Библиографическое описание:

Кобылянская Т. М., Курмакаева Г. З., Гавриш Е. Н. Формирование предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на основе партнёрских отношений детей, их родителей и педагогов // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №1. — С. 77-80.



 

В статье рассматриваются особенности формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности, а также развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельности. Представлен опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста в познавательных, творческих и исследовательских детско-взрослых проектах. Материал будет интересен педагогам, воспитателям, специалистам дошкольных образовательных учреждений.

Ключевые слова: экспериментирование, познавательная активность, проектная деятельность, знания, опыты, исследования.

 

Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал.

В. А. Сухомлинский

 

Проектная и исследовательская деятельность способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, а также облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности. Если тщательно изучить нужную информацию, проанализировать и обобщить необходимые факты, то можно не только пополнить и расширить свои знания, но и развивать творческие способности и способности к самостоятельному труду.

Дошкольники — прирожденные исследователи. И тому подтверждение — их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача взрослого — не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)

Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т. д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём. Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Именно на этом и основывается активное применение и развитие детской поисково-исследовательской деятельности в нашей работе.

Какие жеусловия создаются в ДОУ для поисково-исследовательской деятельности дошкольников?

          Организовываем различные виды деятельности с детьми с элементами экспериментирования. Они строятся на стремлении вызвать удивление от открытий, Поэтому удивляются вместе с детьми и удивляют их и старичок-Лесовичок, и Белочка-вертелочка, Звёздочка-мерцалочка? Например: из какого материала изготовлена корзинка Лесовичка, как может Белочка с таким пушистым хвостом прыгать по верхушкам деревьев, где прячутся звёздочки?

          Групповое пространство организовываем таким образом, чтобы дети могли активно осваивать разные способы познания окружающего мира: книги, видеофильмы, аудионосители.

          Если информационного поля детского сада оказывается недостаточно, возможен выход за пределы учреждения: совместная поисковая деятельность взрослых и детей в детской библиотеке, экскурсии в гимназию, музеи и другие культурные и развивающие центры с педагогами и родителями.

          Проектную деятельность мы рассматриваем как особый механизм взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения. Прежде чем приступить к работе с детьми по проектной деятельности, мы проводим целенаправленную просветительскую работу с родителями. С этой целью для родителей проводятся консультации, дни открытых дверей, презентации предыдущих проектов.

          Родители, участвуя в реализации проекта, не только становятся источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но также являлись непосредственными участниками образовательного процесса.

При выборе темы мы соблюдаем следующие правила:

  1.    Тема должна быть интересная ребенку, должна увлекать его.
  2.    Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки). Вот почему педагог должен разрабатывать любое занятие, точно формулирую вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно.
  3.    Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Учитывая особенность детской природы, дети младшей, средней, а иногда и старшей групп не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, занятия, прогулки… Это подтверждают многочисленные примеры. Так, например, во время прогулки, наблюдая за поведением насекомых, дети обратили внимание на маленькую пчёлку, которая перелетала от цветка к цветку и не отдыхала ни минутки. У детей сразу возникло много вопросов по этому поводу, с которыми они обратились к воспитателю: Что она ищет в цветах? Почему перелетает с одного цветка на другой? Где она живет?.. И тогда мальчик Родин сказал, что он знает, где живет пчелка. «Такой домик есть у дедушки, и туда прилетает не одна, а много пчелок. Про пчёл и мёд мой дедушка знает всё

Летом Родион отдыхал в деревне. Вместе со старшим братом нашли в старом сарае такие пластинки, которые называются вощина. Он спросил у папы «Что это такое?». Папа рассказал, что его дедушка был пчеловодом.

И тогда мальчик стал обо всем расспрашивать папу и маму. Он задавал много вопросов: Где живут пчёлки? Что такое эликсир? Какая у пчёлки семья? Чем полезен мёд? Где пчёлы зимуют?

Так из простого детского любопытства и интереса возник замечательный проект «Как пчелки мёд добывают?»,целью которого было расширить представление ребёнка об экологических связях в природе на примере жизни пчелы, создать условия для развития поисково-исследовательской деятельности в процессе реализации исследовательского проекта.

Первое направление введение изменений в традиционное содержание и организацию образовательного процесса. Дети увлекаются самими процессами поисков ответов на «загадки», с которыми они сталкиваются. Эти мероприятия проводятся на разном материале, содержание которого вызывает живой интерес детей и, в то же время, дают им возможность участвовать в наблюдениях, экспериментировании, исследовании предметов и в других способах сбора эмпирического материала. В рамках недели педагогического мастерства «Мир книги» в группе проводился семейный досуг «Книги вокруг нас», на который Тихон В. с мамой принесли старинные книги из своей домашней библиотеки и рассказали о них детям, Это были необычные, старинные, редкие книги. Не только дети, но и мы, взрослые, с интересом их разглядывали, слушали рассказ Тихона и его мамы. Потом в ходе беседы с ними выяснилось, что помимо книг у них дома есть ещё много других старинных вещей, раритетов, доставшихся им по наследству от бабушек и прабабушек. Семья Тихона В. вдохновилась нашей идеей создания семейного мини-музея старинных вещей, так как у них появился устойчивый интерес к этой проблеме. Так и возник этот детско-взрослый исследовательский проект «Семейный мини-музей старинных вещей»

Второе направление пропедевтики детской проектной и исследовательской деятельности — проведение длительного исследования.

В ходе работы по этому направлению взрослые вместе с детьми намечают опытные исследования, в ходе которых дети смогут найти ответы на свои вопросы, а затем проверить их с помощью книг и других источников. В ходе наблюдений и экспериментов взрослые обращают внимание детей на некоторые общие подходы и способы действий, на средства, помогающие осуществлять исследование. На основе деятельности такого рода у детей начинает складываться устойчивое представление о необходимости проверять справедливость найденной информации и достоверность собственных выводов, желание реализовать собственный замысел исследования. Именно так получилось у Саши Т. Наблюдая за улиткой, которая жила у него дома, Саше захотелось узнать больше интересного и неизвестного о её жизни: что ест, куда прячется, как спит, трудно ли ей носить на спине свой домик, из чего этот домик, уютно ли ей в нём? Вместе с мальчиком за улиткой стали наблюдать и бабушка, и папа, и мама, и его друзья. Она стала предметом обожания и взрослых, и детей. «Моя подружка улитка» стала длительным занимательным проектом…

Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает и игровую деятельность дошкольников. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. Примером может послужить интересный творческий проект Сони Я. «Волшебство новогодней ночи». Прекрасный сказочный дворец, изготовленный совместно с родителями на конкурс новогодних поделок, так вдохновил девочку, что она придумала удивительную сказочную историю…Эта история так затронула души детей, что они не смогли остаться равнодушными. Ребята решили обыграть эту сказку: кто-то захотел стать белочкой, кто-то — зайчиком, кто-то- снегирём, а девочки, все как одна, хотели быть Снегурочками. Атрибуты, костюмы, декорации дети готовили сами, конечно, с помощью родителей. Эта волшебная и добрая история очень объединила и детей, и взрослых.

Тесно сотрудничая с родителями, имея от них обратную информацию, мы знаем, что наша работа ведется не зря. Дети с интересом продолжают экспериментировать дома. Родители принимают в этом активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов ребёнка, который продолжает искать ответы на интересующие его вопросы и в домашних условиях. Они поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности. Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения и радости. Разглядывая фотографии с незнакомыми пейзажами, необычными сооружениями, экзотическими цветами и фруктами, забавными и животными, Соня задавала маме вопросы: где растут такие красивые цветы, прочему эти фрукты такие ароматные и душистые, где можно встретить таких забавных мартышек?.. И тогда мама с удовольствием стала рассказывать ей о своей интересной профессии, о странах, где она бывает, о своих впечатлениях…

Но больше всего Соне понравился белый игрушечный слоник, привезённый из Таиланда. А рассказы мамы об этой удивительной стране вызвали у Сони желание ближе познакомиться с этой загадочной страной. И проект «Прекрасное далёко» показал всем нам, насколько полно было удовлетворено детское любопытство, и насколько Соня обогатилась и знаниями, и впечатлениями, и эмоциями и как ей хотелось, чтобы об этом узнали и другие. Работа над проектом изменила девочку: она стала более коммуникативной, инициативной, эмоционально зрелой.

Таким образом, мы педагоги, на практике убеждаемся в том, что только партнёрские отношения между детьми и взрослыми в процессе развития познавательной активности, коммуникативных навыков, формируют предпосылки поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира.

 

Литература:

 

  1.    Дельгас Г. В. Влияние экспериментальной работы на развитие компетентностей участников образовательного процесса в ДОУ // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, — 2009. — № 3.
  2.    Дельгас Г. В. Сказка в гости к нам пришла // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, — 2009. — № 4.
  3.    Дельгас Г. В. Экспериментальная деятельность педагогов как условие развития ДОУ // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, — 2010. — № 2.
  4.    Ротару Е. Н., Трубина С. М. Программа эксперимента по предшкольному образованию // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2008. — № 3.
  5.    Ротару Е. Н., Трубина С. М. Образовательная программа предшкольного образования // Инновационные проекты и программы в образовании, — 2008. — № 2.
  6.    Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. Волгоград. Перемена. 1995
  7.    Савенков А. И. путь к одарённости: исследовательское поведение дошкольников — СПб. Питер, 2004.
  8.    Савенков А. И. Одарённый ребёнок дома и в школе. — Екатеринбург: У- Фактория, 2004.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов