Автор: Громова Любовь Алексеевна

Рубрика: Педагогика детей раннего возраста

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (4) март 2016 г.

Библиографическое описание:

Громова Л. А. Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №1. — С. 109-111.



 

В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей детей раннего возраста. Выделяются цель и задачипедагогов дошкольного образовательного учрежденияпри работе с родителями, уделяется внимание педагогическому просвещению родителей и методам работы с ними.

Ключевые слова: адаптация,взаимодействие, дошкольное образовательное учреждение, ранний возраст, родители, семья.

 

Актуальность исследования: Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.Детский сад — первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, где начинается их педагогическое просвещение. Создание образовательного пространства в дошкольной организации с привлечением семьи как среды развития личности ребенка дошкольного возраста является одним из перспективных направлений развития системы дошкольного образования в России. Определяющим социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Главное условие развития взаимодействия с семьей — общение в системе «педагог — ребенок — родитель». Участие родителей в жизни собственных детей помогает им отличить мир детей от мира взрослых; относиться к нему, как к равному себе, проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке.

Многие ученые (Арнаутова Т. В., Глебова Л. В., Давыдова Т. А., Зверева О. Л., Куликова Т. А., Сухомлинский В. А., и др.) утверждают о целесообразности совместного участия, взаимодействия этих двух систем в воспитании подрастающего поколения. Идея взаимодействия общественного и семейного воспитания прошла длинный путь своего развития в России и за рубежом. Взаимодействие в образовательном процессе представляет собой систему взаимообусловленных контактов в единстве социальных, психологических и педагогических связей, где социальная сторона предопределяет результат педагогического взаимодействия, психологическая обеспечивает механизм его осуществления, а педагогическая создает ту среду, в рамках которой становится необходимым и возможным сам процесс организации педагогического взаимодействия.

В соответствии с Законом Российской федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Взаимодействие процесс непосредственного или опосредованного взаимного влияния людей друг на друга, предполагающий их взаимную обусловленность общими задачами, интересами, совместной деятельностью и взаимно ориентированными реакциями. Признаки реального взаимодействия: одновременное существование объектов; двусторонность связей; взаимопереход субъекта и объекта; взаимообусловленность изменения сторон.

Целью работы: явилось выявление условий успешного взаимодействия ДОУ с семьей ребенка раннего возраста.

Объект исследования: процесс взаимодействия ДОУ с семьей ребенка раннего возраста.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия взаимодействия ДОУ с семьей ребенка раннего возраста.

Методы исследования:

          Словесно-практические методы и методы контроля (проведение беседы и анкетирование родителей и воспитателей);

          Сравнительный анализ и обобщение, качественная оценка;

          Сравнение программных задач и решение педагогических ситуаций;

          Методы дифференциации.

Гипотеза исследования: взаимодействие ДОУ с семьей ребенка раннего возраста будет успешным, если соблюсти следующие условия:

          установление взаимного доверия во взаимоотношениях между специалистами ДОУ и родителями;

          проявление педагогического такта по отношению к родителям;

          условное разделение родителей на группы по принципу их педагогических установок, влияющих на выбор того или иного приоритетного направления развития детей;

          синтезирование задач развития и обучения детей в ДОУ и в семье, учитывая точку зрения педагогов и родителей;

          использование различных форм взаимодействия ДОУ с родителями.

Многие исследователи (Козлова А. В., Дронова Т. Н., Евдокимова Д. Н. и др.), психофизиологические особенности детей раннего возраста влияют на успешность адаптации их к условиям дошкольного учреждения.

Адаптация к условиям детского сада — это сложный процесс, который затрагивает не только ребенка, но и активно взаимодействующих с ним взрослых (родителей, воспитателей и др.). Готовить к поступлению в детский сад нужно не только самого ребенка, но и его близких взрослых (родителей, бабушек и дедушек). Ведь посещение малышом яслей вносит существенные изменения в их образ жизни и деятельность.

Формы и методы взаимодействия детского сада и семьи:

Традиционные формы:

          Коллективные (родительское собрания, конференция, круглые столы, открытые занятия, дни открытых дверей, вечера вопросов и ответов);

          Индивидуальные (посещение семей, педагогические беседы с родителями, индивидуальные консультации);

          Наглядно-информационные (режимных моментов, занятий, фотографий, выставки детских работ, ширмы, папки передвижки, стенды).

Нетрадиционные формы:

          Информационно-аналитические (анкетирование, брошюры, доска объявлений и др.);

          Досуговые (выставки работ родителей и детей, совместные походы и экскурсии);

          Познавательные (родительские вечера, экскурсии).

Главное условие развития взаимодействия с семьей — общение в системе «педагог- ребенок-родитель». От специалистов дошкольной образовательной организации требуется знание психолого-педагогических технологий.

Психолого-педагогическое просвещение родителей осуществляется в двух аспектах:

          информативное просвещение: знакомство с возрастными особенностями детей; видами оздоровительных мероприятий в семье; с методами воспитательно-образовательного процесса в семье.

          обучающее просвещение по овладению родителями практическими умениями и навыками: руководить детской деятельностью; развивать речь детей; укрепление физического и психического состояния детей; развитие любознательности детей; формирование творческого воображения, предпосылки учебной деятельности у детей; приобщение к общечеловеческим ценностям; обеспечения психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Наше исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей детей раннего возраста проводилось на базе ГБОУ детский сад № 430, и имеет следующие этапы:

Первый этап. Анализ психолого-педагогической и медицинской литературы по проблеме исследования. Формулирование проблемы, цели, задач, постановка гипотезы исследования.

Второй этап. Осуществление поэтапного поискового и формирующего экспериментов с семьями детей раннего возраста.

Третий этап. Анализ полученных экспериментальных данных и повторение эксперимента для доказательства и объективности полученных результатов. Завершение исследования, оформление полученных результатов.

Для исследования условий взаимодействия ДОУ с семьей ребенка раннего возраста мы выбрали метод анкетирования.

Семья и детский сад — два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

На основании проведенного исследования, а также изучения психолого-педагогической литературы мы можем сделать следующие выводы:

1)        Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека.

2)        Взаимодействие воспитателя и родителей детей раннего возраста, должно быть развивающим, контактным, открытым, прямым, произвольным, долгосрочным.

3)        Работа с родителями реализуется через разнообразные формы: традиционные и нетрадиционные, цель которых — обогатить родителей педагогическими знаниями. Примерный план работы с родителями первой младшей группы включает в себя все доступные для этого возраста формы взаимодействия педагога с семьей.

4)        Среди методов изучения семьи достаточно распространёнными стали социологические методы: интервьюирование и анкетирование.

5)        Проведенное анкетирование помогло лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. У педагогов появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

6)        В результате анкетирования была установлена корреляционная связь между типами семей и педагогических приоритетов родителей, а так же взаимодействие их с ДОУ. Это позволило разделить семьи на группы и определить особенности взаимодействия с каждым типом семей.

7)        Было установлено, что взаимодействие ДОУ с семьей ребенка раннего возраста будет успешным, если соблюсти следующие условия:

          установление взаимного доверия во взаимоотношениях между специалистами ДОУ и родителями;

          соблюдение педагогического такта по отношению к родителям;

          условное разделение родителей на группы по принципу их педагогических установок, влияющих на выбор того или иного приоритетного направления развития детей;

          синтезирование задач развития и обучения детей в ДОУ и в семье, учитывая мировоззрение педагогов и родителей;

          использование современных форм взаимодействия ДОУ с родителями для эффективного сотрудничества ДОУ с семьей детей раннего возраста.

Таким образом, нами были разработаны педагогические условия успешного взаимодействия педагогов и родителей детей раннего возраста, посещающих дошкольное образовательное учреждение, методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических учреждений среднего и высшего профессионального образования; данные результаты могут быть использованы в профессиональной деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а также при подготовке специалистов в педагогических учебных учреждениях.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов