Библиографическое описание:

Родионова А. М., Иванова Н. В., Семенова С. Ю. Интегрированное занятие по музыке и тестопластике в рамках инклюзивного образования для детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №1. — С. 52-54.



В нашем дошкольном отделении с 2011 года проводится образовательная деятельность с детьми инвалидами (ДЦП, синдром Дауна, аутизм и т. д.). В инклюзивном образовании этих детей мы используем музыкально-изобразительную деятельность. Более трех лет мы проводим интегрированную непосредственную образовательную деятельность совместно с музыкальным руководителем, педагогом-психологом, учителем-логопедом.

В нашем дошкольном отделении есть вариативная форма группа кратковременного пребывания «Поддержка» (ГКП «Поддержка») для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, которые не посещают группу полного дня.

Для детей с синдром Дауна характерны задержки речевого и умственного развития, которые зависят от врожденных факторов и от занятий с ребенком. Когнитивное развитие детей с таким синдромом в разных случаях сильно различается. До рождения не возможно определить, как хорошо ребенок будет обучаться и развиваться физически. Мелкая моторика задерживается в развитии значительнее других физических качеств.

Детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за произвольными движениями. В настоящее время проблема детей инвалидов приобретает не только медицинскую, но и социально-психологическую значимость, так как психомоторные нарушения, двигательная ограниченность, повышенная раздражительность мешают таким детям адаптироваться к жизни в обществе, усваивать образовательную программу. В этой связи, особо актуальной является проблема коррекции негативных проявлений детского церебрального паралича. Для детей с церебральным параличом характерны разнообразные эмоциональные и речевые расстройства. Большая роль в отклонениях психического развития детей с церебральным параличом принадлежит двигательным, речевым и сенсорным нарушениям. Дети с церебральным параличом нуждаются в ранней комплексной лечебно-педагогической работе, направленной, прежде всего, на развитие моторики речи и коммуникативного поведения. Также важно как можно раньше воспитывать у этих детей тактильные навыки. О связи руки с развитием мозга говорят многие современные педагоги и психологи. Они утверждают, что формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук, что и мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука.

Цель непосредственной образовательной деятельности — это адаптация ребенка с нарушениями развития к жизни в нашем обществе. Поэтому и все усилия направлены на реализацию этой цели. Способ, при помощи которого ребенок сможет приспособиться к миру, зависит от особенностей самого ребенка, его возможностей. Чтобы понять, что нужно данному ребенку с нарушениями развития и как лучше организовать помощь ему, необходимо сотрудничество многопрофильной команды специалистов, каждый из которых вносит свой вклад в общую работу. В программу занятий с ребенком могут входить групповые и индивидуальные занятия, которые ведут логопед, психолог и музыкальный руководитель.

Особое место в инклюзивном образовании занимают музыкальные занятия. Занятия музыкой с «особыми» детьми — это очень эмоциональный вид работы, в него легко и с удовольствием включаются очень многие дети, в такой форме они готовы выполнять даже те действия, на которые не способны на других занятиях.

Музыкальные занятия позволяют решать различные задачи. Они важны, например, для развития эмоциональной сферы ребенка. На музыке часто легче происходит установление контакта ребенка с педагогом. Это происходит, с одной стороны, за счет насыщенности музыкальной деятельности положительными эмоциями — музыкальный педагог, играющий произведения, которые ему нравятся, получает удовольствие, которое передается ребенку и всем присутствующим на занятии. С другой стороны, на музыкальном занятии у педагога есть возможность так организовать деятельность, что у ребенка не возникает ощущения выполнения заданий — он делает то, что ему нравится (свободно двигается под музыку, поет или стучит в барабан и др.) и при этом получает одобрение взрослых. После того, как ребенок эмоционально включился в процесс занятия, ему становится легче выполнять действия, которые предлагает ему педагог, подчиняться правилам занятия — не просто стучать в барабан, а только когда играет музыка, петь ту песню, которую поют все и т. д. Если сначала педагог принимал все, что делал ребенок, то теперь от ребенка ждут определенных действий. Ребенок начинает действовать произвольно, выполняя то, что просит педагог, и отказываясь от немедленного осуществления своих собственных желаний. Здесь необходимо помнить, что музыкальный зал стал для ребенка любимым местом, где он привык получать удовольствие. Для того, чтобы эта связь не исчезла, ребенку надо дать возможность играть в любимые игры даже если они не входят в программу занятий, которую педагог составил для ребенка на этом этапе. Мы договариваемся с ребенком, предлагаем ему дождаться окончания упражнения, после чего ему разрешат поиграть на любимом инструменте или побегать, как он привык на первых занятиях. Это способствует, с одной стороны, развитию произвольности, сознательной регуляции деятельности, а с другой — возникновению общения между ребенком и педагогом.

У многих наших детей имеется богатый опыт посещения больниц, где делают уколы, болезненный массаж и т. д. В результате они боятся попадать в новые места, общаться с незнакомыми взрослыми — они не знают, чего ждать от взрослого, который может и обидеть, и заставить делать что-либо неприятное. Для того, чтобы у ребенка возникло доверие к педагогу, часто нужно длительное время, в течение которого взрослый постоянно демонстрирует свое положительное отношение к ребенку, принятие ребенка со всеми его особенностями, безопасность ситуации, в которую он попал. На музыкальном занятии одни и те же песни, танцы и игры повторяются из занятия в занятие, благодаря чему ребенок довольно быстро запоминает их последовательность и получает возможность прогнозировать дальнейший ход занятия, ждать следующей игры. Такая повторяемость песен и заданий позволяет ребенку преодолеть тревожность, которая обычно мешает ему проявить активность и получить удовольствие от предлагаемых игр, и принять участие в занятии. Когда педагог видит, что ребенок расслабился, перестал волноваться и со страхом ждать чего-то неприятного, он может постепенно вводить изменения в уже усвоенную структуру занятия — предлагать новые музыкальные игры, другую песню и т. д.

Музыкальная часть интегрированного занятия, воздействуя на эмоциональную сферу ребенка с нарушениями развития, позволяют пройти адаптацию к образовательному учреждению легко, благодаря чему ребенок оказывается готов к другим, более сложным для него занятиям. Также на музыкальных занятиях решаются коррекционные задачи: развитие двигательной сферы, слухового внимания, восприятия и др.

Педагог на занятии использует разные музыкальные инструменты: он играет на фортепиано, ложках, и т. д. В течение всего занятия педагог поет. Ребенку предлагаются разные детские музыкальные инструменты: маракасы, бубенчики, бубен, барабан, ложки, дудочки и др. Во время выполнения разных заданий и игр ребенок слышит разные звуки и видит, какие инструменты их издают. Постепенно он начинает различать знакомые инструменты по звучанию, у него появляются любимые инструменты. Многие дети становятся способны угадать, на каком инструменте играет педагог, не видя самого инструмента, ориентируясь по слуху. Познакомившись со звучанием разных музыкальных инструментов, дети начинают легче определять по слуху, где находится педагог. Сначала для многих детей трудно просто повернуть голову в сторону пианино, которое всегда стоит на одном месте. Постепенно они научаются ориентироваться в музыкальном зале, запоминают не только где стоит пианино, но также на каких полках лежат другие инструменты — тогда они довольно быстро находят педагога, играющего на ложках в каком-нибудь неожиданном месте, например, около окна. Таким образом, при помощи музыкальных средств ребенок учится различать неречевые звуки, локализовать звук в пространстве, определять источник звука, соотносить инструмент и его звучание. Развитие неречевого слуха часто является одной из первых задач, которые ставит перед собой педагог, начинающий работать с ребенком.

Вторая часть интегрированного занятия — это тестопластика (лепка из соленого теста). Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка с синдромом Дауна и ДЦП. Кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию речи и творчества ребенка. Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики. Развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизирует работу обеих рук. Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. Развивает творчество ребенка. Учит детей замечать красоту. Поэтому развитию мелкой моторики, развитию “руки”, ручной умелости необходимо уделять особое внимание. Следовательно, лепка — полезное занятие для пальчиков, так как развитие мелкой моторики рук у детей напрямую связано с развитием речи и мышления. Работа с тестом — это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Через обучение детей тестопластике решается целый комплекс развивающих и воспитательных задач: развитие мелкой моторики, сенсорной чувствительности и зрительно-моторной координации, совершенствование устной речи, развитие внимания, памяти, мышления, воображения, художественно-эстетического вкуса. Расширяется кругозор детей, развиваются такие важные качества личности ребёнка, как аккуратность, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.

Этапы работы по тестопластике для детей-инвалидов и ОВЗ: знакомство с тестом — необходимо оценить, как ребенок реагирует на новый материал; несложные манипуляции с тестом; постановка конкретных задач для ребенка, т. е. показать, как правильно делать, затем сделать рукой ребенка и в заключении дать возможность ребенку самому попробовать сделать тоже самое.

Вариантов занятий с тестом даже только начинающему лепить ребенку довольно много:

 Отщипывать кусочки и приклеивать обратно;

 Катать колбаски и шарики пальчиком или ладошкой;

 Плющить ладошкой колобки и размазывать пальцем;

 Хлопать по тесту ладошкой;

 Катать шарики и колбаски разных размеров;

 Растягивать, сжимать, тыкать, бросать и многое другое.

Очень важным, на наш взгляд, на наших занятиях является обязательное присутствие родителя. Ведь нужно не только ребенка научить чему то новому, но и относиться к себе по-другому и родителю показать, что умеет делать ребенок, научить правильно взаимодействовать с ребенком и продолжить работу с ребенком дома. Всегда приятно наблюдать, как стеснительность мам и пап проходит, они радуются достижениям своего дитя, начинают гордиться им.

Интеграция музыки и тестопластики благотворно влияет на развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ в дошкольном возрасте. Музыкальная образовательная деятельность оказывает положительное влияние на эмоциональный фон и позволяет легко настроится на продуктивную деятельность. На интегрированной образовательной деятельности решаются коррекционные задачи: развитие двигательной сферы, слухового внимания, восприятия, воображения, пространственного мышления, общей ручной умелости, мелкой моторики, синхронизация работы обеих рук.

Литература:

  1. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. — М., АСТ, 2002.
  2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., Просвещение, 1986.
  3. Кискальт Изольда Солёное тесто: увлекательное моделирование. -М., профиздат, 2002.
  4. Левченко И. Ю., Приходько О. Г., Гусейнова А. А. Детский церебральный паралич: коррекционная работа с дошкольниками.-М.: «Книголюб», 2008.
  5. Лыкова И. А. Лепим, фантазируем, играем. — М.: Сфера, 2004.
  6. Николаева Е. И. Психология детского творчества. — СПб: Речь, 2006.
  7. Пономарева Г. А., «Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми с ДЦП от 3-х до 12 лет в условиях сенсорной комнаты» Сб. ДО г. Москвы ЮОУО «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья». (Из опыта работа специалистов Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения), М: 2008.
  8. Силаева К., Михайлова И. Солёное тесто. — М., изд. «Эксмо», 2004.
  9. Устинова Е. В. Детский церебральный паралич: коррекционная работа с дошкольниками.-М.: «Книголюб», 2008.
  10. Халезова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду. — М.: Просвещение, 2005.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов