Библиографическое описание:

Барабанова М. С. Проблемы психологической готовности дошкольников к обучению в школе // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №1. — С. 1-3.



Проблема психологической готовности ребёнка к обучению в школе, на мой взгляд, очень актуальна в наше время. Ребёнок растёт, и по мере этого родители начинают задумываться о его поступлении в школу. Раньше для поступления в школу достаточно было простого знакомства с учителем. Современные «подготовишки» испытывают серьёзный стресс в процессе поступления в первый класс.

Итак, что же необходимо знать и уметь ребёнку, чтобы формулировка «готов к школьному обучению» звучала правдиво. Психологи считают, что термин «школьная готовность» можно разделить на несколько составляющих: личностная готовность, волевая готовность, интеллектуальная готовность. Хотелось бы подробнее остановиться на первой. Итак, что же подразумевает личностная готовность? На смену игровой мотивации приходит мотивация учебная. Ребёнок хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет интерес к получению новых знаний. Часто будущий школьник просто хочет стать взрослым, примерить красивую школьную форму, получить новый портфель в подарок. Когда такой ребёнок сталкивается с первыми трудностями школьной жизни, желание учиться сменяется разочарованием.

Хотелось бы остановиться на ещё одной проблеме будущих школьников- посещение занятий по подготовке к школе. Многие «подготовишки» посещают такие занятия. С одной стороны, ребёнок знакомится с будущим местом своей учёбы, привыкает к обстановке школы. Но есть и обратная сторона. Дети устают от учёбы в вечернее время, они не достаточно отдыхают. Школа перестаёт быть желанной мечтой, а становится тяжёлой работой, которую, порой, не хочется выполнять.

Каждый год я, как психолог детского сада, провожу диагностику детей подготовительной группы к школе. Помимо заданий на уровень развития внимания, памяти, мелкой моторики руки и других психологических показателей готовности, я изучаю и мотивационную готовность будущих первоклассников к школе. Для этого детям задаются несколько вопросов следующего содержания

  1. Хочешь ли ты пойти в этом году в школу?
  2. Если бы тебе предложили

а) пойти в этом году в школу

б) заниматься дома с мамой

с) ещё год походить в детский сад

что бы ты выбрал (а)?

  1. Какие занятия в детском саду тебе нравятся больше всего?

На основании диагностики прошлого года мною было проведено небольшое исследование, целью которого было выяснить, насколько сформирована мотивационная (личностная) готовность у детей подготовительной группы. Результаты исследования я занесла в таблицу.

Имя ребёнка

Хочешь ли ты пойти в школу в этом году?

Если бы тебе предложили а) пойти в этом году в школу б) заниматься дома с мамой с) ещё год походить в детский сад – что бы ты выбрал (а)?

Какие занятия тебе нравятся в детском саду?

1

Вероника Г.

Да

Заниматься дома с мамой

Физкультура

2

Влад Л.

Нет

Остаться ещё в детском саду

Рисовать, играть

3

Максим

Нет

Заниматься дома с мамой

Рисование

4

Вероника В.

Да

Заниматься дома с мамой

Окружающий мир

5

Маша Ф.

Да

Пойти в школу

Математика, чтение

6

Настя

Да

Пойти в школу

Рисование

7

Альбина

Да

Пойти в школу

Математика

8

Иван

Да

Пойти в школу

Математика, окружающий мир

9

Влад С.

Да

Пойти в школу

Рисовать по клеточкам.

10

Даниил

Да

Пойти в школу

Рисование

11

Матвей

Да

Заниматься дома с мамой

Лепка, рисование

12

Арсений

Да

Пойти в школу

Рисование, аппликация

13

Таня

Да

Заниматься дома с мамой

Рисование, лепка

14

Денис

Да

Пойти в школу

Физкультура

15

Стас

Нет

Остаться ещё в детском саду

Рисование

16

Артур

Нет

Заниматься дома с мамой

Играть в войну

17

Маша Л.

Да

Пойти в школу

Рисование по клеточкам

18

Саша

Да

Заниматься дома с мамой

Математика

19

Ксюша

Да

Остаться ещё в детском саду

Рисование

20

Маша Т.

Нет

Заниматься дома с мамой

Делать поделки

Итак, если проанализировать ответы детей, то можно сделать выводы:

  1. На первый вопрос «Хочешь ли ты пойти в школу в этом году?» 5 ребят из 20 (25 %) ответили отрицательно. Ребята не хотят идти в школу, связывая с ней уже заранее имеющийся негативный опыт.
  2. При ответе на второй вопрос «Что бы ты выбрал (а)?

9 ребят из 20 (45 %) изъявили желание пойти в школу

8 ребят из 20 (40 %) занимались бы дома с мамой

3 ребёнка из 20 (15 %) предпочли бы остаться в детском саду

  1. Отвечая на третий вопрос 7 детей отдали предпочтение предметам, связанным с будущим школьным обучением (35 %). Это математика. Выполнение заданий по клеточкам, знакомство с окружающим миром. Остальные предпочли рисование, аппликацию, физкультуру, лепку. Некоторые дошкольники отдали предпочтение игре.

Что показало данное исследование? Большинство детей, на первый вопрос отвечают утвердительно. «Хочешь ли ты идти в школу?» Конечно, ребёнок осознаёт смену своей социальной роли на более значимую. Он уже не дошколёнок, не малыш, а будущий первоклассник! Это повышает статус ребёнка. «Конечно я хочу школу!» — скажет вам большинство «подготовишек». Но во втором вопросе кроется секрет отношения к будущим переменам.

Ребёнок начинает анализировать возможные варианты своего будущего. Заниматься с мамой дома? Это тоже вариант. Мама — близкий и родной человек для каждого малыша. Как, должно быть, приятно не посещать незнакомую и чужую школу, а учиться дома с мамой. Или остаться в детском саду? Любимый детской сад, ребёнок знает каждый уголок. Любимые воспитатели, которые и поругают, и пожалеют. Здесь процент детей, сомневающихся в желании идти в школу, больше.

Обдумывая причины подобных ответов детей, я сделала вывод, что перемены в жизни старших дошкольников часто связаны с переживаниями, дискомфортом. А для кого-то школа- это стресс. Дети испытывают волнение, когда к 7 годам (а у кого-то и раньше!) их привычный статус ребёнка- дошкольника меняется на статус ученика. Данные перемены вызывают у детей тревожность. А справлюсь ли я? Получится ли освоиться в новой роли? Что скажут окружающие? Как будет там, в школе?

В ответах на третий вопрос, многие ребята выбрали предметы, связанные с детскими видами деятельности: рисование, лепка, аппликация. Небольшой процент детей выбрали в качестве своих любимых занятий математику, чтение, ознакомление с окружающим миром. Это, на мой взгляд, может говорить о загруженности детей занятиями по подготовке к школе. Некоторые среди своих любимых занятий назвали игру. Значит, учебная мотивация ещё не пришла на смену игровой. Такой ребёнок не будет психологически готовым к началу школьного обучения.

Анализируя ответы детей и выводы по ним, можно сформулировать советы и рекомендации для родителей и воспитателей, чьи воспитанники скоро станут «первоклашками»:

1. Старайтесь не перегружать детей дополнительными занятиями.

2. Ориентируйтесь на физическое состояние ребёнка, его работоспособность, утомляемость, самочувствие.

3.Оставьте только самые необходимые для малыша занятия. Или те, которые он любит больше всего.

  1. Ориентируйтесь на интересы и склонности ребёнка к какому-либо виду деятельности. Не заставляйте заниматься тем, чем ему заниматься не хочется, и занятия не являются обязательными.
  2. Давайте детям возможность играть! Игра- ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, переход к учебной деятельности должен быть постепенным.
  3. Хвалите ребёнка за успехи на занятиях по подготовке к школе. Вселяйте уверенность, что у него всё обязательно получится. Хвалите даже за маленькие победы!
  4. Подчёркивайте важность взросления ребёнка, говорите, какую гордость вы испытываете за него, что он становится первоклассником! Пусть остальные члены семьи также поддерживают ребёнка в его новой роли.

Личностная готовность очень важна для формирования готовности ребёнка к школьному обучению. Порой, родители не придают ей особого значения. «Мой читать и считать умеет, к школе готов!» — говорят они о своих детях. Большинство родителей полагают, что навыков чтения, счёта и письма вполне достаточно для того, чтобы их ребёнок пошёл в первый класс. Они бывают крайне удивлены, когда мы начинаем рассказывать им и о других составляющих, которые должны быть сформированы у будущего первоклассника.

  1. Личностная готовность.

Наличие учебной мотивации, наличие социальной позиции школьника (уметь взаимодействовать со сверстниками, умение общаться, работать совместно с другими).

  1. Эмоциональная готовность.

Сформированность определённого уровня эмоциональной устойчивости, умения контролировать свои реакции, адекватно реагировать на слова учителя, снижение количества импульсивных реакций.

  1. Волевая готовность.

Ребёнку необходимо выполнять предложенное задание, внимательно слушать инструкцию, выполнять даже те задания, которые не кажутся ему интересными.

  1. Интеллектуальная готовность.

Развитие психических процессов, а именно внимания, памяти, мышления (образного, словесно- логического, пространственного, умение анализировать, находить сходство и отличия, сформированность к обобщению, анализу, синтезу, умения объединять предметы по какому-либо признаку, устанавливать логические связи между предметами). Также важным является кругозор ребёнка, система его представлений об окружающем, освоение программы по отдельным предметам дошкольного образования. Крайне важно развитие речи. Также ребёнку придётся выполнять заданий в тетрадях, поэтому развитие мелкой моторики, пространственных представлений также является неотъемлемой составляющей готовности ребёнка к школе.

К сожалению, многие родители не придают данным навыкам большое значение. Это ведёт к тому, что ребёнок начинает испытывать много трудностей, начиная обучение в школе. В итоге хотелось бы сказать, что современные дети испытывают намного большие нагрузки, чем их родители в их возрасте. Не сравнивайте своих детей с собой. Они другие, и требования современного общества также сильно изменились. Любите своих малышей, помогайте им в их нелёгком пути к знаниям, и тогда каждый ребёнок с уверенностью сможет сказать: «Я хочу пойти в школу!»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов