Библиографическое описание:

Бродская Ю. В. К вопросу о диагностике процесса усвоения звуковой стороны речи детьми младшего дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №1. — С. 27-31.



В статье обоснована значимость диагностического аспекта изучения усвоения детьми дошкольного возраста звуковой стороны речи, описан диагностический инструментарий и анализ, в котором представлены результаты диагностического исследования усвоения звуковой стороны речи детьми младшего дошкольного возраста.

Ключевые слова:диагностика речевого развития, звуковая культура речи, усвоение звуковой стороны речи, диагностический инструментарий изучения усвоения звуковой стороны речи детьми младшего дошкольного возраста.

Исследования речевой деятельности детей (М. М. Алексеевой, Г. А. Каше, Р. В. Левина, О. С. Ушаковой) [2,3], а также практический опыт работы дошкольных педагогов показывают, что более 70 % детей в возрасте пяти лет имеют нарушения в звукопроизношении. Причем, у 90 % детей, обладающих нечёткой, вялой речью, нет никаких серьёзных физиологических нарушений речевого аппарата. При полноценном слухе и интеллекте, у них недостаточное развитие фонематического восприятия. Низкий уровень воспитания звуковой культуры речи детей в этом возрасте может привести к нежелательным последствиям — задержке психического и речевого развития ребенка, отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи в последующие годы. У детей, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, возникают затруднения в овладении навыками письма. Подобные последствия ярко проявляются с поступлением ребенка в школу. Поэтому проблема воспитания звуковой культуры речи не потеряла своей актуальности и практической значимости и в настоящее время.

В современных научных и методических источниках, проблема воспитания звуковой культуры речи нашла отражение в трудах известных лингвистов, психологов, педагогов (А. Н. Гвоздев, С. Н. Бернштейн, К. И. Чуковский, М. Е. Хватцев, Е. И. Радина). Их исследования дают основание полагать, что дети уже на четвертом году жизни осознают фонетические нормы и стараются овладеть ими. В этом возрасте, помимо непосредственного подражания, начинает играть роль и сознательное стремление ребенка к усвоению звуковой стороны речи [1].М. М. Алексеева экспериментальным путем доказала, что целенаправленная педагогическая работа способствует достижению детьми высокого уровня воспитания звуковой культуры речи уже к пяти годам [4]. Отсюда вывод, что методически и содержательно правильное планирование и реализация такой работы невозможна без предварительных мониторинговых и диагностических данных об уровнях и особенностях усвоения детьми звуковой стороны родной речи.

Цель статьиописание и анализ результатов диагностики процесса усвоения звуковой стороны речи детьми младшего дошкольного возраста. Результаты были получены на этапе констатирующего этапа педагогического эксперимента по проблеме воспитания звуковой культуры речи у младших дошкольников средствами малых фольклорных жанров.

Экспериментальное исследование проводилось на базе ГБДОУ г. Севастополя «Детский сад № 72», «Детский сад № 11», «Детский сад № 35 комбинированного вида» на протяжении 2015 года. В исследовании участвовало 72 ребенка младшего дошкольного возраста, предварительно они были разделены на 2 группы.

Для определения диагностического инструментария по теме исследования, нами были изучены: содержание Основной образовательной программы ДОУ, Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Истоки» Л. А. Парамоновой, программа О. С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» по проблеме воспитания звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста. По итогам изучения научной и нормативной литературы по проблеме исследования выделены основные критерии и показатели оценивания усвоения младшими дошкольниками звуковой стороны речи по следующим направлениям: слуховое восприятие; состояние артикуляционной моторики; фонематический слух; звукопроизношение (в звукосочетаниях и словах); техника речи (темп, сила голоса, дикция, умение передавать интонацию вопроса, просьбы, восклицания).

Для изучения процесса усвоения звуковой стороны речи младшими дошкольниками мы использовали диагностику, предложенную О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной [2]. Диагностические задания предлагались детям в индивидуальной игровой форме, что позволило получить наиболее достоверные и объективные данные. Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (в баллах). При условности количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности они помогают выявить уровни усвоения детьми звуковой стороны речи: I — высокий, II — средний (достаточный), III — ниже среднего, IV — низкий. В конце обследования речи детей производился подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 75 %) получило оценку 4, это высокий уровень. Если больше 50 % ответов с оценкой 3, это средний уровень, если больше 50 % ответов с оценкой 2, это уровень ниже среднего, а если больше 50 % ответов с оценкой 1 — низкий уровень.

Для выявления уровня развития слухового восприятия детям предлагалась игра «Отгадай, что звучит?». Цель игры: определить умение ребенка дифференцировать звучащие игрушки. Оборудование: деревянный молоточек и дудочку; металлический колокольчик и свисток; резиновый цыпленок-пищалка и погремушка, предметные картинки с изображениями данных игрушек, ширма.

Процедура обследования: воспитатель показывает ребенку две игрушки, называет их, объясняет, как можно издавать звуки с помощью этих игрушек, и предлагает ребенку поиграть с ними. Затем воспитатель закрывает игрушки маленькой ширмой и производит за ней звук с помощью игрушек. Ребенок узнает и называет игрушки, при отсутствии речи ребенок должен показать, какая игрушка звучала. Для этого можно использовать предметные картинки с изображениями данных игрушек, предварительно проведя работу по соотнесению каждой игрушки с ее изображением на предметной картинке.

Оценивание производится в баллах:

4 — дифференцирует все звучащие предметы;

3 — допускает неточности при дифференциации звучащих предметов;

2 — дифференцирует звучащие предметы по уточнению взрослого;

1 — не дифференцирует звучащие предметы.

Для выявления уровня состояния артикуляционной моторики детям предлагалось выполнить игровое упражнение «Зарядка для язычка». Цель: исследовать состояние артикуляционной моторики. Процедура обследования: проводится с использованием игрового персонажа, при выполнении по подражанию воспитателю следующих упражнений:

Улыбнись Мишке (широкая улыбка), чтобы подружиться;

Покажи Мишке, какой у слоника хоботок (вытянуть губы вперед);

Преврати язычок в лопатку (показать широкий язык);

Мишка боится пчел, у них есть жало, покажи «жало» (показать узкий язык);

Мишка любит качаться на качелях, давай покажем Мишке, как умеет качаться наш язычок (положить язык сначала на верхнюю, потом на нижнюю губу);

Научи Мишку тикать, как часики (подвигать языком влево-вправо);

Покатаем Мишку на лошадке (пощелкать языком);

Покажи Мишке, как зевает лев, когда устал (широко открыть рот и зевнуть).

Если выполнение задания по словесной инструкции не доступно ребенку, то оно выполняется по показу и обязательно в игровой форме.

Выполнение задания оценивается в баллах

4 — все движения доступны, объем движения полный;

3 — замедленное и напряженное выполнение движений;

2 — длительный поиск позы, неполный объем движения;

1- не выполняет движений.

Для выявления уровня состояния фонематического слуха предлагалось 2 задания.

Игра «Покажи, что назову». Цель: проверить способность ребенка дифференцировать на слух оппозиционные звуки, не смешиваемые и смешиваемые в произношении. Наглядный материал: пары предметных картинок кот-кит, бак-мак, миска-киска. Процедура обследования: Ребенку показывают пару картинок и предлагают показать тот предмет, который назвали.

Игра «Когда придет собачка?» Цель игры: проверить способность ребенка к фонематическому анализу. Наглядный материал: предметные картинки (дом, рак, носки, рыбка, корзина, тапки), игровой персонаж Собачка. Процедура обследования: Ребенку предлагается с опорой на картинки показать собачку, как только он услышит в слове ее «рычание» — звук [р]. Для этого произносится слово и показывается соответствующая картинка, а ребенок поднимает или не поднимает собачку.

Выполнение задания оценивается в баллах

4 — все задания выполнены верно;

3 — допускается ошибка, но исправляется самостоятельно;

2 — допускаются ошибки, исправляются после повторного воспроизведения;

1- часть задания недоступна.

Для выявления уровня состояния звукопроизношения предлагалось 2 задания.

Игра «Послушай и повтори». Цель: проверить состояние произношения звуков детьми в звукосочетаниях.Наглядный материал: предметные картинки.

Процедура обследования: Ребенок должен повторить вслед за воспитателем: как девочка укачивает куклу (А-а-а); как гудит поезд (У-у-у); как кричит ослик (И-и-и); как сердится щенок (О-о-о); как кричат дети в лесу (Ау); как плачет малыш (Уа); как мяукает кошка (мяу); как мычит корова (му); как лает собака (ав); как пищит цыпленок (пи-пи-пи); как кудахчет курица (Ко-ко-ко); как кричат гуси (Га-га-га).

Игра «Назови, что покажу». Цель: проверить произношение звуков детьми в словах. Наглядный материал: предметные картинки, игровой персонаж Собака.

Процедура обследования: Ребенку показывают картинки, Собачка просит его называть предметы (шар, шуба, жук, заяц, рыба, трамвай, лампа, лопата). Взрослый отмечает звуки, которые ребенок не произносит.

Оценивание выполнения этих заданий в баллах:

4 — ребенок произносит все звуки;

3 — не произносит сложные звуки: сонорные, или шипящие;

2 — не произносит ни сонорные, ни шипящие.

1 — не произносит сложные звуки: сонорные, шипящие и свистящие.

Для выявления уровня общего звучания речи у детей предлагалось задание «Расскажи Мишке …». Цель: определить уровни сформированности у детей таких качеств, как: сила голоса, темп, дикция и интонационная выразительность речи.

Процедура обследования: Обследование проводится с использованием игрового персонажа. Ребенку предлагается рассказать: потешку (чистоговорку, скороговорку) быстро, медленно, громко, тихо, при этом обращается внимание на дикцию и интонационную выразительность.

Выполнения заданий оценивается в баллах:

4 — ребенок произносит текст отчетливо;

3 — нечетко произносит фразы, недостаточно регулирует силу голоса;

2 — речь невнятная, смазанная, возможны нарушения темпа, силы голоса.

1- разборчивость нарушена, речь малопонятная для окружающих, имеет серьезные недостатки в произнесении текста.

В результате было выявлено, что в первой группе детей слуховое восприятие младших дошкольников находится на среднем (достаточном) уровне — 56 % детей. Артикуляционная моторика соответствует уровню развития ниже среднего — 64 % детей. Более половины детей не могли выполнить упражнение «Качели», «Иголочка», «Лошадки». Фонематический слух соответствует уровню развития ниже среднего — 44 % детей. У многих детей возникли затруднения с определением звука [р] в словах. Для 8 человек часть задания осталось недоступной. Звукопроизношение соответствует низкому уровню развития, порядка 69 % детей имеют низкий уровень. Нарушение свистящих звуков отмечено у 5 детей, это отсутствие и замена звуков [с-сь], [з-зь].Нарушения шипящих звуков наблюдается у всех детей группы. 6 детей звук [щ] — изолированно произносит, а в словах нет, 5 детей пропускают звуки [ж], [ч], [щ], 20 детей заменяют шипящие [ш], [ж] на свистящие [c], [з], есть замены [ш-х], [щ-сь], 9 детей заменяют [ш] на [ф].Нарушение произношения сонорных звуков отмечается у 30 детей. Отсутствие звука [р] у 14 детей. Замена [р-рь] на [л-ль] у трех детей, [р-рь] на [в-вь] у двух. Отсутствие звуков [л-ль] наблюдается у 8 детей, замена [л] на [в] у 10 человек, [ль] на [й] у 4 детей.

Общее звучание речи соответствует низкому уровню развития, 58 % детей данной группы не могут отчетливо произносить фразы, многие дети не владеют силой голоса, речь быстрая, торопливая или наоборот, медленная.

Качественный и количественный анализ полученных результатов позволил определить количественные показатели усвоения детьми звуковой стороны речи. Результаты диагностического обследования речи детей в группе № 1 представлены на рис.1

Рис. 1. Диаграмма количественных усвоений звуковой стороны речи детьми группы № 1 (в %)

По результатам исследования во второй группе детей слуховое восприятие младших дошкольников находится на среднем (достаточном) уровне — 53 % детей. Артикуляционная моторика соответствует уровню развития ниже среднего — 67 % детей.Фонематический слух соответствует уровню развития ниже среднего — 53 % детей. Для 5 человек часть задания осталось недоступной. Дети допускали ошибки при дифференцировании оппозиционных звуков. Звукопроизношение также находится на уровне ниже среднего, что составляет 56 % по группе. Отмечаются следующие недостатки в произношении звуков и слов: нарушение свистящих звуков отмечено у 8 детей, у 5 — отсутствуют свистящие звуки, у трех — замен [с-сь], [з-зь]. Нарушения шипящих звуков у большей части детей. 5 детей [щ] — изолированно произносит, в словах нет, 15 детей заменяют шипящие [ш], [ж] на свистящие [c], [з], [щ-сь], 7 детей заменяют [ш-ф].Нарушение сонорных звуков отмечается у 25 детей. Отсутствие звука [р] у 18 детей. Заменяют [р-рь] на [ль-л] 6 детей, [р-рь] на [вь-в] 3 ребенка. Отсутствие звуков [л-ль] наблюдается у 10 детей. Заменяют [л] на [в] 7 человек, заменяет [ль] на [й] 3 человека. Уровень общего звучания речи — ниже среднего 53 %, но это выше, чем в первой группе. У детей отмечается ускоренный темп речи, невнятное произношение, многие говорят тихо.

Результаты диагностического обследования речи детей в группе № 2 представлены на рис. 2.

Рис. 2. Диаграмма количественных усвоений звуковой стороны речи детьми группы № 2 (в %)

Таким образом, сравнивая полученные результаты в обеих группах, мы видим, что слуховое восприятие и в первой, и второй группах соответствует среднему (достаточному) уровню; артикуляционная моторика — уровню ниже среднего в обеих группах; фонематический слух — уровню ниже среднего в обеих группах, а вот звукопроизношение и общее звучание речи в первой группе находится на низком уровне, а во второй соответствует уровню ниже среднего. Результаты диагностического обследования звуковой стороны речи младших дошкольников будут учтены при разработке индивидуальных маршрутов воспитания звуковой культуры речи у детей на формирующем этапе педагогического эксперимента.

Литература:

  1. Алексеева М. М. Об осознании детьми фонетической стороны речи // Дошкольное воспитание. 2009. № 10.
  2. Ушакова О. С.,Струнина Е. М. Методикаразвитияречидетейдошкольноговозраст: Учеб.- метод. пособие для воспитателей дошк. образоват.учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
  3. Фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста. Сборник «Специальная школа». Выпуск 4(116). — М.: Просвещение, 1965.
  4. Яшина В. И., М. М. Алексеева — педагог, организатор, исследователь речевого развития// Дошкольное воспитание. 2009. № 10.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов