Библиографическое описание:

Долгова А. В. Предупреждение дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, у детей с ОНР на занятиях по подготовке к обучению грамоте // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №1. — С. 75-77.



 

Обучение письменной речи — один из самых трудных этапов обучения в школе. Он же, одновременно, является и важнейшим этапом, на котором закладывается возможность дальнейшего успешного обучения.

К сожалению, есть дети, и их количество в последние годы неуклонно растёт, которые допускают множество специфических ошибок при письме.

Иногда эти ошибки невозможно объяснить никакими правилами. Обычно взрослые считают такие ошибки нелепыми и объясняют их неумением слушать учителя, невнимательностью.

В письменных работах этих детей часто встречаются следующие ошибки:

                   пропуски букв и слогов;

                   перестановка букв и (или) слогов;

                   недописывание слов;

                   написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго «поет звук»);

                   повторение букв и (или) слогов;

                   контаминации — в одном слове слоги разных слов;

                   слитное написание предлогов, раздельное написание приставок («настоле», «на ступила»).

Эти специфические ошибки свидетельствуют о наличии дисграфии, на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Учителям — логопедам, работающим в дошкольном образовании, на занятиях по подготовке к обучению грамоте, необходимо планировать целенаправленную и эффективную работу, направленную на профилактику и предупреждение дисграфии, обусловленной нарушение языкового анализа и синтеза.

Система работы на занятиях по подготовке к обучению грамоте включает: коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, подготовку к обучению грамоте (Г. А. Каше, Т. Ф. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова).

Коррекционное обучение также предусматривает овладение на данном возрастном этапе определенным кругом знаний об окружающем и соответствующим объемом словаря.

В коррекционном обучении, по формированию языкового анализа и синтеза, выделяют три раздела:

I раздел работы — артикуляторный (подготовительный) предполагает уточнение артикуляционной основы сохранных и легких в артикуляции звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [т], [к], [к’], [х], [х’], [ф], [ф’], [в], [в’], [j], [б], [б’], [д], [г], [г’] в целях развития фонематического восприятия и звукового анализа. Эти звуки в речевом потоке детьми произносятся неотчетливо, с вялой артикуляцией, смешиваются между собой ([к] — [х], [в] — [б] и т. д.) или являются заместителями отсутствующих звуков, что свидетельствует о незавершенности процессов фонемообразования.

Занятия по уточнению артикуляции, развитию фонематического восприятия и подготовки детей к анализу и синтезу звукового состава слова проводятся логопедом на фронтальных занятиях и обязательно на звуках правильно произносимых всеми детыми группы. Затем логопед в определенной последовательности включает во фронтальные занятия, оставленные к этому времени исправленные звуки.

II раздел работы — дифференцировочный, в котором выделяется 2 этапа.

На первом этапе дифференциации каждый правильно произносимый звук сравнивается на слух со всеми артикуляционно и акустически близкими звуками. Большое внимание уделяется уточнению дифференциации гласных звуков, от четкости произношения которых, прежде всего, зависит внятность речи и анализ звуко-слогового состава слова.

После усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков дифференциация производится не только на слух, но и в произношении, — это второй этап дифференциации.

III раздел работы — формирование звукового анализа и синтеза состоит в следующем:

  1.              Формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твердый и мягкий звуки.
  2.              Формирование представлений о линейной последовательности звуков в слове и о количестве звуков в слове.
  3.              На основании уточненных произносительных навыков артикуляции гласных звуков [а], [у], [и] отрабатывается наиболее легкая форма анализа — выделение первого гласного звука из начала слова.
  4.              Формирование умения делить слова на слоги, используя зрительную опору-схему, где длинной четой обозначается слово, короткой слог; формирование умения делать слоговой анализ слова.
  5.              Анализ и синтез обратного слога типа [ап].
  6.              Уточнение артикуляции согласных звуков. Выделение последнего звука в слове типа суп.
  7.              Выделение начальных согласных в словах типа сок.
  8.              Выделение ударных гласных из положения после согласных в словах типа сом.
  9.              Анализ и синтез прямого слога типа [са].
  10.         Полный звуковой анализ и синтез односложных слов из трех звуков типа сом и двусложных типа зубы с опорой на схемы, где обозначаются и слоги, и звуки.
  11.         Полный звуковой анализ и синтез слов со стечением согласных в составе односложных слов типа стол, стул, двусложных с закрытым слогом типа кошка, трехсложных типа панама, произношение которых не расходится с написанием.
  12.         Преобразование слов путем замены отдельных звуков: сок — сук.
  13.         Знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова.
  14.         Полный ЗСА слов.

