Библиографическое описание:

Шаповалова О. М. Экспериментальное исследование по изучению уровня сформированности ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста в детском образовательном учреждении // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №1. — С. 107-109.



В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Многие идеи воспитания у детей привычек здорового образа жизни оказались нежизнеспособными из-за невозможности решать проблемы, связанные с семьей. Усугубляют эту проблему и условия экономической нестабильности общества.

Обращаясь в экспериментальном исследовании к изучению уровня сформированности ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста, мы брали во внимание то:

 что проблема здоровья человека, его сохранения и укрепления остается особенно острой, требующей серьезного педагогического осмысления и решения в настоящее время;

 что физическое развитие детей дошкольного возраста является обязательной составляющей работы в каждом дошкольном образовательном учреждении, содержание которой определено Федеральным государственным образовательным стандартом Дошкольного воспитания, примерной основной общеобразовательной программой «Истоки»; то есть каждый воспитатель, старший воспитатель, заведующий дошкольного образовательного учреждения должен быть компетентным в вопросах, которые обеспечивают воспитание здорового ребенка;

 что под понятием ценностей здорового образа жизни применительно к детям среднего дошкольного возраста в нашем исследовании мы понимаем не просто сумму усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, в которых дети могут оказаться. Поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности.

Необходимо вскрыть механизмы включения воспитания здорового образа жизни в педагогический процесс детского сада, особенности взаимодействия педагога и ребенка в ходе его осмысленного освоения воспитанниками, определить методические основы сопровождения дошкольника, механизмы создания развивающей среды ДОУ, подходы к взаимодействию с семьей. Представляется значимым определить из числа внешних факторов развития такие, которые бы активизировали и инициировали внутренние потенции детской личности, содействуя эффективному решению обозначенной проблемы.

С учетом требований ФГОС ДО и программы «Истоки» выделим характеристики показатели физического развития дошкольника среднего дошкольного возраста в интересующем нас разделе.

Отношение ребенка данного возраста характеризуется тем, что интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения становится все более устойчивым, валеологическая компетентность все больше проявляется в самостоятельной деятельности. Дошкольник с удовольствием выполняет простейшие умения и навыки гигиенической и двигательной культуры, радостно и доброжелательно общается со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни, осознает себя, свои желания и потребности, направлен на выполнение элементарных трудовых процессов, радуется самостоятельным и совместным действиям, их результату.

Ребенок пятого года жизни владеет элементарными навыками здорового образа жизни: соблюдает правила личной гигиены, проявляет разумную осторожность в потенциально опасных ситуациях.

Процессы воспитания и развития человека осуществляются в определенных условиях. Эффективность решения педагогом задач воспитания и развития находится в прямой зависимости от целостного знания им условий воспитания и развития ребенка.

При анализе работы воспитателей нам было важно установить следующее: ведется ли в саду работа по формированию ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста и по каким программам; как обращается внимание на содержательную сторону здорового образа жизни и в каких формах работы это отражается в годовом плане дошкольного учреждения, календарных планах работы воспитателей.

Анализ показал, что организация НОО в основном ведется по примерной основной общеобразовательной программой «Истоки» и ФГОС ДО. Педагоги в своей работе используют методические разработки Е. Ю. Александровой «Остров здоровья», Н. Н. Авдеевой, Н. Л. Князевой и др.

Необходимо было установить, как воспитатели в своей работе реализуют задачи формирования здорового образа жизни.

Проанализировав годовой план, мы выявили, что одна из задач — это задача по укреплению здоровья детей, направленная на развитие физической культуры и психологического здоровья в дошкольном учреждении. Просмотр календарных планов воспитателей показал, что развитие физической культуры выполняется в достаточном объеме: планируются занятия по физической культуре, физкультурные паузы, гимнастика пробуждения и другие виды деятельности.

Работа по формированию ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста реализуется в процессе НОО, утренних беседах, игровой деятельности.

В групповой комнате оборудован физкультурный уголок, где находятся атрибуты для спортивных игр. В умывальной комнате висит плакат о пользе чистоты. В прихожей — плакат «Алгоритм одевания и раздевания» по которому дети учатся не только правильно одеваться и раздеваться, но и аккуратно складывать свои вещи.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что воспитатели уделяют внимание формированию у детей ценностей здорового образа жизни, планируют и организуют свою деятельность.

Для определения понимания воспитателями методических особенностей работы по формированию целостного отношения к здоровому образу жизни у детей среднего дошкольного возраста в ДОУ мы провели анкетирование педагогов.

Анализ анкет показал, что большая часть педагогов, 60 % имеет представление о методах и приемах формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей среднего дошкольного возраста. 80 % воспитателей определили данное направление работы как приоритетное в современных условиях. 40 % педагогов обращают внимание на индивидуальные особенности психического и физиологического развития детей. 70 % воспитателей считают, что сформировать ценностное отношение к здоровому образу жизни можно только при тесном взаимодействии с родителями.

Итак, на основе проделанной работы можно сделать вывод о том, что воспитатели не до конца понимают важность и своевременность работы по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей среднего дошкольного возраста в ДОУ.

В связи с этим организация условий воспитания и развития всегда начинается с анализа первичной информации о реальном состоянии воспитанности и образованности дошкольника, состоянии развития детской деятельности, эффективности созданных условий в развитии детской личности, характере его жизнедеятельности. Не является исключением организация методики формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей среднего дошкольного возраста в детском саду. Средством получения необходимой педагогической информации становится диагностика.

Цель диагностики: изучить особенности культуры здоровья детей среднего дошкольного возраста в связи с особенностями личностно-социального развития.

Задачи диагностики:

1.Изучить особенности отношения ребенка к здоровью и мотивации здорового образа жизни.

2.Изучить особенности представлений дошкольников о здоровье, особенности их знаний, умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье по направлениям: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди».

3.Изучить особенности валеологической компетентности ребёнка как готовности самостоятельно решать:

 задачи здорового образа жизни и безопасного поведения;

 задачи разумного поведения в непредвиденных ситуациях;

 задачи оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Для решения обозначенных задач использовался комплекс диагностических методов: наблюдение; беседы с детьми; диагностические игровые задания; проблемные ситуации; анализ продуктов детской деятельности; контент-анализ; анкетирование родителей и воспитателей.

К решению первых трех задач и на основе требований ФГОС ДО, программы «Истоки» и исследований В. А. Деркунской были выделены обобщенные критерии оценки ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей среднего дошкольного:

 интерес ребенка к содержанию бесед, игровых задач и проблемных ситуаций, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни;

 адекватность детских ответов и решений, их осознанность (может объяснить свои решения);

 самостоятельное применение валеологических знаний, умений, навыков ребенком в повседневной жизни, поведении.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения методической работы с детьми среднего дошкольного возраста с целью формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни в ДОУ, и они помогут нам спланировать работу.

Литература:

  1. Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов. Вайнер Э. Н. М.: Флинта: Наука, 2005. — 416 с.
  2. Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М. Воробьева // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 7. — с. 5–9.
  3. Глазырина Л. Д. Физическая культура — дошкольникам: программа и программные требования / Л. Д. Глазырина. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 365 с.
  4. Колбанов, В. В. Формирование здоровья детей в образовательных учреждениях / В. В. Колбанов// Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. — Владивосток: Дальнаука, 2006. — с.139–147.
Основные термины (генерируются автоматически): здорового образа жизни, среднего дошкольного возраста, детей среднего дошкольного, ценностей здорового образа, здоровому образу жизни, формирования здорового образа, сформированности ценностей здорового, формированию ценностей здорового, здоровья детей, ценностного отношения, детей дошкольного, дошкольного образовательного учреждения, формирования ценностного отношения, детей дошкольного возраста, Формирование здорового образа, воспитания здорового образа, привычек здорового образа, жизни детей дошкольного, навыками здорового образа, сторону здорового образа.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов