Маркеры игрового пространства | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Организация игровой деятельности

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (4) март 2016 г.

Дата публикации: 10.02.2016

Статья просмотрена: 8773 раза

Библиографическое описание:

Савицкая, Н. М. Маркеры игрового пространства / Н. М. Савицкая, Л. О. Сафонова, О. И. Лаврентьева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 1 (4). — С. 118-127. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/24/718/ (дата обращения: 25.04.2024).



 

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать

Я. А. Коменский

 

Организация предметно-игрового пространства и предметно-развивающей среды является необходимым условием для формирования игровой и познавательной деятельности ребенка. Задача дошкольного учреждения состоит в том, чтобы создать такую предметно-развивающую среду в группе, которая обеспечивала бы ребенка всевозможным материалом для его активного участия в разных видах деятельности. Пространство игровой комнаты необходимо организовать таким образом, чтобы оно позволяло детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей, чтобы в случае необходимости любой ребенок мог уединиться для занятия индивидуальной деятельностью. Решение этой задачи невозможно без создания маркеров игрового пространства нового типа.

В проекте «Требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования» представлены следующие психолого-педагогические требования:

  1.              Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия) целостную, многофункциональную, трансформируемую среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
  2.              Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансировано, среда не должна быть архаичной, она должна быть созвучна времени, но и традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду «новому» как ценному самому по себе
  3.              Следует руководствоваться следующими принципами:

                   полифункциональности среды, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;

                   трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства;

                   вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями

  1.              Необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду, как общим, так и специфическим материалом для девочек и мальчиков.
  2.              В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.
  3.              Подбор осуществляется для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная) а также для активизации двигательной активности ребенка.
  4.              Материалы и оборудование должны отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
  5.              Материал для игры классифицируется исходя из его сюжетообразующей функции, и должен включать предметы оперирования, игрушки-персонажи и маркеры (знаки) игрового пространства.

Детально изучив требования к созданию предметно-развивающей среды, мы проанализировали существующие условия в группе. Оказалось, что созданная предметно-развивающая среда отвечает лишь некоторым ФГТ, не всегда учитываются принципы ее построения, страдает качественный и количественный состав предметно-развивающей среды. В связи с этим, целью нашей работы стало создание новых креативных маркеров пространства, оптимально соответствующих вышеизложенным требованиям. Определились и задачи:

  1.              Проанализировать уже существующие маркеры игрового пространства.
  2.              Подобрать материал, отвечающий гигиеническим, эстетическим требованиям
  3.              Разработать новые разнообразные модели маркеров для различных видов деятельности.
  4.              Изготовить маркеры.
  5.              Опробовать маркеры на практике.
  6.              Выявить недоработки, устранить выявленные недоработки, по возможности усовершенствовать модели.

Для изготовления многозначных маркеров игрового пространства мы использовали строительные ячеистые полипропиленовые листы (сертификат качества имеется). Эти листы бывают красного, желтого, белого, синего, зеленого цветов. Они доступны по цене, легко режутся обычным строительным ножом или портновскими ножницами. Для изготовления маркеров нам понадобилось:

  1.              строительный нож;
  2.              линейка;
  3.              ножницы;
  4.              скотч;
  5.              самоклеющаяся разноцветная пленка.

Рис. 1. Разрезание полипропиленового листа

 

Рис. 2. Склеивание частей маркера при помощи скотча

 

Тематическое содержание сюжетов игры с использованием многозначных маркеров разнообразнее, чем при использовании традиционных маркеров (кухня, магазин, парикмахерская и т. д.).

Маркер «Корабль» изготовлен из одного полипропиленового листа синего цвета. Технология изготовления этого маркера следующая:

  1.              Полипропиленовый лист разрезается на 4 равные части.
  2.              Все части соединяются с помощью скотча. Расстояние между частями должно составлять не менее 4–5 мм, чтобы модель можно было сложить.
  3.              Для безопасности края деталей обклеиваются скотчем или самоклеющейся пленкой.
  4.              По желанию можно наклеить на модель волны, рыбок, якорь или иллюминатор из самоклеющейся пленки.

Этот маркер легко трансформируется в бассейн, песочницу, речку, дорогу, забор, арку и т. д. Его можно использовать не только для сюжетной игры, но и в совместной деятельности и для развития двигательной активности (подлезание, перепрыгивание),

Рис. 3. Маркер «Корабль»

 

Рис. 4. Бассейн, аквариум, песочница

 

Рис. 5. Горы, арка

 

Рис. 6. Речка, дорога

 

Маркер «Машина» изготовлен из одного полипропиленового листа синего цвета (цвет можно выбрать любой). Технология изготовления этого маркера следующая:

  1.              Полипропиленовый лист разрезаем на две равные части.
  2.              Одной части при помощи портновских ножниц придается форма кабины и вырезается окно.
  3.              Вторая часть разрезается на две равные части. Эти части прикрепляются к кабине при помощи скотча на расстоянии не менее 4–5 мм.
  4.              По желанию на кабину можно приклеить «фары» из самоклеющейся пленки.

Этот маркер в процессе игры можно использовать как машину, электричку, маршрутку, автобус, телевизор, театр и т. д. Его также можно использовать для развития двигательной активности в качестве мишени или ворот.

Рис. 7. Маркер «Машина»

 

Рис. 8. Театр

 

Маркер «Ракета» изготовлен из одного полипропиленового листа синего цвета. Технология изготовления этого маркера следующая:

  1.              Полипропиленовый лист разрезается на три равные части.
  2.              Все части соединяются при помощи скотча в одно полотно.
  3.              В средней части вырезываются круглые отверстия диаметром 15–16 см.

Это маркер дети использовали в как стиральную машину, раздевалку на море, подводную лодку, льдину с прорубью, тоннель и т. д. Если проделать небольшие отверстия около угла и привязать шнур, то можно использовать этот маркер как заправочную станцию для машин.

Рис. 9. Маркер «Ракета»

 

Рис. 10. Тоннель

 

Рис. 11. Льдина с прорубью

 

Маркер «Ширма» изготовлен из двух полипропиленовых листов белого цвета. Технология изготовления этого маркера следующая:

  1.              Каждый полипропиленовый лист разрезается на две равные части.
  2.              Одна из четырех получившихся частей делится на две равные части.
  3.              Все детали склеиваются при помощи скотча. Расстояние между частями не менее 4–5 мм. Детали приклеиваются поочередно: большая, маленькая, большая, маленькая.
  4.              Одной маленькой детали при помощи строительного ножа придается форма домика (вырезаем треугольную крышу). На другую маленькую деталь приклеиваем «пенек» из самоклеющейся пленки.
  5.              На больших деталях приклеиваем из самоклеющейся пленки стволы и ветви дерева и ель.
  6.              На все детали приклеиваем «липучки» для того, чтобы в процессе игры можно было прикрепить на модель маркера листья, животных, грибы, ягоды, птиц и т. д.

Этот маркер удобно использовать не только как ширму, но и как дидактическое пособие при рассматривании времен года, в игре «Четвертый лишний», «Что перепутал художник?» «Бывает — не — бывает?». Можно его использовать в совместной деятельности по формированию элементарных математических представлений: «Сосчитай все грибы, ягоды, животных и т. д.», «Что на дереве, под деревом, над деревом?», «Состав числа» и т. д. Также его очень удобно использовать и в театральных постановках

Рис. 12. Маркер «Ширма»

 

Рис. 13. Театр

 

Маркер «Дом» изготовлен из двух полипропиленовых листов разного цвета (в нашем случае — желтого и зеленого). Технология изготовления этого маркера следующая:

  1.              По центру каждого полипропиленового листа делается надрез толщиной равной толщине листа от края до центра.
  2.              Листы вставляются один в другой.
  3.              В одной части вырезается «дверь», в другой — «окно».

При помощи этого маркера можно обыграть огромное количество сюжетов: «Семья», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» и т. д.

Рис.14. Маркер «Дом» (магазин, семья)

 

Рис. 15. Маркер «Дом» (семья)

 

В процессе изготовления маркеров у нас оставались небольшие куски полипропиленовых листов. Из них мы сделали мини-маркер «Дом» для игры за столом. С этим маркером можно также играть и на ковре. При игре с этим маркером дети могут использовать как кукольную мебель, так и мебель, сделанную из конструктора «ЛЕГО», настольного конструктора или бросового материала. А для запуска сюжета детям предлагаются фигурки животных, солдатики, маленькие машинки, куколки, картинки с изображением окна, ковра, телевизора, природы и т. д.

Рис. 16. Мини-маркер «Дом»

 

Рис. 17. Мини-маркер «Дом»

 

Нашли мы применение и для самых маленьких обрезков. Нарезали из них полоски размером 3х15 см. Разложили их в ряд на расстоянии 1 см. друг от друга и проклеили их двумя полосками самоклеющейся пленки с двух сторон. Полоски приклеили параллельно друг другу. Получился заборчик. Дети сразу нашли для него другое применение: железная дорога, зоопарк, ферма и т. д. Из прямоугольников большего размера (примерно 10х25) сделали длинный забор. Прямоугольники можно приклеить скотчем или обклеить весь заборчик самоклеющейся пленкой. Во время склеивания деталей забора не забывать оставлять зазор между деталями 4 -5 мм.

Рис. 18. Мини-маркеры. Заборчик, автодорога, железная дорога

 

Рис. 19. Мини-маркер. Железная дорога

 

Опробовав маркеры в работе с детьми, мы убедились, что они обладают рядом достоинств и отвечают современным требованиям:

  1.              легко трансформируются;
  2.              многофункциональные;
  3.              вариативны;
  4.              развивают детскую фантазию и воображение;
  5.              активизируют двигательную активность;
  6.              рассчитаны на все возрастные категории от 3–7 лет;
  7.              отвечают гигиеническим требованиям (легко моются, безопасны);
  8.              имеют эстетический вид;
  9.              занимают мало места при хранении;
  10.         выполнены из недорогих, доступных материалов.

 

Литература:

 

  1.              ФГОС ДО
Основные термины (генерируются автоматически): маркер, полипропиленовый лист, предметно-развивающая среда, помощь скотча, технология изготовления, часть, двигательная активность, игровое пространство, ребенок, синий цвет.

Похожие статьи

Создание модели развивающей предметно-пространственной...

Новая развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ предполагает особую педагогическую реальность как ситуацию

 обеспечение игровой, познавательной, исследовательской, двигательной, творческой активности, экспериментирования.

Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом...

детский сад, развивающая предметно-пространственная среда, ребенок, игровое пространство, окружающий мир, дошкольный возраст, предметно-игровая среда, дошкольное образование...

Значение предметно-пространственной развивающей среды...

Он помогает активизировать познавательную деятельность, стимулировать речевую и двигательную активность воспитанника.

окружающая среда, ранний возраст, ребенок, маленький ребенок, окружающий мир, предметно-пространственная среда, развивающая...

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

Библиографическое описание: Урванова Н. Ю. Развивающая предметно-пространственная среда как средство

Одной из основных задач считаю обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, речевую, двигательную и иную активность детей.

Варианты использования нетрадиционного оборудования...

Каждый ребенок имеет возможность выбрать себе занятие по душе, построить свою игровую деятельность в соответствии со своим замыслом и идеей.

Основные термины (генерируются автоматически): игровая деятельность, развивающая предметно-пространственная среда.

ребенок, развивающая предметно-пространственная среда...

детский сад, развивающая предметно-пространственная среда, ребенок, игровое пространство, окружающий мир, дошкольный возраст, предметно-игровая среда, дошкольное образование, развивающая...

Создание предметно-развивающей среды для детей...

Тщательно продуманная предметно-развивающая среда пробуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества.

- стабильность — материалы и пособия, маркеры игрового пространства, имеющие постоянное место

Организация развивающей предметно-пространственной...

Скачать Часть 4 (pdf). Библиографическое описание

Организуя развивающую предметно-пространственную среду, не стоит забывать о том, что ребенок не объект, а субъект

Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду.

Роль педагога в организации предметно-пространственной...

Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения подготавливалась к новому учебному году и не менялась до следующего года, из-за чего дети, быстро теряли к ней интерес. Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом...

Похожие статьи

Создание модели развивающей предметно-пространственной...

Новая развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ предполагает особую педагогическую реальность как ситуацию

 обеспечение игровой, познавательной, исследовательской, двигательной, творческой активности, экспериментирования.

Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом...

детский сад, развивающая предметно-пространственная среда, ребенок, игровое пространство, окружающий мир, дошкольный возраст, предметно-игровая среда, дошкольное образование...

Значение предметно-пространственной развивающей среды...

Он помогает активизировать познавательную деятельность, стимулировать речевую и двигательную активность воспитанника.

окружающая среда, ранний возраст, ребенок, маленький ребенок, окружающий мир, предметно-пространственная среда, развивающая...

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

Библиографическое описание: Урванова Н. Ю. Развивающая предметно-пространственная среда как средство

Одной из основных задач считаю обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, речевую, двигательную и иную активность детей.

Варианты использования нетрадиционного оборудования...

Каждый ребенок имеет возможность выбрать себе занятие по душе, построить свою игровую деятельность в соответствии со своим замыслом и идеей.

Основные термины (генерируются автоматически): игровая деятельность, развивающая предметно-пространственная среда.

ребенок, развивающая предметно-пространственная среда...

детский сад, развивающая предметно-пространственная среда, ребенок, игровое пространство, окружающий мир, дошкольный возраст, предметно-игровая среда, дошкольное образование, развивающая...

Создание предметно-развивающей среды для детей...

Тщательно продуманная предметно-развивающая среда пробуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества.

- стабильность — материалы и пособия, маркеры игрового пространства, имеющие постоянное место

Организация развивающей предметно-пространственной...

Скачать Часть 4 (pdf). Библиографическое описание

Организуя развивающую предметно-пространственную среду, не стоит забывать о том, что ребенок не объект, а субъект

Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду.

Роль педагога в организации предметно-пространственной...

Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения подготавливалась к новому учебному году и не менялась до следующего года, из-за чего дети, быстро теряли к ней интерес. Моделирование игрового пространства в ДОУ с учетом...

Задать вопрос