Среди методов, повышающих эффективность обучения, применяемых логопедом на занятиях по подготовке к обучению грамоте с положительной стороны зарекомендовали себя дидактические игры.

  1.              «Поймай звук».

Цель. Учить выделять звук из ряда других звуков.

Описание игры. Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям хлопнуть в ладоши, когда они услышат звук [а]. Далее предлагаются разные звуки: А, П, У, А, К, А и т. д. Для усложнения можно предложить только гласные звуки. Аналогично проводится игра на выделение других звуков, как гласных, так и согласных.

  1.              «Веселый поезд».

Цель. Учить определять место расположения звука в слове.

Оборудование: игрушечный поезд, картинки, в названиях которых есть определенный звук, занимающий в слове разные позиции.

Описание игры. Перед детьми располагается поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры, каждый в своем вагоне: в первом — те, в названии которых заданный звук находится в начале слова, во втором — в середине слова, в третьем — в конце.

  1.              «Рассели звуки».

Цель. Упражнять в определении последовательности звуков в слове.

Оборудование: картинки, фишки, карточки с клеточками по количеству звуков в слове.

Описание игры. Детям предъявляется картинка, слово-название которой будет анализироваться, и графическая схема слова. Количество клеточек этой схемы соответствует количеству звуков данного слова. Детям раздаются фишки и предлагают выложить их в графической схеме.

  1.              «Угадай-ка».

Цель. Развивать умение составлять слова из предложенных звуков.

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры. Логопед предлагает детям угадать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (сок, осы, носок — сон; ключ, обруч, топор — кот)

  1.              «Разноцветные мячи».

Цель. Закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления.

Оборудование: мячи красного и синего цвета.

Описание игры. Красный — гласный. Синий — нет.

Что за звук? Мне дай ответ!

Педагог бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный — если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно педагогу.

  1.              «Покажи кружок нужного цвета».

Цель. Закрепление дифференциации гласных и согласных звуков.

Оборудование: красные и синие круги по количеству детей.

Описание игры. Каждому ребенку раздают по красному и синему кругу. Педагог предлагает детям послушать разные звуки, и поднят синий круг, если они услышат согласный звук и красный, если гласный. Аналогичным образом можно проводить игры по дифференциации согласных по мягкости — твердости, звонкости — громкости.

  1.              «Назови братца».

Цель. Закрепление представлений о твердых и мягких согласных.

Оборудование: мяч.

Описание игры.

Первый вариант.

Логопед называет твердый согласный звук и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч, называет его мягкую пару — «маленького братца» и перебрасывает мяч логопеду. В игре принимают участие все дети. Она проводится в достаточно быстром темпе. Если ребенок ошибается и дает неверный ответ, то логопед сам называет нужный звук, а ребенок повторяет его.

Второй вариант.

Логопед называет мягкий согласный звук, а дети — его твердую пару. Логопед подключает к проверке ответов самих детей. Для этого в условиях игры оговаривают, что если дети заметят ошибку, они должны хлопать. Это заставляет всех детей быть активными и внимательными на протяжении всей игры, а не только тогда, когда логопед бросает им мяч.

Третий вариант.

Логопед сначала называет твердый согласный звук, а дети его мягкую пару. Затем, когда в игре примет участие половина детей, воспитатель называет мягкий согласный, а дети — его твердую пару.

 

Литература:

 

  1.              Агранович З. Е. «В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников».- СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
  2.              Гомзяк О. С., «Говорим правильно в 6 -7 лет. Конспекты фронтальных занятий I, II, III периоды обучения в подготовительной к школе логогруппе». М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
  3.              Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием I, II, III периоды».- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.
  4.              Пожиленко Е. А. «Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов