Библиографическое описание:

Рыбаченко А. Б., Барба М. Ф., Харсекина Е. В. Роль дидактических игр и игровых упражнений для развития мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №1. — С. 35-37.



 

Игра — это одна из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка [2, с.128].

Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчётливо обнаруживается структура, то есть основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Одна из основных элементов игры — дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия.

Как известно, любая деятельность определяется её мотивом, то есть, тем, на что эта деятельность направлена. Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой. Это означает, что ребёнок играет потому, что ему хочется играть, а не ради получения конкретного результата, что типично для бытовой, трудовой и любой другой продуктивной деятельности.

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил, направляется, контролируется игровыми действиями.

Каждая дидактическая игра имеет правила, которые обусловлены содержанием игры. Правила определяют характер игры и способ действий, организуют и направляют поведение, взаимоотношение детей в игре.

Правила, используемые в дидактической игре, являются критерием правильности игровых действий, их оценки.

Игровые действия составляют основу дидактической игры — без них невозможна сама игра. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

Игровые действия — это те действия, которые производят дети в игре. Чем они разнообразнее и богаче, тем интереснее сама игра. Игровые действия очень разнообразны: в играх детей они заключаются в перестановке, в перекладывании, собирании предметов, их сравнении, подборе по цвету, величине, в раскладывании картинок, в подражательных действиях детей. Дидактические игры требуют последовательности, очерёдности.

Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, а значит, и развития познавательных и нравственных способностей и сил ребенка.

Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи — дидактическая и игровая — отражают взаимосвязь обучения и игры.

Без специального обучения игра у детей с задержкой психического развития не может занять ведущие место и, следовательно, оказать воздействие на психическое развитие. В таком виде игра не способна служить средством коррекции и компенсации дефектов развития аномального ребёнка. Разделу «Игра» не случайно, отведено центральное место в программе воспитания и обучения детей с ЗПР. Тем самым подчёркивается первостепенное значение этой деятельности для обогащения детского развития, коррекции и компенсации разнообразных дефектов в психике аномального ребёнка, подготовки его к обучению в школе.

Различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры или объясняя конструкцию игрушки, даёт фиксированную программу действий для достижения определённого результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения; они направленные на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие.

Игра динамична там, где руководство направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень важно опираться на личный опыт ребёнка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску. В противном случае обучение игре становится механическим [4, с. 56].

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.

Детские психиатры, сталкиваясь с нарушениями здоровья, особенно с отклонениями в психике, выносят диагноз: «Дети в детстве не доиграли». Есть даже такое выражение — «игровая дистрофия детей». Есть отрасль медицины и психологии — игротерапия. Игрою можно диагностировать, познать ребенка. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника [1, с.95].

Игра — важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и доме, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.

Многие игры и упражнения, направленные на развитие у детей ручной умелости, дошли к нам из глубины веков. И это не простая случайность. В те далекие времена, когда еще не существовало письменности, люди хорошо понимали большое значение «ловкости рук» как одного из важнейших условий приспособленности человека к жизни. Это нашло свое отражение и в народных сказках, преданиях, пословицах и поговорках. Всем нам хорошо известны такие выражения, как «мастер золотые руки», «большой умелец» или, наоборот, «руки-крюки», «руки как грабли», «не руками сделано», «не руками сшито», «руки оторвать за такую работу» и т. п. Кто не знает таких детских игр, как «Ладушки» или «Сорока кашу варила»?!

К сожалению, в наш «машинный век» мы стали как-то больше надеяться на машины, чем на собственные руки, в связи, с чем многие родители не стараются развивать у своих детей тонкую ручную моторику и вообще приучать их к «ручной работе».

Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока — белобока», «Коза — рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия.

Прекрасным средством для развития движений пальцев является игра в «Театр пальчиков» — в нее с увлечением играют дети около полутора лет и старше. Наборы «Театра пальчиков» — это головки животных и людей, которые одевают на пальцы и с которыми разыгрывают различные сценки. Игра с детьми второго третьего года жизни должна вестись при участии взрослого — в этом возрасте малыши лишь повторяют движения пальцев, показываемые взрослым. Кроме того, они еще не в состоянии развивать сюжет такого «спектакля». Около четырех лет ребята начинают импровизировать некоторые простые сценки сами.

Нужно подчеркнуть, что такие игры не должны быть очень продолжительны. Как показывают наши наблюдения, 5 минут в день вполне достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка [3, с.64].

Уже начиная с полугода можно производить осторожное сгибание и разгибание пальчиков рук ребенка, а также слегка поглаживать его руки в направлении от пальцев к запястью. В более позднем возрасте для развития мелкой моторики рук могут использоваться все задания, рекомендованные для обследования.

Можно использовать следующие виды работ, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:

  1.                игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками;
  2.                специальные упражнения без речевого сопровождения, объединённые в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика;
  3.                игры и действия с игрушками и предметами:

          раскладывание пуговиц, палочек, желудей и другого природного материала:

          нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку;

          застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, молний;

          игры с мозаикой (различных размеров);

          игры со строительным материалом;

  1.                изобразительную деятельность:

          лепку из пластилина и глины;

          раскрашивание картинок;

          обведение контуров;

          штриховку;

          рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой);

          разнообразную работу с ножницами;

          поделки из природного материала и т. д.

Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Они очень эмоциональные, простые. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира — предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе [5, с. 84]

Таким образом, анализируя роль дидактических игр и игровых упражнений для развития мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития, был сделан вывод о том, что большое влияние на развитие психических процессов оказывает тренировка мелкой моторики рук. Так как игра является основным видом деятельности детей, то осуществлять развитие мелкой моторики следует именно через игры и игровые упражнения.

 

Литература:

 

1.                  Антакова-Фомина Л. В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук. — М.: «Просвещение», 1974.

2.                  Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателей дет. сада. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1991. — 160с.: ил.

3.                  Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. — М.: 1973.

4.                  Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. Обучени детей 2–4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. М.: Владос, 2004.

5.                  Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие / Б. П. Пузанов, В. И. Селиверстов, С Н. Шаховская, Ю. А. Костенкова; Под ред. Б. П. Пузанова. — М.: издательский центр «Академия», 1999. — 160с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов