Библиографическое описание:

Бойцова Я. С. Активизация словарного запаса дошкольников с ОНР III уровня с использованием пальчикового театра при реализации индивидуальных образовательных маршрутов // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №1. — С. 68-72.



Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Уже в раннем детстве у ребёнка возникают потребности общения, которые он удовлетворяет с помощью простейших средств речи: гуления, лепета, первых слов.

В словарном запасе носителя языка выделяются две части: активная и пассивная. Активный (продуктивный) словарный запас включает слова, которые используются в устной речи и письме.

Пассивный (рецептивный) словарный запас включает в себя слова, которые человек узнаёт при чтении и на слух, но не использует их сам в устной речи и письме.

Пассивный словарный запас больше активного в несколько раз.

В дошкольном возрасте границы между пассивной и активной частями личного словарного запаса довольно подвижны: активный словарь увеличивается за счет новых слов, так и за счет перехода слов из пассивной в активную часть личного словарного запаса.

Активизировать детский словарный запас — значит научить детей осмысленно пользоваться словами в своей речи, переводить слова из пассивного состояния в активное. Новые слова должны входить в словарь в сочетании с другими словами. Основными источниками активизации словарного запаса являются (Н. А. Седых):

 наблюдения над окружающей действительностью (природой, общественной жизнью, играми детей и т. д.);

 общение со взрослыми и сверстниками;

 речь взрослых — дети заимствуют у взрослых слова и их употребление, подражают всему, что слышат;

 художественная литература, чтение которой обычно сопровождается анализом и обсуждением содержания, работой над языком произведения [37, с. 87].

К старшему дошкольному возрасту ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу и т. п.

В активном словаре детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня большей частью представлены имена существительные и глаголы. Меньшую часть словарного запаса составляют слова, обозначающие качества, признаки, состояния предметов и действий. «Неумение пользоваться словообразовательными способами препятствует использованию вариантов слов, поэтому дошкольникам не всегда удается подобрать однокоренные слова, а также образовать новые слова с помощью приставок или суффиксов. Часто дети заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению» [30, с. 513–528].

У детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня исследователи выделяют целый комплекс трудностей, который приводит к неправильному овладению словарным запасом:

 трудности выделения существенных дифференциальных семантических признаков, на основе которых противопоставляется значение слов;

 отсутствует умение сравнивать и обобщать;

 недостаточная активность процесса поиска слова;

 ограниченность объема словарного запаса, что затрудняет выбор нужного слова;

 непонимание слов с противоположным (антонимы) и равнозначным (синонимы) значением, а также неумение использовать данные слова в своей речи.

Дошкольники с ОНР III уровня неполноценно используют имеющийся у них словарь, так как значение употребляемых ими слов большей частью не соответствует их действительному значению. Своеобразие словарного запаса сказывается и в том, что большая часть слов, известных детям, составляет пассивный словарь, который медленно переходит в активный. Такой разрыв, в виде преобладания пассивного словарного запаса над активным, сохраняется достаточно долго.

При организации логопедической работы необходимо учитывать современные лингвистические представления о слове, его структуре, онтогенетических закономерностях развития лексического компонента речи. «Для активизации словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи нужна система специальной педагогической стимуляции)», — пишет Е. Ф. Соботович [33, с. 43].

Активизация словарного запаса детей старшего дошкольного возраста происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребёнка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Всё это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.

На начальном этапе проводится работа по уточнению связи обобщающего понятия с частотными существительными, входящими в данное обобщающее понятие. На последующих этапах работы проводится расширение объема обобщающего понятия за счет малопродуктивных слов.

Принципиально новые решения проблемы активизации словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня дает пальчиковый театр, представляющий собой «уникальное средство, позволяющее включать в работу, с одной стороны конкретные игровые действия, а с другой — затронуть «мир образов» [27, с. 11].

Одним из наиболее доступных и любимых детьми дошкольного возраста видов театра является кукольный театр, представляющий собой разновидность театрального представления, в котором главные герои — куклы-марионетки, приводимые в движение кукловодами, чаще всего скрытыми ширмой от зрителей [53].

Л. В. Куцаковой [21] и С. И. Мерзляковой [21] дана классификация кукольного театра для детей дошкольного возраста, в которой выделяются:

 настольный кукольный театр (основа театра — плоская картонка, кружок, магнитный настольный, конусный, готовый и самодельный театр);

 стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный, стендовый, стенд-книжка);

 театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);

 верховые куклы (на ложках, бибабо, тростевые);

 напольные куклы (марионетки, конусный театр);

 театр живой куклы (ростовые, люди-куклы, театр масок).

Для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня наиболее оптимальным является использование пальчикового театра. Это обусловлено влиянием речевого нарушения на состояние мелкой моторики дошкольников, испытывающим затруднения при правильном укладе пальцев рук, удержания их в одной позе, смене поз, последовательных движениях пальцев и т. п. В результате проведенных исследований Н. С. Жукова [15], Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева [44] пришли к выводу, согласно которому тренировка мелкой моторики стимулирует речевую деятельность старших дошкольников с ОНР III уровня.

«Пальчиковый театр способствует организации стимуляции развития речи, внимания, памяти, зрительно-пространственных представлений, двигательно-моторной координации, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, т. е. имеет ярко выраженный имеет психокоррекционный и психотерапевтический эффект».

По сравнению с другими видами кукольного театра, пальчиковый театр обладает рядом преимуществ (Н. А. Медова):

 способствует развитию мелкой моторики и формированию тонких дифференцированных движений пальцев рук;

 доступен для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, поскольку не предполагает наличия у ребенка специальных технических умений для участия в спектакле;

 знаком детям с младшего дошкольного возраста, так как воспитатели широко используют его в разных видах непосредственной образовательной деятельности;

 в инсценировке пальчикового театра ребенок может показать сразу несколько персонажей, т. к. фигурки-персонажи могут быть надеты на все пять пальцев;

 куклы пальчикового театра занимают мало места и не требуют больших материальных затрат;

 существуют разнообразные виды пальчикового театра, изготовленные по различным технологиям, учитывающим физиологические возможности дошкольников (О. Акулова [1], Н. А. Медова [28], Э. Г. Чурилова [46], И. Н. Шевченко [47], А. В. Щеткин [48]).

Атрибуты, необходимые для инсценировки, ребенок надевает на пальцы и действует за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу действия ребенок двигает одним, несколькими или всеми пальцами, проговаривая необходимый текст.

Важное место в подготовительной работе отводится тренировке пальцев (2–3 минуты), которая может быть проведена в форме пальчиковой игры или пальчиковой гимнастики.

Используются некоторые упражнения с куклой: надевание куклы на руку, на палец, повороты куклы вправо, влево, покачивания куклой из стороны в сторону, поклоны. Важно удерживать куклу таким образом, чтобы она смотрела на зрителя или на другую куклу. Ребенок учится управлять куклой как левой, так и правой рукой, при этом педагог внимательно следит за положением локтей при управлении двумя куклами одновременно. Разминку начинать нужно с простых движений. Выполнять их можно в любой последовательности.

«Для пальчикового театра отбираются доступные по содержанию, небольшие по объёму пьесы. Длительность представления составляет около 5–7 минут. В качестве текстов для пьес используются знакомые и любимые народные сказки, сюжеты для кукольных театров, стихи отечественных и зарубежных поэтов» [48,с.15].

Этюды позволяют подготовить ребенка с ОНР III уровня к будущему пальчиковому театру, знакомят детей с игрушками и особенностями манипулирования и управлениями пальчиковыми куклами. В ходе этюдов распределяются роли, читается текст будущего спектакля, разучиваются основные движения. Важным приемом работы на подготовительном этапе является использование художественного слова (чтение сказок).

Второй этап работы по организации пальчикового театра — основной: ознакомление ребенка с содержанием сказки: эмоциональное прочтение сказки;

 уточнение понимания прочитанного: беседа;

 обсуждение характера, внешнего вида героев;

 обсуждение сюжета;

 подготовка пальцев рук к действиям с куклой: пальчиковая гимнастика, закрепление правил пользования куклой;

 совместное составление пересказа с использованием пальчикового театра.

В работе над сказками в пальчиковом театре используются:

1. Индивидуальные игры с ребенком с ОНР III уровня. Если не получаются какие-либо элементы пальчикового театра, с ребенком необходимо уточнить последовательность движений, положение пальцев, сопровождение текста.

2. Подгрупповые игры, на которых целесообразно разучивать с детьми новые постановки пальчикового театра, распределять роли, отрабатывать движения героя в соответствии с репликой.

3. Групповые игры с детьми с ОНР III уровня используются на этапе закрепления разученных пальчиковых постановок.

Инсценировка пальчикового театра: самостоятельное составление пересказа ребенком с ОНР III уровня без использования пальчикового театра.

На начальном этапе работы у ребенка с ОНР III уровня наблюдаются значительные трудности в выполнении предложенных игр и заданий, отмечаются множество допускаемых ошибок, сложности в манипулировании пальчиковыми куклами, поэтому необходимо полное объяснение задания и постоянный контроль со стороны педагога.

Примеры пальчиковых кукол, которые используются в работе.

Деревянные наперсточные пальчиковые куклы по-разному расписаны, могут быть применимы к разным сказкам. Героев можно комбинировать и, собрав достаточную коллекцию, отыграть десятки разных сказок. Ко всему прочему, такие пальчиковые куклы способны сами устойчиво стоять на столе или полочке. Так что мини-театр может быть в последствии уже не обязательно пальчиковым.

Инсценировки пальчикового театра создают эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребенка, участвуя в спектакле, дети чувствуют более себя раскованно, свободно. Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. С помощью пальчикового театра вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Игры с героями пальчикового театра позволяют стимулировать речевую активность, так как вся теплота, самобытность, яркость, вложенная автором в фигурку, вовлекает ребенка в сказочный мир, помогая снять различные блоки.

Литература:

  1. Акулова, О. Театрализованные игры [Текст] / О. Акулова // Дошкольное воспитание. — 2005.- № 4. — С. 34–36.
  2. Алексеева, М.М., Яшина, Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. — Москва: Академия, 2000. — 400 с.
  3. Антипина, А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст] / А.. Антипина. — Москва: ТЦ «Сфера», 2006. — 128 с.
  4. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] / Л. В. Артемова. — Москва: Просвещение, 1991. — 127 с.
  5. Белобрыкина, О. А. Речь и общение [Текст] / О. А. Белобрыкина. — Ярославль: Академия развития, 1998. — 240 с.
  6. Бондаренко, Л. Н. Применение игровой обучающей ситуации при формировании словаря у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи [Текст] / Л. Н. Бондаренко // Логопед. — 2008. — № 1. — С. 33–40.
  7. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] / А. М. Бородич. — Москва: Просвещение, 1981. — 256 с.
  8. Бурдышева, Т. Ю. Пальчиковые игры. От 3 до 7 [Текст] / Т. Ю. Бурдышева. — Москва: ИЦ КАРАРУЗ, 2006. — 88 с.
  9. Вершинина, О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / О. М. Вершинина // Логопед. — 2004. — № 1. — С.34–40.
  10. Войдинова, Н. М. Куклы в доме [Текст] / Н. М. Войдинова. — Москва: Просвещение, 1998. — 110 с.
  11. Волосовец, Т. В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст] / Т. В. Волосовец. — Институт общегуманитарных исследований В. Секачева. — Москва: Академия, 2002. — 256 с.
  12. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте — психологический очерк: Книга для учителя. — 3-е издание [Текст] / Л. С. Выготский. — Москва: Просвещение, 1991. — 431 с.
  13. Гвоздев, А. Н. Как дети дошкольного возраста наблюдают явления языка [Текст] / А. Н. Гвоздев // Детская речь: Хрестоматия. Ч.III. — Санкт-Петербург: СОЮЗ, 1999. — 399 с.
  14. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л. Н. Ефименкова. — Москва: Русский язык, 1985. — 180 с.
  15. Жукова, Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей [Текст]: учеб.- метод. пособие / Н. С. Жукова. — Москва: Соц.- полит, журн., 2000. — 110 с.
  16. Еремина, В. Н. Обогащение словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами [Текст] / В. Н. Еремина // Дефектология. — № 5. — 2002. — С. 73–75.
  17. Климченко, Т. Играем в театр кукол [Текст] / Т. Климченко // Дошкольное воспитание. — 2002. — № 4. — С. 34–36.
  18. Красильникова, Н. А. Пальчиковые игры для детей. Веселое путешествие [Текст] / Н. А. Красильникова / / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2008. — № 5. — С. 50.
  19. Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры (для детей 4–7 лет) [Текст] / О. И. Крупенчук. — Санкт-Петербург: Литера, 2008.- 33с.
  20. Кузнецова, Э. В. Лексикология русского языка [Текст] / Э. В. Кузнецова. — Москва: Просвещение, 1982. — 280 с.
  21. Куцакова, Л. В. Воспитание ребенка — дошкольника. Развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно — творческого. В мире прекрасного [Текст] / Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова.- Москва: Владос, 2004.- 368 с.
  22. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. — Санкт-Петербург: СОЮЗ, 1999. — 160 с.
  23. Леонтьев, А. А. Деятельность и общение [Текст] / А. А. Леонтьев // Вопросы философии. — 1979. — № 1. — С. 90–94.
  24. Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Избр. соч. в 2- х тт. Т. 2 [Текст] / А. Н. Леонтьев. — Москва: Наука, 1989. — С. 303- 323.
  25. Лопатина, Л.В., Серебрякова, Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие [Текст] / Л. В. Лопатина, Серебрякова Н. В. — Санкт-Петербург: СОЮЗ, 2000. — 192 с.
  26. Лурия, А. Р. Язык и сознание [Текст] / Под ред. Е. Д. Хомской. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 340 с.
  27. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст]: пособие для работников дошк. учреждений / М. Д. Маханева. — Москва: ТЦ «Сфера», 2001. — С.9–16,76–121.
  28. Медова Н. А. Пальчиковый театр как средство ознакомления с окружающим миром [Текст] / Н. А. Медова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2005. — № 3. — С. 22–25.
  29. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие для дошкольников дошкол. пед. уч- щ. / Под ред. Л. П. Федоренко, Г. А.Фомичева, В. К. Лотарева, А. П. Николаичева. — Москва: Просвещение, 1984. — 240 с.
  30. Моисеева, Р. Пальчиковые игры-упражнения [Текст] / Р. Моисеева // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 10. — С. 22–24.
  31. Моторина, Н. Н. Формирование предметного словаря у детей с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / Н. Н. Моторина. — Режим доступа: http://www.logoped- sfera.ru/formirovanie- predmetnogo- slovarya- u- detej- s- obshhim- nedorazvitiem- rechi.html. — Загл. с экрана.
  32. Нищева, Н. В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста [Текст]: учебно- методическое пособие-конспект / Н. В. Нищеева. — Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002. — 47 c.
  33. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции [Текст] / Под ред. Е. Ф. Соботович. — Москва: Классикс стиль, 2003. — С. 40- 50.
  34. Рогожникова, М. В. Артикуляционные и пальчиковые игры — сказки [Текст] / М. В. Рогожникова / / Логопед. — 2008. — № 2.- С 66–73.
  35. Рузина, М.С., Афонькина, С. Ю. Страна пальчиковых игр [Текст] / М. С. Рузина, С. Ю. Афонькина. — Санкт-Петербург: Кристалл, 1997. — 145 с.
  36. Самотик, Л. Г. Лексика современного русского литературного языка [Текст] / Л. Г. Самотик. — Москва: Флинта, 2012. — 510 с.
  37. Седых, Н. А. Воспитание правильной речи у детей. Практическая логопедия [Текст] / Н. А. Седых. — Москва: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006. — 279 с.
  38. Спирова, Л. Ф. Развитие лексической системы языка у детей с общим недоразвитием речи // Особенности речевого развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Л. Ф. Спирова. — Москва: Просвещение, 1980. — 211 с.
  39. Спирова, Л.Ф., Ястребова, А. В. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи // Методы обследования Нарушения речи у детей [Текст] / Под ред. Т. А. Власовой. — Москва: Наука, 1982. — 118 с.
  40. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] / Е. И. Тихеева. — Москва: Просвещение, 1981. — 111 с.
  41. Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / под ред. Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарева, А. П. Николаевича. — Москва: Просвещение, 1984. — 240 с.
  42. Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста [Текст] / Л. Б. Фесюкова. — Харьков: Фолио, 1996. — 464 с.
  43. Филимонова, О. Ю. Развитие словаря дошкольника в играх [Текст] / О. Ю. Филимонова.- Санкт-Петербург: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2007. — 128 с.
  44. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст]: практ. пособие / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — 4- е изд. — Москва: Айрис-пресс, 2007. — 224 с.
  45. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст] / В. В. Цвынтарный. — Нижний Новгород: Флокс, 1995. — 32 с.
  46. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников [Текст] / Э. Г. Чурилова. — Москва: Владос, 2011. — 160 с.
  47. Шевченко, И. Н. Пальчиковый театр в системе коррекции дефектов речи у дошкольников [Текст] / И. Н. Шевченко // Логопед. — 2011.- № 1. — С.45–59.
  48. Щеткин, А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4–5 лет [Текст] / А. В. Щеткин. — Москва: Мозаика-Синтез, 2008. -128 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов