Библиографическое описание:

Ястребцова А. О. Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви к родному городу у старших дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №1. — С. 64-68.



В статье рассматриваются методические основы организации мониторинга уровней развития патриотических чувств любви к родному городу у старших дошкольников. С этой целью проведен анализ программ дошкольного образования в области патриотического воспитания, подобраны критерии и показатели для изучения уровней развития, проведена диагностика детей старшего дошкольного возраста, описаны результаты исследования.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, патриотическое воспитание, задачи, критерии, показатели, мониторинг, результаты, диагностик.

Постановка проблемы.Согласно Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, с целью установления уровня развития знаний, умений и навыков, предусмотренных программой ДОУ необходимо проводить мониторинг. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования призвана обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения данной программы и динамики развития детей.

Исходя из этого, необходимым условием патриотического воспитания дошкольников является осуществление мониторинга уровней развития патриотических чувств любви к родному городу у старших дошкольников. Для его реализации необходимо отобрать критерии и показатели развития изучаемых знаний и отношений, исходя из задач дошкольного образования в данном виде деятельности, подобрать диагностические задания для организации мониторинга.

Целью статьи является подбор критериев, показателей и диагностических заданий для изучения уровня развития патриотических чувств у старших дошкольников.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что на современном этапе практически отсутствуют методические разработки, в которых выделены критерии и показатели, а также представлены диагностические задания для определения уровней сформированности патриотических чувств стерших дошкольников, которые отвечали бы требованиям задач современных программ дошкольного образования в области патриотического воспитания дошкольников.

Анализ исследований.

Учитывая рекомендации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, рассмотрим некоторые программы дошкольного образования, в которых выделены вопросы, посвященные патриотическому воспитанию ребенка, попытаемся очертить цели и задачи, связанные с патриотическим воспитанием детей (таблица 1).

Таблица 1

Анализ программ по патриотическому воспитанию дошкольников

Название программы

Задачи работы

От рождения до школы

 на основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к родному краю, Родине;

 закреплять представления о том, что в нашей стране мирно живут люди разных национальностей;

 воспитание у ребенка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, поселку Родине, уважение к людям разных национальностей, государственной символике (гимну, флагу, гербу Российской Федерации).

Детство

 развивать представления о родном городе и стране, гражданско-патриотические чувства;

 способствовать развитию основ патриотических и гражданских чувств;

 развитию этнической идентичности ребенка.

 формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, многообразии стран и народов мира;

 знакомство детей с былинными и современными за щитниками Родины, их качествами, внешним обликом.

Истоки

 создавать условия для формирования нравственной основы первоначальных чувств патриотизма как общечеловеческой ценности (любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, окружающим);

 способствовать воспитанию чувства патриотизма, осознанию ребенком себя как гражданина своей страны, уважительно и с гордостью относящегося к ее символике (флагу, гербу, гимну);

 формировать чувство патриотизма и любви к природе родного края.

Таким образом, несмотря на разнообразие программ, задачи по патриотическому воспитанию в них сводятся к:

 развивать представления о родном городе и стране;

 формировать первоначальные чувства патриотизма как общечеловеческой ценности (любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, окружающим);

 способствовать осознанию ребенком себя как гражданина своей страны, уважительно и с гордостью относящегося к ее символике (флагу, гербу, гимну).

Для диагностики уровня патриотических чувств у старших дошкольников в группах нами были выделены критерии, показатели и уровни патриотического развития детей, согласно требованиям программ ДОУ.

1. Когнитивный критерий, с показателями:

 наличие знаний названия своего города, района, домашнего адреса;

 наличие знаний достопримечательностей города, площадей, скверов).

2. Мировоззренческо-ценностный критерий, с показателями:

 способность к аргументированному суждению, оценке;

 умение выразить свое отношение к объектам.

3. Мотивационно-потребностный критерий, с показателями:

 эмоционально-эстетическая отзывчивость;

 уважение и интерес к культуре народа, народному искусству, традициям, обычаям, фольклору, стремление к их творческому освоению и сохранению.

Контрольные задания по каждому критерию включают в себя:

Когнитивный критерий. Задание «Родной город».

Цель: определить уровень знаний о городе, крае (знать название своего города, района, домашний адрес. Называть достопримечательности города, площадей, скверов)

Предварительная работа: беседы, занятия, экскурсии.

Оборудование: развивающая игра «где находится памятник?" Карта-схема города, фотографии с достопримечательностями, фишки.

Методы: беседа, игра, запись ответов детей.

Ход: беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на картинки, назвать памятник и обозначить его фишкой на карте.

Мировоззренческо-ценностный критерий. Задание «Государственная символика»

Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о гербе, флаге РФ и родного города.

Материалы: герб, флаг РФ и Севастополя.

Методы: беседа

Ход проведения:

Ребенку предлагается рассмотреть предложенные символы города и государства, назвать их, дать им характеристику, объяснить символику.

Мотивационно-потребностный критерий. Задание. «Нравственно-патриотическое отношение»

Цель: определить отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на вопрос. Способность мыслить свободно.

Методы: беседа. Воспитатель предлагает ответить на следующие вопросы:

— Какие достопримечательности вы хотели бы посетить вместе с родителями в городе Севастополе?

Что интересное о родном городе ты видел, посещая музеи нашего города?

Исходя из ответов детей по всем заданиям определялся уровень развития нравственно-патриотических чувств и сформированности знаний о родном городе у старших дошкольников:

Высокий уровень. Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4–5 улицы, площадь. Ребенок правильно определяет символы. Называет цвета флага РФ и Севастополя, знает порядок их расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего города и гербе России. Может объяснить символику герба РФ и Севастополя. Проявляет интерес.

Средний уровень. Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Ребенок правильно определяет символы. Допускает незначительные ошибки в определении цветов и их значения флагов. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении. Ребенок полными предложениями, логично и последовательно отвечает на вопросы. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового он узнал от посещения того или иного объекта. Ребёнок передает настроение, впечатление. Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.

Низкий уровень. Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно. Ребенок неправильно определяет символы. Затрудняется рассказать о цветах флагов, символах герба. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме. Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограничен

Для диагностики уровней развития патриотических чувств старших дошкольников были подобраны две группы детей 5–6 лет по 25 человек в каждой. Экспериментальная работа проводилась на базе ГБДОУ детский сад № 128 комбинированного вида города Севастополя.

Анализ результатов проведенного исследования по всем заданиям приведен в таблице 2. На диаграмме рисунка 1 отображены итоговые результаты проведенного исследования.

Таблица 2

Результаты изучения уровней развития патриотических чувств старших дошкольников

Уровень

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Итоговый показатель

№ 1 экспериментальная

Высокий

24 %

0

20 %

15 %

Средний

28 %

52 %

12 %

31 %

Низкий

48 %

48 %

68 %

55 %

№ 2 контрольная

Высокий

28 %

0

28 %

19 %

Средний

54 %

60 %

28 %

47 %

Низкий

28 %

40 %

44 %

37 %

По результатам таблицы и диаграммы видно, что исследуемых нами группах высокий уровень развития патриотических качеств выявлен у 15 % в группе № 1, и у 19 % в группе № 2. Средний уровень: 31 %в группе № 1 и 47 % в группе № 2. Низкие результаты у 55 % в группе № 1 и 37 %в группе № 2.

Рис. 1. Результаты изучения уровней развития патриотических чувств старших дошкольников

Выводы.

Таким образом, критериями и показателями уровней развития патриотических чувств старших дошкольников, исходя из анализа задач программ дошкольного образования в данной области, выступают: когнитивный критерий, с показателями: наличие знаний названия своего города, района, домашнего адреса; наличие знаний достопримечательностей города, площадей, скверов); мировоззренческо-ценностный критерий, с показателями: способность к аргументированному суждению, оценке; умение выразить свое отношение к объектам; мотивационно-потребностный критерий, с показателями: эмоционально-эстетическая отзывчивость; уважение и интерес к культуре народа, народному искусству, традициям, обычаям, фольклору, стремление к их творческому освоению и сохранению.

Проведенное нами исследование уровней развития патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста показало, что большинство детей в обеих группах имеют недостаточный уровень развития данных качеств, что говорит о необходимости организованного обучения и воспитания детей. Анализируя в целом понимание необходимости формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста, воспитателями и состояние современной практики ДОУ можно сделать следующие выводы: в ДОУ уделяется внимание решению задач формирования патриотических чувств детей, однако, работа осуществляется бессистемно и при этом используется однообразные методы и формы работы.

Литература:

  1. Алтабаева, Е. Б. Севастополеведение: содержание, формы и методы работы / Е. Б. Алтабаева, Е. М. Поливянная. — Севастополь: Рибэст, 2011. — 150 с.
  2. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. — 280 с.
  3. Истоки: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Л. А. Парамонова. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Сфера, 2011. — 320 с.
  4. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» /Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 208 с.
  5. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий /под. Ред Е. Ю. Александровой. — Волгоград: Учитель, 2007. — 203 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384)/ режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11678

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов