группы знают, как называется их город, улица, на которой они живут. Большинство дошкольников знают название улицы, на которой расположен их детский сад. Дети знают, с кем они живут: каждый из них абсолютно правильно назвал состав своей семьи, но само понятие «семья» усвоили слабо: не все могут им объединять близких, с которыми проживают.

При распределении детей по уровню сформированности представлений о родном городе учитывалось следующее:

 дети, ответившие правильно на все вопросы, были отнесены к высокому уровню;

 дети, которые знают название города, своей улицы, улицы, на которой расположен детский сад, что такое семья, достопримечательности (не только магазины, аптеки, но и памятники, известные архитектурные сооружения), но не знают своей национальности, были отнесены к достаточному уровню;

 дети, которые не знают достопримечательностей и архитектурных сооружений родного города были отнесены к среднему уровню;

 дети, практически не ответившие на вопросы, отнесены к низкому уровню.

По результатам проведенных индивидуальных бесед уровень сформированности у дошкольников представлений о родном городе можно отразить в диаграмме следующим образом:

Диаграмма показывает, что в экспериментальной группе на низком уровне находятся четверо детей (20 %), на среднем уровне двенадцать детей (60 %), на достаточном уровне четверо детей (20 %). В контрольной группе на низком уровне находятся четверо детей (20 %), на среднем уровне восемь детей (40 %), на достаточном уровне восемь детей (40 %). Дети с высоким уровнем отсутствуют как в экспериментальной, так и в контрольной группах.

Вывод. У всех детей следует формировать понятие о том, что такое семья, кто в неё входит; расширять представления о наиболее знакомых улицах, городе, в котором они живут; формировать понятия: «родная улица», «родной город»; при реализации этой работы отдельно обратить внимание на детей, слабо усвоивших необходимую информацию.

Для того чтобы узнать, какая работа проводится в семьях по формированию у детей знаний о родном городе, любви и привязанности к нему, было проведено анкетирование родителей дошкольников.

Анкетирование показало, что целенаправленную работу по ознакомлению с г. Симферополем проводят лишь две семьи. Три семьи организуют её не систематически, иногда (когда взрослые едут в город по делам и берут с собой детей). Остальные семьи не придают значения этой воспитательной деятельности или же перекладывают её на плечи дошкольного учреждения.

Вывод. Необходимо педагогическое просвещение родителей по вопросу важности и значимости ознакомления детей с родным городом в условиях семьи.

Вывод:

У дошкольников есть хорошая основа для организации целенаправленной систематической работы по воспитанию любви и привязанности к родному городу, полноценных знаний о нем; такая основа заключается в хороших изначальных представлениях детей о членах своей семьи, родных улицах, некоторых достопримечательностях города и т.п., а также в условиях, имеющихся в дошкольном учреждении для проведения соответствующей работы.

Литература:

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. — Москва, ЦГЛ, 2005, с.39-46.
  2. Выготский Л.С. Нравственное воспитание. — Москва, Просвещение, 1991, с.18-60.
  3. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. Приложение к программе «Детство». — Санкт-Петербург, Инцидент, 1997, с.11-12.
  4. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня социализации детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание, 200, № 9, с.71-78.
  5. Истоки: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Л.А.Парамонова. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Сфера, 2011. — 320 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384)/ режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11678

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов