Ребенок и гаджеты: психологическое исследование мнений современных родителей | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (4) март 2016 г.

Дата публикации: 03.03.2016

Статья просмотрена: 2922 раза

Библиографическое описание:

Барсукова, О. В. Ребенок и гаджеты: психологическое исследование мнений современных родителей / О. В. Барсукова, Е. В. Мавлютова, М. А. Савка. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 1 (4). — С. 14-18. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/24/719/ (дата обращения: 19.04.2024).



 

В статье проводится изучение мнений родителей детей, посещающих школы и дошкольные государственные образовательные учреждения. Исследование ориентировано на выявление некоторых тенденций в воспитательной системе современных семей. Представлены результаты психологического исследования «Мой ребенок и телевизор». Материал будет интересен педагогам и специалистам образовательных организаций, практическим психологам и родителям детей дошкольного и школьного возраста.

Ключевые слова: дети,гаджеты,телевизор, компьютер, мнение, родители.

 

Современный мир невозможно представить без компьютеров, телевизоров, планшетов и других технических новинок. Известно, что технические чудеса, придуманные человеком, порой идут ему не только во благо, но и во вред. Компьютер и дети — это тесная связь, которая с каждым годом становится все прочнее, а дети все раньше осваивают современную технику. В то же время, все чаще педагоги и психологи в своих исследованиях отмечают снижение показателей физического и психического развития детей [1,6,7].

О влиянии чрезмерного увлечения планшетами, компьютерами, просмотра телевизионных программ на развитие ребенка написано много статей, книг и высказано много мнений. Большинство из них схожи в том, что телевизор и компьютер — это достижение цивилизации, которое является одним из ведущих факторов в общей тенденции к ухудшению детского здоровья. При этом важно учитывать психофизиологические, эмоциональные и педагогические факторы, а также неминуемое ограничение двигательной активности детей [7]. Последнее является не менее важным, поскольку специалистам давно известно, что уровень развития движений ребенка в целом определяет уровень его физического и психического развития.

Если обратиться к данным зарубежных исследований, то показательны следующие факты.

В СШАстатистика показывает, что на 2013 год 75 % детей в возрасте до 8 лет имеют доступ к планшету, смартфону или любому мобильному устройству у себя дома. Хотя ещё 2 года назад, в 2011, количество пользователей среди детей было всего 52 %. В семьях с детьми до 8 лет увеличилось количество планшетных устройств с 8 % до 40 %, в 5 раз всего за 2 года. Далее было рассмотрено, как использовали планшет дети до 8 лет. Получились следующие результаты — 72 % детей использовали мобильное устройство для игр, просмотра видео и других приложений, по сравнению с 38 % в 2011 году [2].

В Великобританииопрошенные дети используют планшет следующим образом: 87 % — для игр;78 % — просмотр видео; 76 % — для интернета;75 % — узнать что-то;74 % — загрузки различных приложений;53 % — социальные сети;52 % — фотографирование и съёмка видео;48 % — для общения в сети с друзьями;48 % — видео общение;47 % — просмотр ТВ.

Южная Корея:посостоянию на июль 2012 года количество пользователей интернета в Южной Корее среди лиц от 3 лет и старше было 38 120 000 (на 940 000 увеличение по сравнению с 2011 годом). Это составило 78,4 % от всего населения страны.

Россия: в 2012 году компании OnlineMarketIntelligence и Digitalparentingrussia провели опрос в российских городах-миллионниках. Участники были в возрасте от 18–55 лет, которые являлись родителями детей до 18 лет. В опросе мог принимать участие только один член семьи, таким образом было опрошено почти 4000 человек. Как показали результаты опроса, мобильный телефон, ноутбук и компьютер стали частью жизни большинства. Планшет используют 12 % родителей и 8 % детей [2].

Исследователи также проанализировали, чем занимаются родители совместно с детьми за цифровыми устройствами. Выяснили, что поиск в интернете один из распространённых совместных действий [2].

Рис. 1. Чем родители занимаются с детьми при наличии (ПК, планшета)

 

А теперь посмотрим наопрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) о том, какова доля интернет пользователей в России и с каких устройств чаще всего выходят в интернет: в 2015 г. существенно увеличилась доля тех, кто использует для выхода в интернет планшет, смартфон или ноутбук, по сравнению с 2012г. [2].

 

Таблица 1

Переносные гаджеты используются всё активнее

 

Рассмотрим теперь проведенный нами обзор мнений современных родителей по теме: «Мой ребенок и телевизор». Статья посвящена исследованию основных родительских установок по указанной теме, сбору информации о количестве времени, которое сегодня ребенок проводит за просмотром телевизионных передач, а также выявлению взаимосвязи с основами образа жизни семьи. С данной целью была разработана анкета (опросник), содержащая в себе как открытые, так и закрытые вопросы. Исследование проводилось на базе следующих учреждений: ГБОУ гимназия № 1528 (г. Зеленограда), ГБОУ ЦРР Детский сад № 2574 (г. Москва), ГБОУ детский сад № 690 (г. Москва). Период проведения исследования: март — апрель 2012 г. Обработка результатов проводилась на основе качественного и количественного анализа данных.

В данном исследовании приняли участие более 80 человек. На вопросы отвечали родители детей в возрасте от 1,5 до 10 лет, посещающих государственные образовательные учреждения. Возрастной состав испытуемых был следующим: 36 % родителей в возрасте 20–30 лет, 42 % родителей в возрасте 30–40 лет, 22 % в возрасте 40–50 лет (рис. № 2).

Рис. 2. Возрастная характеристика выборки

 

Из предварительных бесед с некоторыми родителями становится ясно, что сегодня телевизор и компьютер настолько прочно вошли в бытовую жизнь, что во многих домах работают почти круглосуточно. Одни включают телевизор «для фона», другие с головой погружаются в телевизионный мир для того, чтобы отвлечься и получить психологическую разгрузку после рабочего дня. Как следствие — дети едва ли не с пеленок начинают смотреть телевизор, с каждым годом проводя возле него все больше и больше времени.

В тоже время только 22 % родителей считают, что просмотр телевизора не вредит здоровью ребенка, 78 % родителей уверены в обратном. Полученные данные исследования также свидетельствуют о том, что только 17 % родителей считают, что просмотр телевизора вредит зрению ребенка, но на его психическое здоровье это не оказывает серьезного влияния, 83 % испытуемых думают иначе.

Для того чтобы выяснить, насколько возраст родителей и детей влияет на общее время, выделяемое для просмотра телевизора, составлена наглядная таблица (табл. № 1).

 

Таблица 2

Показатели возраста родителей и детей

Возраст родителей

Средний возраст детей

Средний показатель времени просмотра ребенком телевизора

родители 20–29 лет

3,5 года

1 час 20 минут

родители 30–40 лет

6,5 лет

1 час 30 минут

родители 40–50 лет

10,5 лет

2 часа

 

В своей психолого-педагогической практике авторы достаточно часто сталкиваются с мнением родителей о том, что просмотр мультфильмов благоприятно влияет на речевое развитие их детей. Данное мнение распространено среди 47 % родителей, 53 % родителей его не разделяют. Большинство родителей также считают, что просмотр телепрограмм позволяет существенно расширить кругозор детей, познакомить их с окружающим миром. Данной точки зрения придерживается большинство родителей — 70 %, 30 % опрошенных думают иначе.

В целом, родители разделяют мнение педагогов и психологов о негативном влиянии чрезмерного просмотра телепередач на психоэмоциональное состояние детей. Так, большинство (82 % родителей) придерживается мнения, что эмоциональное состояние детей зависит и от того, что они видят на экране, 19 % не разделяют данную точку зрения. Также 41 % родителей отметили, что на сон ребенка оказывает влияние то, что он видел при дневном просмотре телепрограмм, 59 % родителей не выявили такой закономерности. 37,5 % родителей считают, что просмотр телепрограмм никак не связан с подавлением сознания и воли ребенка, 62,5 % испытуемых думают иначе. Кроме того, 81 % родителей считают, что современные дети меньше играют и общаются друг с другом из-за того, что много времени проводят перед телевизором или компьютером, 19 % опрошенных не согласны с данным утверждением.

Важным также является рассмотрение влияния просмотра телевизора на организацию деятельности и режимные моменты жизни детей, а также наличие или отсутствие в семье ограничений по времени просмотра телепрограмм. Половина родителей утверждают, что с удовольствием бы ограничивали время просмотра ребенком телепрограмм, но именно это позволяет занять ребенка и освободить время для дел. 43 % родителей уверены в том, что четко ограничивать время просмотра ребенком телепрограмм невозможно, 66 % не поддерживают данную точку зрения. 34 % родителей отмечают, что их ребенка невозможно «оторвать» от телевизора или компьютера, большинство (73 %) с этим не согласны. 25 % родителей считают, что их ребенку ничто так не интересно, как просмотр телевизора ил сидение у компьютера, против данного высказывания выступили 75 % родителей. 22 % опрошенных отмечают, что большую часть свободного времени их ребенок проводит за просмотром телепрограмм ил за компьютером, 78 % родителей считают иначе. При опросе родителей детей раннего возраста (от 1,5 до 3 лет) было выявлено, что в 12,5 % семей часть режимных моментов (прием пищи, одевание на прогулку и т. п.) производится только при включенном телевизоре, в противном случае ребенок отказывается принимать в них участие и «капризничает», у семей 87,5 % данной особенности не наблюдается.

Примерные варианты ограничений времени, отведенного на просмотр ребенком телевизора, представлены в таблице (табл. № 2).

 

Таблица 3

Отмеченные в семьях ограничения по времени

Ограничения по времени

Процент родителей, вводящих ограничения

5–15 минут

8 %

15–30 минут

25 %

40–50 минут

11 %

1–1,5 часа

26,5 %

2–3 часа

14 %

3 и более часа

15,5 %

 

В целом же, большинство опрошенных (95 % родителей) считают, что регламент просмотра ребенком телевизора устанавливается в каждой семье индивидуально и во многом зависит от того, каких правил и установок придерживаются сами родители, и только 5 % в этом не уверены. Полный перечень анкетных вопросов представлен в приложении (Прил. Таблица № 4).

Проведенное исследование подтверждает тенденции к изменениям в воспитательной системе и жизненном укладе современных семей. Конечно же, существует идеальное педагогическое правило: чем позже давать ребенку технику, тем лучше. К сожалению, в современной жизни оно не очень работает. Во-первых, в силу того, что образ жизни большинства взрослых людей очень технологизирован. И зачастую именно родители своим примером демонстрируют ребенку нездоровый стиль жизни и общения. Во-вторых, процесс технологизации все глубже проникает в дошкольное и школьное образовательное пространство. В детских садах и школах внедряют планшеты, разрабатывают специальные развивающие игры, оцифровывают учебные пособия. Воспитателив садиках стараются использовать новые технологии в комплексе, совмещая виртуальную картинку и реальную игру.Конечно, новые технологии открывают много возможностей для развития: детям можно показать то, что раньше они бы не увидели вживую. Но ни в коем случае нельзя ограничиваться только гаджетом. Рисование, лепка из пластилина, «живые» игры, прогулки на природе, общение со сверстниками и взрослыми — важные и незаменимые составляющие здорового, полноценного и счастливого детства.

 

Предложенные утверждения

Согласны

Не согласны

1.

Я считаю, что просмотр телевизора не вредит здоровью ребенка.

22 %

78 %

2.

Может быть, просмотр телевизора и вредит зрению ребенка, но на его психическое здоровье не оказывает серьезного влияния.

17 %

83 %

3.

Я заметил(а), что просмотр мультфильмов благоприятно влияет на речевое развитие детей.

47 %

53 %

4.

Я бы с удовольствием ограничивал(а) время просмотра ребенком телепрограмм, но именно это позволяет занять ребенка и освободить время для дел.

50 %

50 %

5.

Четко ограничивать время просмотра ребенком телепрограмм невозможно.

34 %

66 %

6.

Моего ребенка невозможно оторвать от телевизора / компьютера.

27 %

73 %

7.

Моему ребенку ничто так не интересно, как просмотр телевизора / сидение у компьютера.

25 %

75 %

8.

Есть, одеваться и т. п. мой ребенок соглашается только при включенном телевизоре.

12,5 %

87,5 %

9.

Большую часть свободного времени ребенок проводит за просмотром телепрограмм / за компьютером.

22 %

78 %

10.

Эмоциональное состояние детей зависит и от того, что они видят на экране.

81 %

19 %

11.

Я заметил(а), что на сон ребенка оказывает влияние то, что он видел при дневном просмотре телепрограмм.

41 %

59 %

12.

Просмотр телепрограмм позволяет существенно расширить кругозор детей, познакомить их с окружающим миром.

70 %

30 %

13.

Просмотр телепрограмм никак не связан с подавлением сознания и воли ребенка.

37,5 %

62,5 %

14.

Регламент просмотра ребенком телевизора устанавливается в каждой семье индивидуально и во многом зависит от того, каких правил и установок придерживаются сами родители.

95 %

5 %

15.

Современные дети меньше играют и общаются друг с другом из-за того, что много времени проводят перед телевизором / компьютером.

81 %

19 %

ПРИЛОЖЕНИЕ: Таблица № 4.

Данные проведенного анкетирования

 

Литература:

  1. Андреева М. «Дети и телевизор: держите дистанцию» [Электронный ресурс] // Информационный портал «Русская цивилизация» www.rustrana.ru
  2. Влияние планшета на ребенка (2–13 лет) [Электронный ресурс] // Информационный портал https://geektimes.ru
  3. Ерошкина М. Как бороться с детской телеманией? [Электронный ресурс] // «ШколаЖизни.ру» — ежедневный познавательный журнал — режим доступа: www.xpomo.com (дата обращения: 06.02.2013г.).
  4. Колиснык В. «Телевизор калечит детей» // Вечерние Вести. 2001. — № 080 (576).
  5. Медведева И., Шишова Т. «Телеэксперимент над детьми» [Электронный ресурс] // Сайт Интернет против телеэкрана — режим доступа: www.contr-tv.ru
  6. Пацлаф Р. «Застывший взгляд. Физиологическое воздействие телевидения на развитие детей». Источник: Rainer Patzlaff «Der gefrorene Blick. Physiologische Wirkungen des Fernsehens und die Entwicklung des Kindes».
  7. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, просмотр телевизора, просмотр телепрограмм, компьютер, мой ребенок, время просмотра, ребенок телепрограмм, телевизор, ребенок телевизора.

Ключевые слова

дети, дети, компьютер, родители, родители., мнение, гаджеты, телевизор

Похожие статьи

«Я — житель интернета»: явление интернет-зависимости у детей...

Ключевые слова: дети,гаджеты,телевизор, компьютер, мнение, родители. Большую часть свободного времени ребенок проводит за просмотром телепрограмм / за компьютером.

Негативное воздействие СМИ — условие, способствующее...

Поэтому офтальмологи утверждают, что до достижения указанного возраста ребенку противпоказывается смотреть на экран телевизора (компьютера, телефона и т. д.). Родителям стоит время, затрачиваемое на просмотр нескончаемое количество любимых телепрограмм...

Роль детских телевизионных передач в интеллектуальном...

В наше время это огромное количество специальных каналов и передач для детей. Это один из способов, благодаря которым дети лучше познают окружающую среду.

Предназначен для детей от 6–12 лет и их родителей [5].

Влияние мультфильмов на психологическое состояние детей...

Поэтому очень важно контролировать просмотра детьми анимационной продукции со

— В— третьих, важно учитывать и родителями и детьми, время пребывания перед телевизором.

- Дополнительное освещение (лампа). - Компьютер, программы для создания мультфильма.

Влияние современных мультфильмов на социальное развитие...

В течение того времени, когда ребенок смотрит очередной мультфильм, родители даже и не задумываются о том, что просмотр мультипликационных фильмов становится вредной привычкой для их детей и скоро ребенка будет очень тяжело оторвать от телевизора [4].

Влияние мультипликационных фильмов на речь младших...

Родители начинают приучать детей к телевизору с самого раннего детства, забывая о том, что потом могут быть негативные последствия. Влияние телевидения на развитиеличности ребёнка недооценивать нельзя.

Роль радио в жизни ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

При этом исключается отрицательное воздействие телевизора, компьютера, планшета на зрение ребенка. А также ребенку не нужно концентрировать внимание на действии, происходящем на экране.

Что должны знать родители, оставляя ребёнка одного дома

Средний показатель времени просмотра ребенком телевизора.

Средний показатель времени просмотра ребенком телевизора. Конечно же, существует идеальное педагогическое правило: чем позже давать ребенку технику, тем лучше.

Влияние просмотра мульпликационных фильмов на психическое...

Ведь от того, что смотрит ребенок, зависит не только его психологическое самочувствие, но и отчасти формирование личности. Многие родители в качестве метода воспитания используют именно мультфильмы, во время просмотра ребенок полностью отключается от внешнего мира.

Похожие статьи

«Я — житель интернета»: явление интернет-зависимости у детей...

Ключевые слова: дети,гаджеты,телевизор, компьютер, мнение, родители. Большую часть свободного времени ребенок проводит за просмотром телепрограмм / за компьютером.

Негативное воздействие СМИ — условие, способствующее...

Поэтому офтальмологи утверждают, что до достижения указанного возраста ребенку противпоказывается смотреть на экран телевизора (компьютера, телефона и т. д.). Родителям стоит время, затрачиваемое на просмотр нескончаемое количество любимых телепрограмм...

Роль детских телевизионных передач в интеллектуальном...

В наше время это огромное количество специальных каналов и передач для детей. Это один из способов, благодаря которым дети лучше познают окружающую среду.

Предназначен для детей от 6–12 лет и их родителей [5].

Влияние мультфильмов на психологическое состояние детей...

Поэтому очень важно контролировать просмотра детьми анимационной продукции со

— В— третьих, важно учитывать и родителями и детьми, время пребывания перед телевизором.

- Дополнительное освещение (лампа). - Компьютер, программы для создания мультфильма.

Влияние современных мультфильмов на социальное развитие...

В течение того времени, когда ребенок смотрит очередной мультфильм, родители даже и не задумываются о том, что просмотр мультипликационных фильмов становится вредной привычкой для их детей и скоро ребенка будет очень тяжело оторвать от телевизора [4].

Влияние мультипликационных фильмов на речь младших...

Родители начинают приучать детей к телевизору с самого раннего детства, забывая о том, что потом могут быть негативные последствия. Влияние телевидения на развитиеличности ребёнка недооценивать нельзя.

Роль радио в жизни ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

При этом исключается отрицательное воздействие телевизора, компьютера, планшета на зрение ребенка. А также ребенку не нужно концентрировать внимание на действии, происходящем на экране.

Что должны знать родители, оставляя ребёнка одного дома

Средний показатель времени просмотра ребенком телевизора.

Средний показатель времени просмотра ребенком телевизора. Конечно же, существует идеальное педагогическое правило: чем позже давать ребенку технику, тем лучше.

Влияние просмотра мульпликационных фильмов на психическое...

Ведь от того, что смотрит ребенок, зависит не только его психологическое самочувствие, но и отчасти формирование личности. Многие родители в качестве метода воспитания используют именно мультфильмы, во время просмотра ребенок полностью отключается от внешнего мира.

Задать вопрос